Мария Наумова
Конспект открытого занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной группе «Картавовирус»
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: Автоматизировать звук Р в самостоятельной речи детей.
Образовательные задачи:
- автоматизировать звук Р изолированно, в слогах, словах, фразе;
- продолжать обучать умению отгадывать загадки;
- актуализировать знания о артикуляционном укладе звука Р, тренировать направленный речевой выдох;
- закреплять умение находить место звука в слове (начало, середина, конец);
Развивающие задачи:
- развивать слуховое внимание, фонематический слух, зрительное внимание, память, мышление;
Публикация «Конспект открытого занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной группе „Картавовирус“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- тренировать навык работы с ножницами;
- продолжать развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.
- Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать интерес к звуковой культуре речи;
- формировать эмоциональную отзывчивость, желание помогать другим, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: видеокамера, карточки с картинками-символами артикуляционных упражнений, стикеры на клеевой основе и ножницы по количеству детей, контейнеры для стикеров и ножниц для каждого ребёнка, пульверизатор, салфетки, карточки с изображением предметов с автоматизируемым звуком, три корзинки для карточек с изображением звуковой схемы слова, по 2 рабочих поля 3*3 клетки для упражнения «Отметь слова на схеме» – по количеству детей, цветные фишки.
Предварительная работа: индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звука Р, аудиозапись с новостным сообщением о «картавовирусе», которую дети «случайно» услышат в одном из режимных моментов.
Организационно-мотивационный этап:
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте дружно поздороваемся с ними. Дети здороваются с гостями, садятся на стулья.
Логопед: На самом деле гости к нам сегодня пришли не просто так, скажите мне, пожалуйста, слышали ли вы что-нибудь о «картавовирусе»?
Ответы детей:
Логопед: Вы, наверное, обращали внимание, что рядом с нашим детским садом есть ещё один детский сад?
Ответы детей: да!
Логопед: Дело в том, что ко мне обратилась логопед из этого детского сада, она сама заболела этим вирусом и теперь не может заниматься с ребятами, некоторые дети тоже уже разучились правильно произносить звук Р. Она просит помочь им, ведь ребятам, как и вам, скоро идти в школу, а для хорошей учёбы нужно уметь красиво и чётко говорить. Поможем?
Дети: Да, конечно!
Логопед: Так как вирус заразный мы запишем наше занятие на видео, чтобы ребята вспомнили как верно произносить звук Р, смогли повторить наши упражнения и задания с воспитателями. Давайте начнем.
Артикуляционная гимнастика:
На мольберте перед детьми закреплены картинки- символы артикуляционных упражнений.
Логопед: Для того чтобы звуки речи звучали красиво и чётко нам необходимо подготовить язычок и выполнить артикуляционные упражнения. Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать, о чём я говорю, ответ на загадку подскажет какое упражнение, мы будем выполнять.
Деревянная охрана,
Собралась вокруг двора,
Не пускает в огород,
Днем и ночью круглый год! (Забор)
Стоит толстуха, Хватают за ухо. Наполнить просят, Ко рту подносят. (Чашка)
Мы вчера в лесок зашли,
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки. (Грибок)
Он одет в комбинезон,
Красит рамы, стены.
Он и пол и потолок
В доме выкрасить помог. (Маляр)
Мне побегать бы по полю:
Я люблю простор и волю.
Не нужна мне колбаса!
Дайте сена и овса. (Лошадь)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит,
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
Педагог читает загадки, ребята по очереди отгадывают и выполняют соответствующие упражнения.
Логопед: Теперь у каждого из вас есть картинка, внимательно посмотрите на неё и постарайтесь запомнить, после этого спрячьте её под контейнеры, которые стоят на столе.
Артикуляционный уклад звука Р и упражнение для развития направленного выдоха:
Логопед: Теперь давайте вспомним как и где должен располагаться язык для того, чтобы у нас получился красивый чёткий звук Р?
Дети предлагают варианты ответов из которых формулируется правильный артикуляционный уклад для звука Р : Губы в улыбке, зубы не сжимаются, между ними небольшое расстояние (4—5 мм). Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Логопед: Молодцы ребята, вы сказали всё верно, и, конечно, очень важное условие для красивого звука Р – это умение хорошо подуть на язычок. Чтобы нам в этом поупражняться предлагаю выполнить интересное задание: возьмите по одному листочку на клеевой основе и ножницы. На бумаге нарисованы линии, по которым нужно надрезать лист бумаги, обратите внимание на то, что резать нужно только по линии, там, где линия заканчивается, ножницы останавливаются. Педагог показывает образец выполнения задания. А чтобы работали не только наши руки, но и язычки мы будем проговаривать слог «РА» во время каждого надреза.
Дети выполняют задание.
Логопед: Отлично, это будут наши «Чёлочки». Возьмите получившуюся заготовку и прикрепите клеевым слоем себе на лоб, после этого мы будем дуть на «чёлку», чтобы она подлетала необходимо показать широкий язык, затем поднять в форме «чашечки» к носу и подуть на него.
Логопед показывает образeц, затем ребята выполняют задание самостоятельно.
Логопед: Очень хорошо, теперь мы готовы к дальнейшим заданиям.
Основной этап:
Упражнение: «Устраняем микробов» :
На доске размещаются карточки, изображения на которых закрыты рисунком микробов.
Логопед: Ребята, посмотрите, микробы спрятали картинки, которые я для вас приготовила, нам необходимо провести противомикробную обработку! Вы знаете, как человек может бороться с микробами и вирусами?
Ответы детей: нужно чаще мыть руки, носить маски, принимать витамины и пр.
Логопед: Молодцы, всё верно говорите. Сейчас мы будем устранять микробов, для этого нам понадобится антисептик и салфетки. Педагог выставляет на стол пульверизатор с водой и салфетки. Каждому из вас нужно побрызгать на микроба и смыть его со словами: «я бРызгаю на микРоба», следите за тем, чтобы звук Р в словах звучал чётко. О том, что вы увидите под микробом тоже нужно рассказать: «под микРобом… ракета, корова, забор и т. д.»
Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание, после выполнения ребёнок забирает доставшуюся ему картинку.
Упражнение: «Найди место звука в слове» :
Логопед: Отлично, от микробов мы избавились! Теперь мы потренируемся в определении того, где находится звук Р в слове. Педагог выставляет 3 корзинки со схемами, на которых указано место звука в слове (начало, середина, конец). Вам необходимо определить какое место в слове занимает звук Р : самый первый, самый последний или в середине слова и поместить вашу картинку в соответствующую корзинку.

Слова для звукового анализа : повар, робот, корона, топор, ракета, смородина.
Ребята по очереди подходят к корзинкам, проговаривают слово и помещают в нужную корзинку, остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Упражнение: «Отметь слова на схеме» :
Логопед: Вы очень хорошо справились с заданием! А теперь я предлагаю вам подвигаться, но при этом сохранять внимательность и, конечно же, самое главное не забывать про звук Р.

Перед каждым ребёнком выкладывается по 2 рабочих поля 3*3 клетки на первом картинки, второе со схемой расположения цветных фишек. Дети встают друг за другом вокруг стола, каждый боком к своему рабочему месту.
Логопед: Ваша задача бежать друг за другом по кругу и по звуковому сигналу остановиться и поместить одну любую фишку на игровое поле согласно схеме, далее бежим следующий круг и после остановки помещаем следующую фишку на схему. Каждый раз вы будете останавливаться в разных местах, и схема будет новой для вас, поэтому будьте внимательны! Но бежать мы будем не молча, а заведём моторчики и будем стараться тянуть звук Р.
Вышеописанным образом дети делают 3 круга, на четвёртом они совершают окончательную остановку, располагая последнюю 4 фишку на игровом поле.

Логопед: Теперь ваша задача проверить, все ли фишки установлены согласно схеме и рассказать какие картинки и какими фишками закрыты у вас, следите за чётким произнесением звука Р. Например: «под красной фишкой жираф, под зелёной фишкой роза, под синей фишкой тигр, под розовой фишкой ромашка.
Каждый из детей по очереди рассказывает о своём игровом поле.
Итог занятия :
Логопед: Молодцы ребята, вы выполнили все задания, садитесь на стулья.
Давайте проверим вашу память и вспомним, какие артикуляционные упражнения выполняли в начале нашего занятия?
Ответы детей:
Ребята вспоминают, какие картинки-символы артикуляционных упражнений спрятаны у них под контейнерами.
Логопед: Какое задание сегодня было самым трудным?
Ответы детей
Логопед: А какое задание понравилось больше всего?
Ответы детей
Логопед: Вы славно поработали сегодня на занятии, я думаю, что ребята из соседнего детского сада посмотрят видео и вспомнят что же надо делать, чтобы правильно произносить звук Р и повторят игры которые мы им показали.
Логопед: Наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями и я провожу Вас.
Дети прощаются и покидают группу.