Марина Габуева
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Число 9. Цифра 9»
Цель:
1. Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.
2. Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – числовой отрезок; цифры 1 – 9; знаки +, –, =, <, >; рисунки для игры, схемы-карточки.
Раздаточный – фломастеры, цифры 1 – 9, знаки +, –, =, <, >, схемы-карточки.
Ход занятия:
I. Счет и сравнение чисел в пределах 9.
Публикация «Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
В задании закрепляется умение сравнивать числа на основе составления пар и определять, на сколько одно число больше или меньше другого.
– Рассмотрите картинку. Кто здесь нарисован?
– Какого цвета все котята? Все щенята?
– Как узнать, кого больше, а кого меньше? (Дети могут предложить различные варианты: составить пары, либо пересчитать и сравнить полученные числа.)
– Составьте пары и определите, кто оказался без пары. (1 котенок)
– Кого больше и на сколько? Кого меньше и на сколько? (Котят на 1 больше, чем щенят, а щенят на 1 меньше, чем котят.)
– Сосчитайте, сколько котят? (9) Сколько щенят? (8)
– Сравнить числа 8 и 9, использую знак >, знак <. (8< 9, 9>8.)
II. Физкультминутка: «Лапки и тапки».
Дети разбиваются на две группы: одна имитирует вязание, а другая изображает гуляющих котят. При повторе роли меняются.
На дворе стоит мороз. …Погуляли по морозу
Иней в косах у берёз. Ловко влезли на берёзу,
Мы связали кошке тапки. И домой вернулись лапки.
– Ну, гуляйте смело, лапки! – А куда девались тапки?
(Е. Адвиенко)
III. Состав числа 9. Счет в пределах 9.
1) В задании закрепляется знание состава числа 9. Его можно выполнить в учебной тетради с комментированием или в форме игры: «Дополни до 9». Во втором случае дети работают в парах: один ребёнок выкладывает геометрические фигуры, нарисованные в тетради, а сосед дополняет до 9 другие геометрические фигуры. В следующем туре игры они меняются ролями. Проверяют друг друга по опорным таблицам.
В завершение проговариваются все возможные варианты разбиения числа 9 на части: 8 и 1, 7 и 2, 2 и 6, 6 и 3, 5 и 4. Дорисовать фигуры в тетради и дописать выражения дети могут самостоятельно во второй половине дня или дома.
2) В задании повторяется взаимосвязь целого и частей, закрепляется умение использовать схемы для обоснования их решения.
а) – Рассмотрим первую картинку: кто здесь нарисован? Сколько черных лебедей? Сколько белых?
– Какую задачу можно составить по этой картинке? (В пруду плавало 2 черных лебедя и 5белых лебедей. Сколько всего лебедей плавало в пруду)
– Что обозначает на схеме весь отрезок? (Всех лебедей – целое.)
– А что обозначают части отрезка? (Черных и белых лебедей.)
– Как ответить на вопрос задачи? Почему? (2+5=7. Чтобы найти целое, части надо сложить.)
б) – Составим задачу по второй картинке. (На ветке сидело 5 птичек. Из них 2 птички улетели. Сколько осталось)
– Что обозначает на схеме весь отрезок? (Всех птичек – целое.)
– А что обозначают части отрезка? (Птичек, которые улетели и которые остались на ветке.)
– Что мы здесь ищем – часть или целое? (Часть.) Как найти часть? (Из целого надо вычесть другую часть.)
– Запишем выражение и найдем его значение. (5-2=3)
в) – Рассмотрим последнюю картинку. Что вы видите на ней? (Ягоды земляники)
– Все ли ягоды уже созрели? Сколько красных ягод? (6) Сколько зеленых? (3)
– Составим задачу. (На кустиках земляники 6 спелых ягод, а 3 ещё не созрели. Сколько всего ягод)
– Какая схема подойдет к этой задаче? Что обозначает на ней весь отрезок? Части отрезка? (Весь отрезок – это все ягодки, «целое»; а части отрезка – зеленые и красные ягодки.)
– Как решить эту задачу? Почему? (Мы должны найти целое, для этого части надо сложить: 3+6=9)
Дети дописывают решения задач в тетради. Следует поощрить детей, которые в процессе обсуждения предлагают другие варианты разбиения предметов на группы (например, в первой задаче – по направлению движения лебедей).
IV. Физкультминутка: «Лыжник».
Дети имитируют движения лыжника:
Катит лыжа впереди. Я кричу ей: «Хватит!»
Я – за лыжей позади. А она все катит.
Я кричу ей: «Погоди! Правую лыжу
Лыжа, лыжа, не кати!» Я уже не вижу. (Э. Мошковская)
V. Повторение.
1) В задании закрепляется умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 9 на числовом отрезке.
Дети работают вначале с линейками, а затем в тетради рисуют стрелки и записывают ответы. Действия детей дублируются на демонстрационном числовом отрезке.
– А вы любите кататься на лыжах? Отправимся в путешествие?
– Назовите первый маршрут и объясните, из какой точки надо выйти, куда и на сколько единиц переместиться. (9 – 3 – 4. Надо выйти из точки 9 и переместиться от нее сначала на 3 единицы влево, а потом ещё на 4 единицы влево.)
– Пройдите маршрут по линейке. В какую точку пришли? (В точку 2.)
– Нарисуйте стрелки в тетради и допишите ответ.
(Аналогично обсуждается второй маршрут.)
2) Работу можно организовать в форме соревнования с награждением победителей.
Посмотрите! От Егорки
Убежала лыжа с горки!
Помогите кто-нибудь!
Отыщите верный путь!
– А какая лыжа «убежала» от Егорки: правая или левая? Как её найти?
– Проведите сначала тупым концом фломастера, а потом обрисуйте путь Егорки.
VI. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.
– Что вам понравилось на занятии? Что вызвало затруднение?
– В клетках дорисуйте лыжную тропинку и фигуры до конца строки. Что интересного в расположении фигур?