Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Изготовление Русской куклы»

Олеся Нельзина (Булыгина)
Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Изготовление Русской куклы»

Открытое занятие для подготовительной группы

Воспитатель: Булыгина Олеся Валерьевна

Тема: «Изготовление Русской куклы»[/b]

Задачи

Формировать у детей познавательный интерес к истории русской куклы

Познакомить с куклой – оберегом

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, воплощать в плавных движениях рук, тела характер колыбельной песни

Приобщать детей к художественно – декоративной деятельности.

Материал к занятию

Колыбелька для малыша

Кукла – оберег

Кукла – пупс

Лоскуты х/б ткани (однотонной) 20*20 см.

Лоскуты х/б белой ткани 40*25 см.

Фломастеры

Нитки

Таблица с элементами народного орнамента

Аудиозапись: «Спи моя радость усни», «Русская песня», «Камаринская».

Ход занятия

Дети заходят в зал, встают возле воспитателя полукругом

Воспитатель

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

В – ль. Ребята, поздоровайтесь с гостями. Давайте улыбнёмся гостям и друг другу, что бы у всех было хорошее настроение!

В - ль. А теперь пройдёмте с вами, присядем на диван.

Садитесь поудобней. Сейчас я расскажу вам интересную историю.

Воспитатель

В давние времена ваши бабушки и дедушки тщательно готовились к появлению в семье ребёнка. Будущему малышу мастерили колыбель, шили пелёнки и делали вот такие куклы (воспитатель показывает куклу оберег, которую нельзя было ни порезать, ни уколоть – ведь в куклу – оберег вкладывалась материнская любовь и забота, которые оберегали младенца. Поэтому куклу мастерили без ножниц и иголки. Ещё до рождения ребёнка куклу клали в колыбельку – обжить, обогреть. А когда малыш рождался, куколку клали рядом с ним, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Все куклы – обереги были похожи друг на друга – у них не было лица. Считалось, что если кукла будет уж очень походить на человека, то в неё вселится злой дух, и это навредит ребёнку. Как видите, кукла ещё не была игрушкой для ребёнка, она как бы отвлекала злые силы, оберегала ребёнка. Так её и назвали – берегиня, оберег – от слова оберегать.

Воспитатель (вопросы для общения)

Кто делал таких кукол?

Почему нельзя было пользоваться ножницами и иголками при изготовлении куклы?

Почему у куклы нет лица?

От чего должна была кукла оберегать малыша?

Воспитатель: О кукле – обереге вспоминали ещё и тогда, когда хотели избавиться от какой - не будь напасти. Её три раза поворачивали против часовой стрелки, приговаривая: «Отвернись злом, повернись добром».

Воспитатель показывает детям и проговаривает слова

Воспитатель: Дети, а сейчас пройдём к столу.

- Ребята, а вот и колыбельная, которую приготовили для младенца. Давайте положим в неё куклу – оберег, чтобы согрела колыбельку. А вот и малыш появился, положим его рядом с куклой. Маленькие дети часто ночью плачут, давайте покачаем колыбельку, скажем: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». (Дети качают и проговаривают слова)

Воспитатель: Пусть спит малыш, а мы с вами пройдём на палас. Встаньте в круг.

- Ребята, вам мама пела колыбельную?

- А как правильно петь колыбельную песню? (ласково, с любовью, нежно, плавно, тихо)

Правильно! Молодцы! Давайте каждый представит, что у вас на руках маленький младенец и под колыбельную музыку мы его покачаем.

Звучит «Колыбельная». Воспитатель предлагает детям встать в круг и под музыку имитировать укачивание малыша на руках, выполняя плавные движения руками, туловищем из стороны в сторону.

Воспитатель: Мы с вами прослушали колыбельную «Спи моя радость усни». Автор музыки – Моцарт.

Воспитатель: Ребята, вы хотите иметь такую куколку – оберег?

Давайте пройдём за столы и изготовим таких кукол.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, я сейчас вам покажу, как сделать такую куклу.

- Помните, такую куклу нужно сделать без ножниц и иголки, по старинному, это называлось – «свертеть», «скрутить». Берём белую ткань и скручиваем её трубочкой, а потом сгибаем пополам, ниточкой перевязываем там, где должна быть шея. Теперь нам надо завернуть куколку в пелёнку. Пелёночку мы тоже сделаем сами. Возьмём лоскуток цветной ткани. Фломастером мы нарисуем узор. Узоры рисовали на пелёнке, в которую потом пеленали куклу.

Воспитатель: Посмотрите, какие узоры можно нарисовать.

(Воспитатель показывает схему – модель с узорами и рассказывает, что они символизируют. Дети рассматривают схему – модель с элементами народного узора.)

Воспитатель: Так, например, круги, кресты – это знаки солнца; волнистые линии – это земля, вода, вертикальные линии – деревья, растения.

- Узор нарисуем по краям ткани. Каждый элемент узора тоже обозначал надзор, присмотр. По окончанию рисования заворачивали свою куклу в пелёночку, крепко перевязывали ниткой, чтобы не развернулась.

- А теперь приступайте к работе.

(Воспитатель включает музыку «Русская песня»)

Дети самостоятельно выбирают узор на пелёночку для куклы, рисуют фломастером на ткани.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые куколки – обереги у вас получились!

- Давайте подарим друг – другу кукол со словами – пожеланиями. Вспомним, для чего изготавливали эти куклы, что нужно желать при дарении куклы. (здоровья, счастья, благополучия, добра)

Куклу нужно дарить от чистого сердца, только тогда она принесёт удачу, станет настоящим оберегом.

Дети дарят друг – другу кукол с искренними пожеланиями.

Публикации по теме:

Изготовление русской народной куклы «Неразлучники» (подготовительная к школе группа)Изготовление русской народной куклы «Неразлучники» (подготовительная к школе группа) Задачи: расширить представление детей о народных игрушках, содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки; раскрыть.

Конспект открытого занятия «Город музыкального настроения» для подготовительной группы Программное содержание: • Учить слышать и различать настроение музыки, передавать его в движениях, ассоциировать характер музыки с движениями:.

Конспект занятия «Изготовление тряпичной куклы — Пеленашка» в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Изготовление тряпичной куклы - Пеленашка» Цель: Знакомство с.

Конспект занятия НОД «Русские народные куклы. Изготовление народной куклы» Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. Задачи:.

Конспект занятия НОД «Русские народные куклы. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети подготовительного дошкольного возраста.

Конспект НОД «Куклы на Руси. Изготовление народной тряпичной куклы-колокольчика» Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе Тема: «Куклы на Руси. Изготовление народной.

Мастер-класс «Моя первая мягкая кукла». Изготовление русской народной куклы из ткани совместно с родителямиМастер-класс «Моя первая мягкая кукла». Изготовление русской народной куклы из ткани совместно с родителями Изготовление русской народной куклы из ткани совместно с родителями 18 мая 2018 г в 16:00чПроводила мастер-класс: Гурвиц Людмила Витальевна,.

Мастер-класс с родителями и детьми подготовительной к школе группы «Изготовление куклы-пеленашки» Цель: приобщение родителей и воспитанников к народным традициям декоративно - прикладного искусства. Задачи: -познакомить с изготовлением.

Конспект занятия «Знакомство и изготовление тряпичной куклы  «Кувадка» Конспект занятия Цель: Познакомить с историей народной куклы. Развивать интерес к традициям. Прививать любовь к русской народной кукле.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Изготовление Русской куклы»
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 09:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 июня. День часов на МААМ

Часам и времени посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей определять время по часам и привить им полезную привычку...

25 июня. День мореплавателя

День мореплавателя, или День моряка – это международный праздник ООН, учреждённый в 2010 году по инициативе Всемирной морской организации. Он подчёркивает значимость этой профессии и посвящается именно...


Горячие темочки