Папки-передвижки

Конспект открытого занятия «Культура и быт крымских татар»

Галина Панчук
Конспект открытого занятия «Культура и быт крымских татар»

«Культура и быт крымских татар»

старшая группа.

Панчук Галина Ивановна

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с кымскими татарами- их традициями и обычаями «Культура и быт крымских татар»

Цель:

Развивать интерес к крымским татарам, их культурным традициям, желание познать людей и делать добрые дела.

Применять следующие технологии :

взаимодействие с семьей;

созданию мини музея;

Публикация «Конспект открытого занятия „Культура и быт крымских татар“» размещена в разделах

использование регионального компонента «Крымский веночек»

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать у детей знания о культуре и быте народов Крыма, их традициях и обычаях. Знакомить с устным народным творчеством крымских татар. Способствовать возрождению, сохранению и развитию культур через ознакомление детей с их элементами; учить устанавливать и развивать позитивные контакты с окружающим миром и людьми; создавать условия, способствующие осознанию принадлежности к своему роду, семье, ее традициям и обычаям, чувства гордости за это; формировать убеждения в том, что Крым – наш общий дом и всем вместе нужно заботиться о его истории, культуре и жить в мире друг с другом.

Развивающие:

Расширять жизненный опыт детей, знания о крымских татарах (их культуре, быте, традициях и обычаях, о родине, поддерживать и развивать детскую впечатлительность и эмоциональность, патриотические чувства); развивать интерес к незнакомой речи, позитивное эмоциональное реагирование на нее, навыки восприятия и воспроизведения; развивать позитивное отношение к народным играм.

Воспитательные:

Прививать любовь и уважение к малой родине; сформировать убеждённость, что Крым – наш общий дом и всем вместе надо заботиться о его истории и культуре, жить в мире друг с другом.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Физическое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

Словарная работа:

Обогащение словаря – животноводство, коневодство, овцеводство, баба, анна, къартбаба,

къартана, селям алейкум, къалакай, къалакач,калек, кушак, калпак, кафтан, антер, каптан,

туман, тончек, феска.

Использованные методы и оборудование:

Применение стихотворений, активного диалога, вопросов, создание игровой ситуации,метод моделирования – использование доски, картинок, кусочков кожи, войлока.

Национальные крымско - татарские костюмы, угощения, мини- музей предметов татарского быта.

Предварительная работа:

Разучивание национальной крымско – татарской игры «Продай горшок», ознакомительная

беседа о национальностях народов Крыма, о профессиях, дружбе. Работа с семьями детей крымско- татарской национальности. Организация выставки предметов быта и блюд крымско- татарского народа.

Индивидуальная работа:

Изучение стихотворений на родном языке с детьми крымско-татарской национальности.

Ход занятия:

Воспитатель - Ребята, мы с вами очень счастливые люди, потому что живем на берегу

двух очень красивых морей. Скажите, как они называются?

Дети - Черное, Азовское.

Воспитатель - На берегах наших двух морей расположены деревни, села и города где проживают много людей разных национальностей. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. А какие народы вы знаете?

Дети – русские, украинцы, белорусы, евреи, болгары, татары.

Воспитатель - Вот видите, как много разных народов проживает в Крыму. Сегодня мы с вами более подробно поговорим о народе, который называется крымские татары. Есть татары казанские, астраханские, сибирские. Но мы поговорим именно о крымских.

Хочу пригласить Илимхана и Эдема, которые прочтут нам стихотворения на своем родном языке.

(Дети выходят и читают стихи).

«Мен лаф этем»

Анна тилини бильсем,

Эм да гузель лаф этсем,

Эр кез айтыр - Машалла

Не де гузель бу бала

Не де гузель бу бала

Мен анамнен лаф этем,

Мен бабамнен лаф этем,

Лаф этем - эте осем,

Иылдызларгъа мен этем.

Мен окъуйым ве язам

Эзберден шиир айтам.

Достума мектуп язам,

Анна тилимде язам

Анна тилимде язам

Мен анамнен лаф этем,

Мен бабамнен лаф этем,

Къартанамнен лаф этем,

Къарбабамнен лаф этем

Кезинтиге мен чыкъсам,

Эр шейнинъ адым тапсам,

Осе меним юрегим,

Яшасын меним телим

Мен анамнен лаф этем,

Мен бабамнен лаф этем,

Лаф этем - эте осем,

Иылдызларгъа мен этем.

Воспитатель – Понравились ли вам стихотворения? А кто-нибудь из вас слышал раньше такую речь? (дети отвечают). Очень хорошо, что у нас в детском саду многонациональная семья, и мы можем услышать, как говорят люди других национальностей. А сейчас садитесь на стулья поудобнее, и приготовьтесь к серьезной

работе.

Крымские татары, на берегах Крыма поселились очень-очень давно. Чем же они занимались? (ответы детей) - пчеловодством, охотой, сбором ягод и грибов, рыболовством, скотоводством. А знаете ли вы, кто такие скотоводы?(Ответы)

Воспитатель - Скотоводы – это люди, которые разводят скот. А какой скот разводили крымские татары?

(Дети отвечают- лошади, овцы)

Из шкур этих животных выделывали кожу (показываю, из шерсти, катали

войлок (показываю). Делали теплую войлочную обувь, стельки в обувь. Благодаря этим животным у татар всегда было свежее мясо и молоко (из молока они делали вкусный сыр)В наше время крымские как и ваши родители получили образование и работают по разным профессиям. Это и учителя, и врачи, и водители и др. А еще у татар были большие семьи.

Ребята, как вы думаете, кто был главный в семье у русских?

Дети: Папа

Воспитатель: А у крымских татар старший мужчина семьи - Дедушка.

Ребята, по татарски папа- Баба

Мама –Ана

Дедушка- КъартБаба

Бабушка-къартана (карт- значит старый). Давайте все вместе повторим.

Дети повторяют

Ребята, а вы заметили у Илимхана, Эдема и Алины что-то необычное в одежде? (Дети отвечают)

Воспитатель - Правильно, это часть татарской одежды. Давайте мы рассмотрим все детали костюма мальчиков. Как вы думаете, ребята, как называется вот эта часть костюма? Показываю на жилетку

Дети отвечают

Жилетка-кафтан,

Показываю на рубашку

Дети отвечают

Рубашка-калек

Дети отвечают

Пояс- кушак

А что это такое, кто догадался? (головной убор)

Дети отвечают

Шапка –калпак (каракулевая шапка из?-ответы)

(закрепляем новые слова)

А теперь я попрошу подойти Алину, давайте рассмотрим костюм татарской девочки

Нарядное платье для девочки называется Антер, а домашнее платье –Каптан

Штанишки –Туман

Безрукавка – Тончек

Пояс – Кушак

Головной убор – Фес или Феска

Повторяем с детьми

Воспитатель: Ребята и русские и крымские татары не только трудятся, но и любят веселиться. Важным национальным праздником у татар является праздник КыдырЛез Байрам (праздник)

Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Празднуется он в мае, это праздник весны и плодородия. На площадях, в скверах, в парках собираются татарские семьи, молодежь, дети. Все веселятся, обязательно проводится концерт, готовятся горячие кушания и всех присутствующих на празднике угощают. А еще проводится национальная борьба Куреж, борьба с затягиванием пояса. В этот праздник пекут хлебец КЪАЛАКАЙ,

КЪАЛАКАЧ или КАЛАЧ. На землю стелится ткань, хлебец пускают по этой ткани и смотрят урожайный будет год или нет.

Ребята давайте и мы с вами поиграем в народную татарскую игру «Продаем горшки»

(Играем в игру)

Эй, Дружок, продай горшок

Покупай

Сколько дать тебе рублей?

Три отдай (не больше трех)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами поговорили о культуре, традициях крымских татар.

Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам пришел гость, папа Илимхана Эсат агъа, ребята-это уважительное обращение к татарскому мужчине,давайте поздороваемся сним.

Дети здороваются

А теперь мы поздороваемся на крымско-татарском языке Селям Алейкум.

А пришел наш гость не просто так. Он принес с собой выставку предметов быта крымско-татарского народа. Сейчас внимательно наблюдайте за тем, что вам будут показывать и говорить.

(Папа рассказывает)

Воспитатель - ребята, вам понравилось? У кого есть вопросы к Эсат аге? Что запомнили?

(Дети отвечают)

Чтоб звенел веселый смех,

Детвора не плакала,

Светит солнышко для всех

Светит одинаково

День откроем на заре

Золотистым ключиком,

Чтоб досталось на земле

Каждому по лучику.

Озаряет небосвод

И дома и хижины,

Водит звонкий хоровод

С черными и рыжими

Не оставит в стороне

Яника с Тимошкою

Нежно гладит Эмине

Теплою ладошкою.

Чтобы пальмы подросли

И березки с елками,

Чтоб весною соловьи

На ветвях защелкали

Чтоб звенел веселый смех

Детвора не плакала

Светит солнышко для всех

Светит одинаково.

Воспитатель - Независимо, кто мы: украинцы, русские или татары - мы все большая семья. Мы все - народы нашего Крыма. Поэтому жить нужно дружно, нужно помогать друг другу, уважать друг друга, уважать свои традиции и традиции других народов. Пришло время нашему гостю уходить. Давайте поблагодарим его за все и попрощаемся с ним. А сейчас мы будем угощаться сладостями которые готовят татары. Для нас их приготовили семья Илимхана, семья Эдема и семья Алины.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Петушок и его семья»Конспект открытого занятия «Петушок и его семья» Конспект открытого занятия Тема:"Петушок и его семья" Цель занятия: • Расширять представление детей о домашних птицах: петушке, курочке,.

Конспект открытого занятия «70-летие Победы»Конспект открытого занятия «70-летие Победы» Тема: «70-летие Победы» Цель: подготовка семей воспитанников ко Дню Победы. Задачи: обобщить знания детей о Великой Отечественной войне;.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект открытого занятия «Осенние хлопоты»Конспект открытого занятия «Осенние хлопоты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №87 «Улыбка» комбинированного вида г. Улан - Удэ Конспект.

Конспект открытого занятия по ЗОЖ «Витаминки для здоровья» Цель:вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье. Задачи: -учить детей различать витаминосодержащие продукты; -объяснить детям,.

Конспект открытого занятия «Вот так Африка» Тема: «Вот так Африка!» Воспитатель: Копейкина Н. И. Дата: 21.11.2016 г. Цель: познакомить детей с самым жарким континентом – Африкой, с.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

О японском способе снятия стресса и крымских тропах здоровьяО японском способе снятия стресса и крымских тропах здоровья Жители больших городов чаще, чем другие слои населения, подвержены стрессу. У каждого человека выработался свой способ борьбы с нервными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Культура и быт крымских татар»
Опубликовано: 16 января 2021 в 11:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.

2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД