Конспект открытого урока по русскому языку «Указательные местоимения» в 6 классе

Наира Алипашаева
Конспект открытого урока по русскому языку «Указательные местоимения» в 6 классе

Тип урока: урок рефлексии

Цели урока:

содержательная:

научиться определять грамматические признаки указательных местоимений, употреблять указательные местоимения в речи;

повторить разряды изученных местоимений, изученные орфограммы;

деятельностная:

формировать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования грамматических признаков указательных местоимений;

формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений);

формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само – и взаимопроверка, коллективная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Материалы к уроку: презентация, сигнальные карточки, маршрутные листы.

1. Организационный момент. Мотивация.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Все знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё много всего,

Что достойно, поверь, удивления,

И моего, и твоего.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас!

Я надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем и продолжим удивляться новым открытиям, которые приготовил для нас наш родной русский язык!

Желаю вам успехов и хороших оценок.

2. Целеполагание и актуализация знаний.

Цель:

1. Повторение изученного материала.

- Вчера на уроке мы говорили о самых невоспитанных местоимениях. Вспомните, что это за местоимения и почему мы их так назвали?

- Сегодня мы продолжим разговор об этих местоимениях. Значит тема нашего урока.

Перед вами на партах маршрутные листы. Просмотрите на учебные задачи, которые будут предложены вам в течение урока. Чему вы должны научиться, решая их?

(Через решение разных учебных задач мы научимся безошибочно находить местоимения этого разряда, а также определять их признаки и употреблять их в речи).

Запишите тему урока в маршрутных листах.

3. Решение учебных задач.

1 задача. «Узнай в лицо»

-Вот перед вами первая задача. Узнайте указательные местоимения в лицо. Выберите из предложенных местоимений только указательные. (работа с доской)

Местоимения на карточках: этот, наш, какой-то, таков, столько, кто, себе, те, никакой,

о нас, такой.

-Дополните ряд указательных местоимений (сей. Чем оно интересно? (устаревшее, встречается только в устойчивых сочетаниях: до сей поры, до сих пор, на сей раз)

- Определите разряды остальных местоимений.

наш – прит., какой-то – неопр., кто – относ., себе – возвр, никакой – отриц., о нас – личное.

(Остальные работают в маршрутных листах – подчеркивают указательные, подписывают разряды остальных. Сверяют свою работу с работой у доски). Самооценка.

- Какие разряды местоимений вам не встретились? (вопр.)

Макс. – 5.

2 задача «Исследование»

- А теперь посмотрите на следующую россыпь слов. Я предлагаю вам выступить в роли исследователей. А исследования лучше проводить в группах. Объединитесь в группы. Подумайте, на сколько групп можно разделить данные здесь слова?

Этот, там, здесь, этого, таковы, тут, этому, таков, таково, теперь, с этим, об этом, такова.

- Если сложно, воспользуемся подсказкой!

- Сколько групп у вас получилось? Прочитайте слова 1 группы. Что они представляют собой? (формы слова этот) Как изменяется местоимение этот? (по падежам)

- Прочитайте слова 2 группы. Как изменяется местоимение таков? (по числам и родам)

- Прочитайте слова 3 группы. Что вы о них скажете? (это не местоимения). Почему? (отвечают на вопросы наречий)

- Что общего у местоимений 1 и 2 группы? (разряд) Чем они различаются? (некоторые изменяются по родам, числам, падежам, а некоторые по числам и родам)

- Составьте предложения и сделайте вывод о синтаксической роли данных местоимений. По вариантам. 1 вариант – с местоимением из 1 группы, 2 вариант – с местоимением из 2 группы.

(2 человека у доски___)

Подсчитаем баллы, полученные за это задание. Если вы верно распределили слова на группы – 3 балла. Если вы составили предложение и верно определили синтаксическую роль местоимения – 2 балла. Запишите общее количество баллов.

Макс. – 5 баллов

4. Физкультминутка

Цель: Эмоциональная и физическая разгрузка.

5. Продолжение решения учебных задач.

3 задача. Творческая работа.

- Продолжим тренироваться находить указательные местоимения в тексте. Работаем с предложениями 3 задачи. Скажите, можно ли их назвать текстом. Чего не хватает. Запишите буквы, обозначающие предложения, в определенной последовательности, чтобы получить текст.

А) Прилетели в этот грай грачи к своим старым гнездам.

Б) Вот и наступила в северном крае весна.

В) В этих гнездах они выведут своё потомство.

Г) Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнезда.

БАГВ - Самопроверка. 1 балл.

Подчеркните все местоимения, посчитайте их и запишите их общее количество. (6) – 1 балл. Запишите количество указательных местоимений – 3. – 1 балл

- Предложите свое задание, связанное с указательными местоимениями.

(разобрать по составу, определить морфологические признаки, определить синтаксическую роль)

- Выполните задание, которое вам показалось самым интересным.

Самопроверка по эталону:

выполнили свое задание без ошибок - 2 балла. Запишите общее количество баллов.

Макс. – 5 баллов

4 задача. Цифровой диктант.

- Если вы сегодня хорошо научились находить указательные местоимения, то последнее задание не составит большого труда.

Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями:

1) помнить всегда 2) сколько времени 3) моего соседа 4) тогда цвела 5) кое-где виднеются 6) видно отсюда 7) обещать себе 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) всюду раздаётся 11) приветствую тебя 12) возле той дачи

8,9,12.

Макс. - 2 балла.

6. Самооценка. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

18- 17 баллов – 5;

16-14 – 4

13-8 – 3

меньше 8 – 2.

- Встаньте те, кто поставил себе 4 и 5. Кто сегодня оценил себя на 2. Скажите, что вам надо повторить, чтобы исправиться.

Закончить предложение: На уроке я провёл время с пользой, потому что…

7. Домашнее задание (по усмотрению учителя)

Сдать маршрутные листы.

Маршрутный лист урока ученика 6 класса Б ___

Шестнадцатое марта.

Классная работа.

Тема урока___

1 задача. «Узнай в лицо»

Выберите из предложенных местоимений только указательные, подчеркните их:

этот, наш, какой-то, таков, столько, кто, себе, те, никакой, о нас, такой.

Подпиши разряды остальных местоимений.

Взаимопроверка (сверь с доской): ___ баллов. (Правильно- 1 балл, неправильно – 0 баллов)

Самопроверка (разряды со слайда)___ (Макс. 5 баллов)

Всего за задание: ___

2 задача «Исследование» (работа в группах)

Подумайте, на сколько групп можно разделить данные здесь слова?

Этот, там, здесь, этого, те, таковы, тут, этому, таков, таково, теперь, об этом, с этим, такова.

Составьте и запишите предложение со словами первой группы (1 вариант) и со словами 2 группы (2 вариант).

___

Сделайте вывод о синтаксической роли данных слов.

В предложении слово___ выполняет роль.

Самооценка.

1. Правильно распределили слова на группы – ___ б. (Макс. 3б.)

2. Составили предложение и определили синтаксическую роль слова - ___б. (Макс. 2б.)

Всего за задание ___ б.

3 задача. Творческая работа (работа в парах)

А) Прилетели в этот край грачи к своим старым гнёздам.

Б) Наступила в северном крае весна.

В) В этих гнёздах они выведут своё потомство.

Г) Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнезда. ___ - ___б.

Подчеркните все местоимения, посчитайте их и запишите их общее количество.. - ___б.

Запишите количество указательных местоимений –. - ___б.

___

Проверка по эталону: ___(макс. 2 б.)

Всего за задание: ___б.

4 задача. Цифровой диктант.

Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями:

1) помнить всегда

2) сколько времени

3) моего соседа

4) тогда цвела

5) кое-где виднеются

6) видно отсюда

7) обещать себе

8) за этим зданием

9) после стольких попыток

10) всюду раздаётся

11)приветствую тебя

12) возле той дачи

Всего за задание: ___б. (м

акс. 2б.)

Закончить предложение: На уроке я провёл время с пользой, потому что ___

Оцените свою работу на уроке! Посчитайте баллы: ___

18- 17 баллов – 5;

16-14 – 4

13-8 – 3

меньше 8 – 2.

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе

Тема. Указательные местоимения.

Тип урока: урок рефлексии

Цели урока:

содержательная:

научиться определять грамматические признаки указательных местоимений, употреблять указательные местоимения в речи;

повторить разряды изученных местоимений, изученные орфограммы;

деятельностная:

формировать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования грамматических признаков указательных местоимений;

формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений);

формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само – и взаимопроверка, коллективная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Материалы к уроку: презентация, сигнальные карточки, маршрутные листы.

1. Организационный момент. Мотивация.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Все знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё много всего,

Что достойно, поверь, удивления,

И моего, и твоего.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас!

Я надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем и продолжим удивляться новым открытиям, которые приготовил для нас наш родной русский язык!

Желаю вам успехов и хороших оценок.

2. Целеполагание и актуализация знаний.

Цель:

1. Повторение изученного материала.

- Вчера на уроке мы говорили о самых невоспитанных местоимениях. Вспомните, что это за местоимения и почему мы их так назвали?

- Сегодня мы продолжим разговор об этих местоимениях. Значит тема нашего урока.

Перед вами на партах маршрутные листы. Просмотрите на учебные задачи, которые будут предложены вам в течение урока. Чему вы должны научиться, решая их?

(Через решение разных учебных задач мы научимся безошибочно находить местоимения этого разряда, а также определять их признаки и употреблять их в речи).

Запишите тему урока в маршрутных листах.

3. Решение учебных задач.

1 задача. «Узнай в лицо»

-Вот перед вами первая задача. Узнайте указательные местоимения в лицо. Выберите из предложенных местоимений только указательные. (работа с доской)

Местоимения на карточках: этот, наш, какой-то, таков, столько, кто, себе, те, никакой,

о нас, такой.

-Дополните ряд указательных местоимений (сей. Чем оно интересно? (устаревшее, встречается только в устойчивых сочетаниях: до сей поры, до сих пор, на сей раз)

- Определите разряды остальных местоимений.

наш – прит., какой-то – неопр., кто – относ., себе – возвр, никакой – отриц., о нас – личное.

(Остальные работают в маршрутных листах – подчеркивают указательные, подписывают разряды остальных. Сверяют свою работу с работой у доски). Самооценка.

- Какие разряды местоимений вам не встретились? (вопр.)

Макс. – 5.

2 задача «Исследование»

- А теперь посмотрите на следующую россыпь слов. Я предлагаю вам выступить в роли исследователей. А исследования лучше проводить в группах. Объединитесь в группы. Подумайте, на сколько групп можно разделить данные здесь слова?

Этот, там, здесь, этого, таковы, тут, этому, таков, таково, теперь, с этим, об этом, такова.

- Если сложно, воспользуемся подсказкой!

- Сколько групп у вас получилось? Прочитайте слова 1 группы. Что они представляют собой? (формы слова этот) Как изменяется местоимение этот? (по падежам)

- Прочитайте слова 2 группы. Как изменяется местоимение таков? (по числам и родам)

- Прочитайте слова 3 группы. Что вы о них скажете? (это не местоимения). Почему? (отвечают на вопросы наречий)

- Что общего у местоимений 1 и 2 группы? (разряд) Чем они различаются? (некоторые изменяются по родам, числам, падежам, а некоторые по числам и родам)

- Составьте предложения и сделайте вывод о синтаксической роли данных местоимений. По вариантам. 1 вариант – с местоимением из 1 группы, 2 вариант – с местоимением из 2 группы.

(2 человека у доски___)

Подсчитаем баллы, полученные за это задание. Если вы верно распределили слова на группы – 3 балла. Если вы составили предложение и верно определили синтаксическую роль местоимения – 2 балла. Запишите общее количество баллов.

Макс. – 5 баллов

4. Физкультминутка

Цель: Эмоциональная и физическая разгрузка.

5. Продолжение решения учебных задач.

3 задача. Творческая работа.

- Продолжим тренироваться находить указательные местоимения в тексте. Работаем с предложениями 3 задачи. Скажите, можно ли их назвать текстом. Чего не хватает. Запишите буквы, обозначающие предложения, в определенной последовательности, чтобы получить текст.

А) Прилетели в этот грай грачи к своим старым гнездам.

Б) Вот и наступила в северном крае весна.

В) В этих гнездах они выведут своё потомство.

Г) Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнезда.

БАГВ - Самопроверка. 1 балл.

Подчеркните все местоимения, посчитайте их и запишите их общее количество. (6) – 1 балл. Запишите количество указательных местоимений – 3. – 1 балл

- Предложите свое задание, связанное с указательными местоимениями.

(разобрать по составу, определить морфологические признаки, определить синтаксическую роль)

- Выполните задание, которое вам показалось самым интересным.

Самопроверка по эталону:

выполнили свое задание без ошибок - 2 балла. Запишите общее количество баллов.

Макс. – 5 баллов

4 задача. Цифровой диктант.

- Если вы сегодня хорошо научились находить указательные местоимения, то последнее задание не составит большого труда.

Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями:

1) помнить всегда 2) сколько времени 3) моего соседа 4) тогда цвела 5) кое-где виднеются 6) видно отсюда 7) обещать себе 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) всюду раздаётся 11) приветствую тебя 12) возле той дачи

8,9,12.

Макс. - 2 балла.

6. Самооценка. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

18- 17 баллов – 5;

16-14 – 4

13-8 – 3

меньше 8 – 2.

- Встаньте те, кто поставил себе 4 и 5. Кто сегодня оценил себя на 2. Скажите, что вам надо повторить, чтобы исправиться.

Закончить предложение: На уроке я провёл время с пользой, потому что…

7. Домашнее задание (по усмотрению учителя)

Сдать маршрутные листы.

Маршрутный лист урока ученика 6 класса Б ___

Шестнадцатое марта.

Классная работа.

Тема урока___

1 задача. «Узнай в лицо»

Выберите из предложенных местоимений только указательные, подчеркните их:

этот, наш, какой-то, таков, столько, кто, себе, те, никакой, о нас, такой.

Подпиши разряды остальных местоимений.

Взаимопроверка (сверь с доской): ___ баллов. (Правильно- 1 балл, неправильно – 0 баллов)

Самопроверка (разряды со слайда)___ (Макс. 5 баллов)

Всего за задание: ___

2 задача «Исследование» (работа в группах)

Подумайте, на сколько групп можно разделить данные здесь слова?

Этот, там, здесь, этого, те, таковы, тут, этому, таков, таково, теперь, об этом, с этим, такова.

Составьте и запишите предложение со словами первой группы (1 вариант) и со словами 2 группы (2 вариант).

___

Сделайте вывод о синтаксической роли данных слов.

В предложении слово___ выполняет роль.

Самооценка.

1. Правильно распределили слова на группы – ___ б. (Макс. 3б.)

2. Составили предложение и определили синтаксическую роль слова - ___б. (Макс. 2б.)

Всего за задание ___ б.

3 задача. Творческая работа (работа в парах)

А) Прилетели в этот край грачи к своим старым гнёздам.

Б) Наступила в северном крае весна.

В) В этих гнёздах они выведут своё потомство.

Г) Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнезда. ___ - ___б.

Подчеркните все местоимения, посчитайте их и запишите их общее количество.. - ___б.

Запишите количество указательных местоимений –. - ___б.

___

Проверка по эталону: ___(макс. 2 б.)

Всего за задание: ___б.

4 задача. Цифровой диктант.

Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями:

1) помнить всегда

2) сколько времени

3) моего соседа

4) тогда цвела

5) кое-где виднеются

6) видно отсюда

7) обещать себе

8) за этим зданием

9) после стольких попыток

10) всюду раздаётся

11)приветствую тебя

12) возле той дачи

Всего за задание: ___б. (м

акс. 2б.)

Закончить предложение: На уроке я провёл время с пользой, потому что ___

Оцените свою работу на уроке! Посчитайте баллы: ___

18- 17 баллов – 5;

16-14 – 4

13-8 – 3

меньше 8 – 2.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе «Имя существительное — удивительная часть речи» Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме: «Имя существительное- удивительная часть речи». Магомеднабиева Рашидат Омаровна, учитель.

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Прямая речь» в форме теле-шоу «Кто хочет стать интеллектуалом?» ОРГ момент: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся и создадим друг другу хорошее настроение. Садитесь! 1. ЛИСТЫ, ПРОГНОЗ ПОГОДЫ Ребята,.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Сюжетные картинки
  • Этикет
Автор публикации:
Конспект открытого урока по русскому языку «Указательные местоимения» в 6 классе
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 17:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 декабря. День поделок из ваты на МААМ

Из всех подручных материалов для творчества трудно найти что-либо более похожее на снег, чем вата. Поэтому вата и ватные диски получили такое широкое распространение при создании творческих поделок на...

8 декабря. Международный день художника

Живописцы, окуните ваши кисти! Ведь сегодня в России отмечается ваш...

Лэпбук по Ф. Э. М. П. «Цифры. Счёт»
В детском саду на занятиях по Ф. Э. М. П. большое внимание уделяется обучению детей счету и знакомству с цифрами. Для решения этих задач я использую такое...
Фотоотчет о занятии кружковой деятельности «Снеговик» в старшей группе
В старшей группе «Пчелки» прошло занятие кружковой деятельности по художественно – эстетическому развитию детей «Бумажные фантазии». Тема занятия «Снеговик»....
Натюрморт «Корзина с фруктами» Занятие Лепка в классе предшкольной подготовки....
Натюрморт. "Корзина с фруктами" Лепка в классе предшкольной подготовки. Выполнила работу Токмухамбетова Зарина. Пластилинография — нетрадиционная техника...