МААМ-картинки

Конспект открытого занятия «Формирование основных понятий по ОБЖ в старшей группе детского сада»

Александра Кивалина
Конспект открытого занятия «Формирование основных понятий по ОБЖ в старшей группе детского сада»

Автор: Кивалина Александра Ивановна

Цель занятия:

Дать понятие об огне как стихии и помощнике человека. Закреплять знания и умения применять правила безопасности в природе, дома, на дороге, учить применять художественное слово, произведения устного народного творчества, продолжать учить делать выводы из своих наблюдений, логически мыслить. Закреплять умения составлять рассказ, создавать хороший психологический климат во время занятия.

Активизация словаря:

Чурочки, печурочка, пышки, хворь, брод.

Публикация «Конспект открытого занятия „Формирование основных понятий по ОБЖ в старшей группе детского сада“» размещена в разделах

Подготовительная работа:

Чтение художественных произведений, отгадывание загадок, беседы о телепередачах, экскурсия в пожарную часть.

Методическая работа:

Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок, разучивание игротренинга «Мышки и пышки» и «Солнышко», мелодии «Голоса птиц» и «Солнечный круг». Рисование картинок «Что случилось с солнышком?», «Костёр», схему пути (от стола к двери, от двери к сундучку). Изготовление кузовка, где подобраны загадки солнышка; солнышко из сегментов с цифрами с обратной стороны магнитную доску, сундучок ванночку с краской и тампонами для рисования. Составление ребуса, изготовление короны, глобуса и карты.

Проведение занятия:

1. Входим с детьми в группу, где здороваемся, знакомимся.

2. Спрашиваю детей: «Где мы живём?». Дети отвечают: «На планете Земля». На глобусе и карте находим примерное место проживания. Вопрос: «Что нужно для жизни на Земле?». Ответ: «Тепло, свет, пища, одежда, бережное отношение к окружающему миру» (Заострить на этом внимание).

Далее отгадываем загадку:

Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусается

(Огонь)

Объявление темы занятия: Дети садятся на места полукругом перед воспитателем. Чтение русской народной легенды «Два огня»:

Зажглись на одном огне два огня и стали между собой разговаривать:

-Ох, брат, и погуляю я на той неделе. Весь дом пожгу и двор тоже, ничего не оставлю - говорит первый огонь. – Чего это ты надумал своих хозяев обижать?- удивился второй. – Того и подумал, что они меня сами обижают. Плохо мне у них живётся. Они как печь затопят, так обязательно поругаются, вечерние огни зажигают – опять бранятся. А я люблю, чтобы в доме были мир и покой. Да и хозяйка обо мне не заботится: заметает меня грязным веником, никогда спасибо не скажет, в печь не спрячет, до утра не укроет. - Ну гуляй коли задумал. Только вот что: на вашем дворе наше колесо лежит. Так уж ты его не трогай! А то мои-то хозяева хорошие – зажгут меня с любовью, да с молитвой и погасят с добрым словом.

Вот прошла неделя, и случился в деревне пожар. Сгорел один дом, со всем добром. Только в том дворе нашли после пожара соседское колесо. Лежало оно целым – целёхонькое.

Вопрос: «Дети, о чём говорится в этой легенде?» Ответ: «Огонь не любит злых, неаккуратных людей, он может разозлиться. А к добрым он относится по-доброму. А колесо осталось целым потому, что оно принадлежало добрым хозяевам.

Загадка: Всё ест - не наедается, а пьёт – умирает. (Огонь)

Поговорка: Человеку – друг огонь, только ты его не тронь! (помочь объяснить детям)

Вопрос: Дети, а как вы понимаете дружбу с огнём? Да он греет, освещает жилище, готовит еду.

Благодаря ему, ездят машины, летают самолёты, плывут корабли. А какие электроприборы вы знаете? А почему они опасны? А как зажечь огонь? Дети: нужны спички. А что можно сказать о спичках? Все вместе: спички детям не игрушка!

Стих о спичках:

1) Ростом спичка – невеличка

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Все вы помните, друзья,

Что с огнём шутить нельзя!

2) Спички – близнецы – сестрички

На хозяина похожи:

Глуп хозяин – спички тоже.

А хозяин – не глупец,

А хозяин – молодец.

То, конечно, молодцы

И сестрички близнецы!

3) Это тесный, тесный дом

Сто сестричек жмутся в нем

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костёр.

Не шути с сестричками

Тоненькими спичками.

Магнитная доска: картинки с изображением полянки, где солнышко улыбается, солнышко рассердилось и загрустило.

Стихотворение Е. Поликушина «Антошка»

Спичкою Антошка чиркнул и пошёл.

Сам Антошка крошка-

А пожар большой.

Рассматриваем картинки и составляем рассказ: «Пришёл Антошка на лесную полянку. Солнышко улыбалось. Кругом была красота. Зажёг он костер, рад, а солнышко сердится. Ушёл Антошка, а солнышку грустно: от костра вся полянка превратилась в черное пятно.

«Кто, о чём поёт?»

О чём поёт огонь, гуляя по полям

О том, что занят он не только отопленьем.

Что булки он печет и варит суп с лапшою,

Что расположено к вам всей пламенной душою.

Без ругани и ссор живёт огонь в квартире,

Лишь просит об одном, чтоб вы с ним жили в мире.

Поёт огонь весь день в своём наряде алом,

А ночью спит в золе под чёрным одеялом.

Он – красный, свой костюм, ложась в постель снимает.

И ветер по трубе всю ночь ему играет.

А утром на заре его разбудят спички

И снова он поёт и жжётся по привычке. Ю. Яковлев

Поём русскую народную песенку «Гори огонь в печурочке»:

Во дворе растёт трава,

Я колю, колю дрова.

Колю дрова на чурочки,

Гори огонь в печурочке.

Гори, гори жарче печь,

Будет Дуня пышки печь

Объяснить слова: чурочки, печурочка, пышки

Игротренинг (пальчиковый) «Мышки и пышки»

Десять очень славных мышек (показать 10 пальчиков)

Десять взять решили пышек.

Печь горячую открыли, - (показ ладонями)

К сковородке подскачили, - (пальцы бегут по ладоням)

Лапки все пообжигали, - (отскакивают пальцы)

К маме в норку побежали. - (не плотно сжатый кулак –туда по-очереди все пальцы)

Стала мама их лечить, - (каждый палец правой руки прижать к левой ладони и наоборот)

Пальцы в маслице мочить, -

Пластырь клеить им на лапки, - (указательный палец правой руки дотрагивается до подушечек левой и наоборот.

А потом давать баранки. - (на обеих руках одновременно делают колечки)

Вопрос: Дети, то вы можете сказать, как бы вы поступили в данной ситуации. Да, не только с огнем нужно быть осторожным, но и с тем, что на нем приготовили.

Показать картинку символ огня. Поговорить с детьми, знают ли они случаи возникновения пожаров. Как бы вы поступили? Показать номер телефона:01

Загадка: Что выше леса, краше света,

Без огня горит, летом греет, зимой холодит? (солнце)

Да это солнце. Планета. Раскаленный жар, где сгорают газы, неся нам тепло и свет. Подойти к столу. Что случилось с солнышком? Оно превратилось в белые кусочки, а лучики все рассыпались. Смотрите – конверт. В нем записка. Я очень боюсь, что кто-то берет спички и говорит об огне. А сегодня вы этим и занимаетесь. От страха от меня ушел огонь. Сами знаете, что может случиться. Станет темно и холодно. Отгадайте загадки, спрятанные в кузовке на лесной полянке под ёлочкой.

Это вернет огонь. Помогу вам только тем, Что дарю свою корону. В ней есть еще волшебная сила.

Дети должны дотронуться до неё.

Игротренинг «Солнышко»

Солнышко, солнышко в небе свети. - (Поднять руки вверх)

Яркие лучики к нам протяни.

Руки мы вложим в ладошки твои, - (кружимся)

Нас покружи, оторвав от земли.

Вместе с тобой мы пойдем на лужок, - (строимся в круг, идем по кругу)

Там все мы встанем в красивый кружок.

С песней поводим мы все хоровод

Солнышко с нами по кругу пойдет.

Захлопают радостно наши ладошки, - (хлопаем)

Быстро затопают резвые ножки. - (топаем)

Солнышко скрылось, не видно его,

Не согревает оно никого. - (присесть, вздохнуть).

Поход на полянку: птицы поют. А вот и кузовок. Давайте разожжем костер. Найдем старое место, где горел костер. А то на новом месте мы погубим много травы, насекомых. Разожгли костер и начали отгадывать загадки солнышка.

Символический знак «Дорога» Дети узнают дорожные знаки. Как вести себя на дороге? Почему нельзя кататься на коньках, велосипеде, на санках, играть в мяч? Дети отвечают. Да мы отгадали загадку. Трогаем корону.

Символические картинки о природе, о воде, о здоровье. Дети рассказывают. Как вести себя на лугу, в лесу, на речке.

Объяснить пословицы и поговорки:

Не зная броду – не суйся в воду.

Чистая вода - для хвори беда.

Когда б ни баня, мы все б пропали.

Молодцы. Все загадки отгадали. Давайте загасим костёр и подумаем, что нам делать дальше.

Нужно загасить всё до уголёчка. «Уголёк в уголок отнеси, в уголке уголёк погаси». Дети, смотрите. Ёж ползет и что-то шепчет: А ёж пыхтит и морщится

Что я вам уборщица?

Лес никак не подмету-

Соблюдайте чистоту!

Проверьте, мы ничего не оставили? Мы весь мусор уберем, а кузовок оставим под ёлочкой. Он не наш! А смотрите-ка - здесь клубочек. Как вы думаете. Может он нам помочь? Потрогайте мою корону. Ну, кто помнит сказки, где помогал людям клубочек?

Дети: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Финист – Ясный сокол».

Тогда закроем глаза, а я брошу клубочек. Смотрите, он катится к столу. Здесь ребус (Ключик). Видимо, нам надо открыть какой-то замок. Здесь ещё и бумага. На магнитной доске выкладываем схему пути. Чем измеряется расстояние? Линейкой, полоской, шагами. Давайте измерим шагами-линейкой.

Дети идут по стрелкам, отсчитывая шаги. Подходим к сундуку, открываем замок. Там ванночка с краской, тампоны из поролона. Дети трогают мою корону.

Мы догадываемся, что будем раскашивать солнышко. Дети ложатся на ковер вокруг ванночки и закрашивают солнышко. По окончанию работы, согласно цифр, на обратной стороне сегмента, подходят к магнитной доске. Воспитатель выкладывает силуэт солнышка. (Всё время, сначала рисования, звучит мелодия «Солнечный круг»).

Солнышко улыбается (предварительно восковой свечой нарисовала черты лица, а лучики подарим мы нашим гостям. Пусть всех они согревают, всем светят. А мы ко всему окружающему будем относиться с добротой, пониманием, любовью. И тогда всё будет хорошо. (Прощаемся и уходим).

Публикации по теме:

Календарное планирование работы с воспитанниками детского сада по профилактике БДД Младшая группа 1. «Какой бывает транспорт?» - Формировать представление о транспорте; познакомить с правилами поведения в транспорте.

Неделя безопасности в детском саду. Вторая младшая группа.Неделя безопасности в детском саду. Вторая младшая группа. Предлагаю Вашему вниманию разработку проекта"Недели безопасности"в детском саду для своей второй младшей группы. Каждый день недели был.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Формирование основных понятий по ОБЖ в старшей группе детского сада»
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 15:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД