Конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе «Православные традиции на Руси»

Наталия Шиневская
Конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе «Православные традиции на Руси»

Цель: Формировать у детей представления о традициях. Зажечь искорку любви и интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, особенностям быта.

Программные задачи: Развивать в детях лучшие качества,свойственные русскому человеку: духовность, доброту, уважение к старшим, трудолюбие.

-формировать представление о культурных традициях русского народа его особенностях быта, первой русской игрушке и ее значении в жизни человека; воспитывать любовь и уважение к родителям.

-Приобщать детей к благочестивым традициям.

Ход занятия.

Дети в русских народных костюмах парами под музыку заходят в зал. (Их встречает хозяйка в русском народном платье).

ВОС: Здравствуйте гости дорогие (поклон с рукой от сердца)

Дети хором –Здравствуй хозяюшка (дети кланяются)

Ребёнок: Хозяюшка мы пришли побеседовать с вами о культуре и традициях, о русском быте.

ВОС: Хорошо я вам все расскажу присаживайтесь по удобнее слушайте и запоминайте.

Дети садятся на стулья воспитатель начинает рассказ.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

ВОС. Но прежде чем рассказать я хотела бы у вас узнать, как называется страна, в которой мы с вами живем?

Ответы детей: Наша страна Россия.

ВОС. А раньше как называли?

Дети. Русь.

ВОС: Правильно, Русь-матушка. Русская земля очень богата хлебными полями, большим урожаем зерна, На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Дети: Хлеб.

ВОС: К хлебу нужно относится свято, бережно, ведь он достается тяжелым трудом. А вот в старину хлеб можно было брать только чистыми руками, нельзя было выбрасывать. А если уронили, обязательно надо было поднять и поцеловать.

ВОС. Русский народ любит трудиться, но раньше им было тяжелее намного чем сейчас, а как вы думаете почему им было нелегко?

Ответы детей: Раньше не было современной техники, всю работу люди делали руками, орудия труда были простыми не такими как сейчас.

ВОС. А как вы думаете, как сеют и убирают хлеб на полях?

Ответы детей: Сейчас люди не работают вручную, за них все делает современная техника, хлеборобы готовят почву к посеву, затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. За ростом всходов следит агроном. Когда зерно созрело, начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны. На комбайнах работают комбайнеры. Комбайн – это сложная зерноуборочная машина, работающая исключительно на уборке хлебов. Комбайн косит хлеб, обмолачивает его, ссыпает зерно сначала в особый бункер, а затем в подъезжавшую автомашину, собирает солому в копны и расставляет эти копны по полю. Зерно везут на элеватор, на мукомольный завод, где делают муку. А муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. Готовые изделия доставляют в магазины.

ВОС: В давние времена, когда не было машин, люди запрягали лошадь в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой. Можно было сеять. За пахарем в поле выходил сеятель в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

ВОС: Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы.В старину это делали так: брали в руки серп и косу и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы. Скошенные растения увязывали в снопы. Не только мужчины работали в поле, но и женщинам приходилось приходить к ним на помощь, оставляя маленьких детей одних дома.

В народе говорят так: «Хлеб в колосу, пора жать полосу».

Ребенок: Ходят часики природы, день неделя, месяц, год

Если весна у порога каждый день полно забот

ВОС: Мы с вами девочки в поле пойдем да хлеб последний соберем.

(танец девочек с колосьями)

ВОС: Вот и собрали урожай, а что мне с ним дальше делать?

Ответы детей: Отнести на мельницу перемолоть муку.

ВОС: Правильно, а еще можно испечь блины. Ведь скоро у нас праздник масленица, в это время люди ходили друг к другу в гости угощали блинами пели песни, плясали, желали друг другу здоровья, а потом начинался великий пост.

Русский народ еще славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева и называлось оно избой.

А вы знаете, что было главным в избе?

Ребенок: Да, печка она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

ВОС: А, что знает про печку Альбина? (прошу ребенка прочитать стихотворение)

Ребенок: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит

ВОС: В каждой избе печка русская стоит. От печи теплый жар струится, вкусным хлебом пахнет. Печка-деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом печь топить. Ставит три больших чугуна. Первый для щей, второй для каши, а третий для всех остальных надобностей.

ВОС: Вот и мы с вами ребята попробуем испечь вкусный хлеб, но для этого мне нужны помощники я приглашаю мальчиков.

Мальчики хором: Дуйте, дуйте ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки испекли нам пироги.

Звучит музыка для мальчиков, имитируют небольшую сценку в танце с мешками в которых находится мука.

ВОС: Молодцы мальчики так постарались, теперь точно получится вкусный хлебушек ведь столько труда и любви вы в него вложили.

Ребята самое главное на столе -это хлеб! А выпекали его в русской печи.И говорили так о хлебе: «Хлеб всему голова!», а наши дети это знают и сейчас расскажут.

Ребенок: Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый золотистый,

В нём здоровье наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нём земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем,

Уплетай за оби щёки,

Вырастай богатырём!

ВОС: А вот и хлебушек (достаю из печи). А для вас я хлеб испекла пышный и румяный. (показываю красивый каравай и обещаю, что после занятия мы его обязательно попробуем).

ВОС: А когда все дела сделаны, прижмутся дети к теплой печи, да и слушают мамины притчи.

Вот и вы мою послушайте.

ВОС: А вы знаете, что ещё самым главным в избе был красный угол так его называли, где люди помещали Иконы и зажигали пред ними свечу и молились за своих родных и близких. Ведь свеча-это символ жертвенности к Богу это стремление вверх, устремление души. Свечи ставят за здравие близких, родных. Вот сегодня мы вам расскажем притчу о свечах.

Притча о свечах.

ВОС: Три свечи стояли на столе, спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

Первая свеча сказала.

Я-Вера! к сожалению, я никому ни нужна. Люди не хотят ничего слышать обо мне. Думаю, мне не остается не чего другого, как погаснуть.

ВОС: Едва она замолчала подул легкий ветерок и загасил свечу. (2 свеча опечалилась)

Я-Надежна! У меня нет больше сил поддерживать свой огонек. Мир стал таким жестоким и несправедливым. Люди перестали надеяться на будущее. Люди перестали надеяться даже на тех, кто их любит больше всего-своих близких.

ВОС: Сказала она и погасла. (вдруг в комнату вошел ребенок и увидел две потухшие свечки, испуганно закричал)

Ребёнок: Что вы делаете? Вы должны гореть. Я боюсь темноты.

Свеча 3: Не бойся не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие свечи. Ведь я материнская любовь!

ВОС: И правильно ребята каждая мама согревает теплом и любовью своего сердца, и каждая ваша мама молится за своих детей и детки обязательно должны слушаться своих родителей.

А что вы, ребята можете рассказать о своих мамах?

Ответы детей:

ВОС: Нет в мире человека добрее и роднее чем мама. Недаром первое слово которое произносит малыш –это «МАМА». Мамы могут все обед сварить, куклу смастерить, приласкать, утешить. Считалось, что кукла сделанная мамиными руками, приносит в дом счастье. Вот например сейчас вам мамы покупают и дарят куклы, а раньше делали сами своими руками. Вот мужчины, вырезали вот такие свистульки (показ, а женщины вот такие куклы-пеленашки (показываю куклы которые заранее были приготовлены).

ВОС: Ребята вот и подошло наше занятие к концу я думою, что вам было интересно и вы что то новое узнали как жили наши предки о традициях нашего народа.

Рефлексия: Задаю вопросы по пройденному занятию. - Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня беседовали.

Какие работы выполняют на полях хлеборобы?

Что делает тракторист? Комбайнер? Водитель?

Ответы детей:

(пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).

- Какие машины помогают хлеборобам?

Ответы детей:

(трактора, комбайны, грузовые машины)

Как в старину вспахивали поле?

Ответы детей: Лошадь запрягали в деревянную соху и вспахивали поле.

Какие орудия труда использовали для сбора урожая на Руси? (серп и косу). Как нужно относиться к хлебу?

Ответы детей:

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь»

«Хлеб надо всегда доедать»

«Хлеб нельзя бросать на пол»

Что было главным в избе? (русская печь и красный угол). Как назывались куклы, которых изготавливали мамы для своих детей в старину? (куклы-пеленашки).

ВОС: А теперь давайте пройдём в группу и попробуем наш душистый каравай.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?» Фототчет открытого занятия в подготовительной группе на тему «Что такое дружба?».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,.

Конспект открытого занятия «День добрых дел» в подготовительной группеКонспект открытого занятия «День добрых дел» в подготовительной группе Конспект открытого занятия «День добрых дел» в подготовительной группе. Аннотация: Предложенный материал является методической разработкой.

Конспект открытого занятия по рисованию «Весна пришла!» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по рисованию «Весна пришла!» в подготовительной группе Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей детей в изображении ранней весны. Образовательные задачи: -закреплять.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Аппликация «Синичка» Цель: учить детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Транспорт
  • Космос
Автор публикации:
Конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе «Православные традиции на Руси»
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 22:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

Коллективная работа по аппликации «Корзина подснежников для мамы» в старшей группе
Цель: Создание объёмной аппликации «Корзина подснежников для мамы» к празднику 8 Марта. Задачи: - Совершенствовать технику аппликации – составлять...
Спортивный праздник, посвященный 8 Марта – «Я и моя мамочка — спортивная парочка!»
Цель: Создать праздничное настроение, уютную, домашнюю обстановку, привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни группы. Помочь лучше узнать...
Стенгазета «Мамочка милая моя!» в младшей разновозрастной группе
Здравствуйте уважаемые коллеги! Совсем скоро праздник 8 марта! 8 марта один из важных праздников к которому ответственно готовятся все образовательные...