Конспект открытого занятия (НОД) по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздушный океан»

Надежда Кайкина
Конспект открытого занятия (НОД) по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздушный океан»

Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха; формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию; познакомить с природным явлением «ветер», влияние на жизнь человека; развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Предварительная работа: игра «Мыльные пузыри»; загадки о воздухе, ветре; чтение фрагментов из сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане»; изготовление вертушек, игры с ними.

Материал и оборудование: слайды с изображением легких человека; картины с изображением ветра, бури, ветряной мельницы, парусника, разрушенного дома; воздушные шарики, кубик, камешек, весы, стаканы, тазик с горячей водой, бутылка с холодной водой, парашютик.

Ход занятия

Восп. : Ребята, чем мы дышим? (Воздухом) Давайте вдохнем воздух. Куда попал? (В нос) правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие.

Воспитатель показывает силуэт человека, его органы дыхания.

Дети дышат носом – вдох, выдох.

Восп. : Ребята, работу наших легких можно показать на примере воздушных шариков. Возьмите шарики и надуйте их, а теперь сдуйте. Когда вы надуваете шарики, так надуваются наши легкие, когда мы вдыхаем воздух. Шарик сдувается, мы выдыхаем воздух из легких.

- Вот так работают наши легкие. Они трудятся постоянно, и мы должны о них заботиться: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.

- Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (ответы) наши легкие висели бы, как эти сдутые шарики. Мы не смогли бы жить.

Давайте проведем эксперимент. Пальчиками зажмем нос, а ладошкой закроем рот одновременно. (Нам нечем дышать)

Восп. : Без воздуха нет жизни. Воздух окружает нашу планету Земля. Воздухом дышат все: люди, животные и растения.

Ребята, а как вы думаете, откуда берется чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения, деревья)

Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.

Восп. : Ребята вот мы говорим о важности воздуха на Земле. а что еще о нем вы знаете? Какими свойствами он обладает? (Воздух невидим, не имеет запаха, формы. Воздух имеет вес. Его нельзя услышать.)

- Хорошо. Много вы назвали свойств воздуха. А теперь я предлагаю вам все свойства воздуха доказать с помощью опытов.

И начнем мы с того, что попробуем увидеть воздух.

Опыт 1: воспитатель берет стакан с водой и камешек. Камешек опускает в воду, вокруг камушка появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха.

- Ребята, в морозную погоду, гуляя на улице, мы выдыхаем теплый воздух ртом, мы видим пар – это теплый воздух в окружении холодного.

Итак, мы доказали, что воздух можно видеть.

Восп. : Следующим опытом мы докажем, что воздух ощущаем и его можно услышать.

Опыт 2: чтобы услышать воздух, воспитатель предлагает детям надуть воздушные шарики и медленно спустить воздух из него.

А если подставить руку под струю выходящего воздуха, можно его почувствовать.

Итак, мы услышали и почувствовали воздух.

Опыт 3: возьмем маленький парашют и опустим его с высоты. Мы увидим, что, когда парашют опускается, воздух под ним надувает купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.

И здесь мы смогли почувствовать и увидеть воздух.

Опыт 4: воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы выдыхаем и вдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух, - в стакане появились пузырьки воздуха. Мы доказали, что вдыхаем и выдыхаем воздух.

Восп. : А сейчас давайте немножко подышим.

Дыхательная гимнастика

Представьте, что у вас в руке красивый цветок. Давайте его понюхаем. Вдохнем аромат через нос. Выдыхая, скажем: «Ах, какой чудесный запах!» (Повторить несколько раз.)

Восп. : Хорошо. Продолжим наши опыты. И следующим опытом мы должны доказать, что воздух невидим и не имеет собственного запаха.

Опыт 5: когда мы с вами дышали, то никакого запаха не чувствовали. Сейчас я возьму ароматизированную салфетку и немного промашу ею. Воздух обретет запах данной салфетки. А если я возьму апельсин и буду его чистить, то мы почувствуем как распространяется запах апельсина. (Можно взять духи и т. п.) Все это доказывает то, что воздух своего запаха не имеет. Он обретает запах, берет чужой и распространяет его по помещению.

Восп. : С помощью другого опыта, мы с вами узнаем, имеет ли воздух вес.

Опыт 6: положим на весы надутый шарик и не надутый. Чашка с надутым шариком перевесила. А это значит, что воздух имеет вес.

Восп. : И последним нашим опытом мы докажем еще одно свойство воздуха.

Опыт 7: возьмем из холодильника охлажденную пластмассовую бутылку с водой и поставим ее в таз с горячей водой. На горлышко бутылки наденем надувной шарик. Постепенно шарик станет надуваться (воздух при нагревании расширяется). Если потом мы поставим бутылку вместе с шариком обратно в холодильник, то шарик начнет спускаться (воздух при охлаждении сжимается).

Восп. : Итак, подведем итоги. Ребята, что мы доказали с помощью опытов? Какие свойства имеет воздух? (Воздух можно увидеть. Его можно услышать и почувствовать. Он не имеет собственного запаха. Доказали, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух и без него нет жизни. Воздух имеет вес. Он при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.)

- Правильно. Но у воздуха есть еще одно необычное свойство. Воздух может превращаться., а вот во что, узнаете из загадок.

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

Неизвестно где живет.

Налетит – деревья гнет,

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь. (Ветер)

Восп. : Молодцы! Воздух при движении превращается в ветер.

Скажите, ребята, что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, развевать флаги, поднимать пыль, завывать и т. д.)

- Как можно увидеть, куда дует ветер?

- Ветер нам приносит вред или пользу?

Воспитатель предлагает обратить внимание детей на картинки: парусник с надутыми парусами, ветреная мельница, сломанное дерево, разрушенный дом после урагана и т. д. Дети рассказывают по картинам, говорят о значении силы ветра. Предложить им самим придумать ситуации, когда ветер друг, а когда – враг.

- Как человек использует ветер? (пылесос, веер, надувной круг)

- Как ветер помогает растениям? (он распространяет семена)

- А как ветер вредит? (ломает деревья, во время пожара сильный ветер распространяет огонь дальше, раздувает его)

- Что стало, если бы не стало воздуха и ветра?

Итог занятия.

Восп. : Ребята, чем мы занимались на нашем занятии? О чем говорили? Как мы доказали свойства воздуха?

Вам понравилось занятие? Что именно?

Публикации по теме:

Конспект открытого показа НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Камень и глина» для старшей группыКонспект открытого показа НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Камень и глина» для старшей группы Цель: сформировать представления детей о свойствах глины и камня. Задачи: 1. Образовательные: развивать познавательно-исследовательскую.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое хвоинки?» Цель: Закрепить и углубить знания детей о еле и сосне, как о представителях хвойных деревьев. Формировать умение сравнивать эти деревья,.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Узнай всё о себе воздушный шарик»Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Узнай всё о себе воздушный шарик» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: "Узнай всё о себе воздушный шарик". Подготовила : Юрченкова.

Конспект по опытно экспериментальной деятельности в средней группе «Узнай все о себе, воздушный шарик»Конспект по опытно экспериментальной деятельности в средней группе «Узнай все о себе, воздушный шарик» Тема: Узнай все о себе воздушный шарик. Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Буквы, алфавит
  • Транспорт
Автор публикации:
Конспект открытого занятия (НОД) по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздушный океан»
Опубликовано: 23 октября 2018 в 10:16
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение в подготовительной группе «Путешествие в волшебную страну»
Развлечение в подготовительной группе на тему: Путешествие в волшебную страну Задачи: • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми • Воспитывать...
Фотоотчет «Святочные гулянья. Колядки»
Святки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи...
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Чайный сервиз»
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Чайный серв из»[/i] Цель: вызывать у детей положительные эмоции. Задачи: Продолжать расширять...
Предметно-развивающая среда в подготовительной группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы хотим Вам продемонстрировать развивающую предметно - пространственную среду в нашей группе "Солнышко". Предметно -...
Презентация «В гостях у зимующих птиц» для детей старшего дошкольного возраста
В зимнее время очень актуальной является тема помощи зимующим птицам. В старшей группе мы знакомимся с птицами, зимующими в нашей деревне. За ними мы можем...