Папки-передвижки

Конспект открытого занятия «Детский сад будущего» с использованием ТРИЗ

Ольга Егорова
Конспект открытого занятия «Детский сад будущего» с использованием ТРИЗ

Конспект открытого занятия «ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО» с использованием ТРИЗ.

ЦЕЛИ:

1. Положительные и отрицательные эмоции.

2. Учить понимать настроение других людей. Расширение знаний о человеческих чувствах.

3. Выделение существенных признаков отличия живого от неживого.

4. Обучение умению вести проблемный диалог.

5. Развитие навыков творческого мышления, нешаблонности с помощью типовых приемов фантазирования.

6. Умение ориентироваться в схемах.

7. Развитие речи.

Публикация «Конспект открытого занятия „Детский сад будущего“ с использованием ТРИЗ» размещена в разделах

8. Развитие управляемого воображения.

9. Подведение итогов.

Дети должны сами привести необходимые аргументы, то есть самостоятельно проанализировать и обобщить материал.

Главное, что должны понять дети на этом занятии, что их любят в детском сад, что они жители Земли и никакой умный робот не может заменить человека.

Рассматривается объект – детский сад (система). Подсистема – то, из чего состоит система, ее часть. Надсистема – то, куда входит данная система, как часть. Многоэкранная система мышления – способ организации информации, при котором объект рассматривается не изолированно, а анализируется то, чем он был раньше и чем будет в будущем, из чего он состоит и частью чего является.

ОБОРУДОВАНИЕ: кубики с мордочками; морфологический каталог на ковролине (необычное оформление комнаты в детском саду – разные стили); многоэкранка с обозначениями; картинки с портретами волшебников; таблица с эвроритмом; круг игры «Хорошо – плохо»; круг с рукотворным и нерукотворным миром.

Ход ЗАНЯТИЯ:

На ковре лежат кубики с мордочками:

- веселое приятное настроение;

- нормальное настроение: ровное (ни хорошее, ни плохое);

- грустное настроение (не выспался, не интересно. Мама уехала, голова болит и т. д.).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Логопед предлагает повернуть к гостям кубик с той мордочкой, которая соответствует настроению ребенка перед занятием. Этим приемом логопед фиксирует состояние детей, их готовность к занятию и выражает свое внимание к детям.

1 ЧАСТЬ.

Логопед, используя морфологический каталог с картинками на трех осях координат:

1. По вертикали: русский терем, подводное царство, мир космоса, мир цветов, мир сладостей;

2. По горизонтали - варианты форм: округлая, остроугольная, вогнутая, бесформенная;

3. Еще одна ось – это материал и его виды: дерево, стекло, глина, песок.

Просит соединить любые три оси.

Логопед показывает детям круг, разделенный на черное и белое. В черной половине есть белая вставка, а в белой – черная. Это игра «Хорошо – плохо». Обсуждая стиль комнаты, дети находят хорошее и плохое. В результате получается, что групповая комната может быть представлена в виде русского терема, в котором все сделано из дерева и имеет округлую форму: своды, арки, окна, столы и даже посуда. В этом виде работы много вариантов сочетания трех показателей. Такая работа развивает управляемое воображение, так как получается фантастическое пересечение: мир космоса, бесформенность, стекло. Космическая комната, абстрактная, сделана из стекла. Чтобы это представить, надо посмотреть на свет через прозрачные предметы: аквариум, граненый стакан и т. д. Дети должны подумать и сказать, что хорошего и плохого в таких комнатах.

Из ответов детей: «Подводный мир хорошо, так как не надо ходить в бассейн, но плох, так как большая рыба может проглотить. Хорошо – можно вдоволь поплавать, укрепить здоровье. Плохо, так как надолго не хватит воздуха и можно утонуть и т. д.

2 ЧАСТЬ.

Логопед работает с детьми по многоэкранке: выставляются картинки, буквы, стрелочки.

В центре буквы «Д», «С» - детский сад. Логопед ведет диалог с детьми. Ставятся такие вопросы:

- Зачем человечество или природа придумали детский сад?

- Почему дома одному плохо? ( Дети: В детском саду можно играть – много друзей, игрушек).

- Дома тоже можно играть. ( Дети: Но там нет друзей).

- А занятия у вас есть в саду?

- А что вы ещё делаете?

- А зачем вас учат? Чему учат?

Выставляются буквы «И» и «У» - играть, учиться.

- Что такое есть у детского сада, что он позволяет и учиться и играть? ( Дети: Есть учитель, воспитатель – буква «В»).

- А если бы его не было? (Хорошо это или плохо). Выставляется - … ( Дети: Воспитатель умнее детей – он много читает, есть знания, жизненный опыт.) Выставляются буквы «У» и «З».

Логопед: Я была в одном детском саду. Там все хорошо, но Детский сад не работает.

- Чего там нет? ( Дети: Может быть идет ремонт или нет оборудования, игрушек. А может там нет детей или нет воспитателей (заболели, маленькая зарплата).

- А когда в детском саду нет детей? ( Дети: Когда во всем районе их нет).

- А дети обязательно нужны Детскому саду или нет? ( Дети: Нужны обязательно). Логопед выставляет букву «Д».

- А в другом саду все хорошо, но один ребенок все время плакал. Это было в ясельной группе. Почему он плакал? ( Дети: Он к маме хочет. Не хочет ходить в детский сад, а хочет домой, заболел, устал и т. д.).

- А если он плачет, то можно его научить? ( Дети: Нет, должно быть желание, (выставляется буква «Ж», желание идти на занятия, рисовать, петь, писать, читать).

- Все Детские сады строят в глухом лесу, на болоте? ( Дети: Нет! Детские сады строят в городе (буква «Г», или в селе (буква «С»). Детские сады строят там, где есть дети.)

- А много лет тому назад у древнего человека тоже был Детский сад? ( Дети: Нет. Не было Детских садов. Люди жили в пещерах, охотились на животных, шили себе одежду из шкур животных.)

- А кто ходил на охоту? ( Дети: Папа ходил на охоту, а мама собирала в лесу грибы, ягоды. Коренья, траву, орехи.)

- А кто оставался с детьми? ( Дети: С детьми оставались дедушки, бабушки. Они сидели с ними у костра.)

- А почему не папа с мамой? ( Дети: Они молодые, лучше охотятся, быстрее ходят, ловкие.)

- Но пройдет много – много лет. Какой тогда будет Детский сад? Такой же, как сейчас? ( Дети: Детский сад будет светлый, красивый, в нем будет все необычно, новые игрушки.)

- А будут ли занятия в Детском саду? Давайте заглянем в будущее. (Дети рассуждают о том, надо ли будет делать ремонт, какие будут игрушки – Детский сад со знаком +.

- Но возможно в будущем Детском саду будут работать роботы. Хорошо это? ( Дети: В нем будет заложена информация, то есть ум и знания.)

- А что плохого в таком учителе? ( Дети: Он не обладает добротой, сердечностью (выставляются сердечки). Нельзя роботом заменить человека.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Логопед: В гости к нам пришли волшебники: Великан-Проха, Дели-Давай, Замри-Отомри, Тянульщик-Стремглав, Фея-Инверсия. Логопед показывает картинку с изображением волшебников, а дети выполняют те действия, которые присудили им.

3 ЧАСТЬ.

Подведение итога занятия с использованием эвроритма (путешествие по этажам).

Логопед: Давайте подведем итог занятия. Зачем человек придумал Детский сад?

Дети: В Детском саду играют.

Логопед: Почему в Детском саду интереснее?

Дети: Там много ребят, они играют, дружат.

Логопед: В детском саду только играют?

Ответы детей.

Логопед: А занятия у вас есть?

Ответы детей.

Логопед: Зачем нужны занятия? Чему учат?

Ответы детей.

Логопед: А кто ведет занятия?

Ответы детей.

Игра «Хорошо – плохо».

Логопед: А учитель умнее вас или нет?

Ответы детей. Главная функция Детского сада - давать знания детям.

Логопед: А какие есть Детские сады?

Дети: Логопедический, музыкальный, с изучением английского языка и т. д.

Делают вывод, что в мире есть много разных Детских садов.

Логопед: А если Детский сад есть, но он один в мире. Сможет он выполнить свои функции: играть, учить, воспитывать?

Дети: Нет, не сможет.

Логопед: А если есть Детский сад, но он плохой. Когда он может быть плохим?

Дети: Когда там учат плохому, совершают нехорошие поступки, все дерутся, плохие воспитатели и т. д. Это будет Детский сад со знаком - .

Логопед: А что, если Детский сад отличный, со знаком +, светлый, красивый, а знания не может давать?

Ответы детей.

Логопед: Детский сад подружился с Домом творчества. Это как, хорошая дружба?

Дети: Тогда мы можем научиться вязать, шить, петь, играть на музыкальных инструментах. Это здорово!

Каждый из детей высказывает свои желания получить какие-либо знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Логопед: Ребята, какое у вас настроение после занятия?

Дети: Веселое!

Логопед благодарит за занятие и дарит детям подарки. Звучит приятная музыка.

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Эмоциональное дерево.Эмоциональное дерево. У нас в группе есть "Эмоциональное дерево",оно является частью интерьера и помогает ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций. Все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Детский сад будущего» с использованием ТРИЗ
Опубликовано: 22 апреля 2014 в 19:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД