Марина Ушенина
Конспект открытого занятия по математике для детей 6–7 лет с нарушением речи «Измерение сыпучих веществ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: - коррекционно-обучающие задачи:
- закреплять названия зимующих птиц, части тела птиц, их форму, умение рисовать птиц, используя геометрические фигуры;
- закреплять порядковый счёт в пределах 10, умение отвечать на вопросы: «Которое по счёту?», «На котором по счёту месте?»;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- дать понятие «условная мерка»;
- учить измерять объём сыпучих тел условной меркой;
- формировать представления об общих способах измерения.
- коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по математике для детей 6–7 лет с нарушением речи „Измерение сыпучих веществ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать слуховое внимание, мышление, мелкую моторику рук;
- понимать зависимость полученного результата измерения от полноты мерки.
- воспитательные задачи:
- воспитывать инициативность, усидчивость, аккуратность при выполнении задания.
Материал и оборудование : демонстрационный – предметные картинки зимующих птиц – 7 штук, фотография Незнайки с количеством крупы, которую надо измерить, цифры от 1 до 10, смайлы, ноутбук, мяч.
Раздаточный – 10 столовых ложек перловой крупы в посуде на каждого ребенка, аналогичная пустая посуда на каждого ребенка, фишки, цифры от 1до 10, простые карандаши, карточки с заданиями для индивидуальной работы, половинка альбомного листа, столовая ложка на каждого ребенка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание пальчиковой гимнастики «Кормушка», д. игры «Кто лишний», «Какой по счету», «Слушай хлопки», разучивание физ. минутки, составление предметов из геометрических фигур.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: упражнять детей насыпать крупу в ложку вровень с краями.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: условная мерка.
СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Организационный момент:
- Назовите зимующих птиц (игра с мячом в кругу на ковре)
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело – мы расскажем!
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках,
Всем хватило зернышек.
2. Сидя за столами. Закрепление порядкового счета.
- Назовите птиц по порядку слева на право. (ворона, синица, снегирь, галка, дятел, сорока, голубь).
- Как можно назвать их одним словом? (зимующие птицы).
- Посчитайте по - порядку, сколько всего птиц? (счет ведем слева на право) – Всего 7 птиц.
-Обозначьте количество птиц соответствующей цифрой.
- Какая по счету галка? (Галка четвертая по счету).
- На котором по счету месте находится снегирь? (Снегирь находится на третьем месте)
- Дятел, какой по счету? (Дятел пятый по счету).
- Назовите 6 птицу (Шестая – сорока).
- Назовите последнюю птицу (Голубь).
Игра «Кто первый назовет?» - «Сейчас я буду ударять молоточком несколько раз, вы должны сосчитать количество ударов, и назвать птицу, которая стоит на этом месте. Кто первый назовет, тот становится ведущим (счет ведем слева на право, играем 3-4 раза).
3. Физминутка: Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре, руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть, на место тихо сесть.
- Продолжаем занятие, сели прямо.
- Сегодня утром мне пришло СМС сообщение от Незнайки - «Здравствуйте, ребята! Я смастерил кормушку, приготовил крупу.
- Как узнать, сколько птиц можно накормить крупой, если каждая съедает 1 столовую ложку крупы?»
- Незнайка прислал и фотографию, где он приготовил крупу. (Показ на экране ноутбука)
- Я вам тоже приготовила такое же количество крупы. – Как называется крупа? – (это перловая крупа).
- Итак, как же мы узнаем, сколько птиц сможет накормить Незнайка, если каждая съедает 1 столовую ложку крупы.
- Как вы думаете, что для этого надо сделать? (измерить крупу).
- Чем мы будем измерять? (столовой ложкой)
(демонстрация приемов измерения крупы условной меркой)
- В качестве измерения мы будем использовать столовую ложку. Столовая ложка – это условная мерка.
-Чем будет ложка? (условной меркой).
- Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ).
- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.
- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета.
- Какой должна быть мерка? – полной, ровно по краям.
- Что делаем, когда отмеряем полную мерку? – выставляем фишку.
(Практическое задание – самостоятельное применение детьми приемов измерения)
- Сейчас вы будите самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе.
- Как узнать, сколько получилось мерок крупы? – (надо сосчитать фишки).
(дети считают количество фишек, обозначают цифрой)
- Я открою вам секрет, у всех в посуде было по 10 ложек крупы. Тот, у кого получилось 10 ложек, измерили правильно
- Почему у вас получились разные ответы? – потому что неправильно измеряли, неправильно заполняли условную мерку. Результат зависит от правильного заполнения мерки.
- Так сколько птиц сможет накормить Незнайка? - 10 птиц.
- Сейчас мы ему отправим ответ.
- «Нарисовать птицу из геометрических фигур». Вспомните части тела птицы, их форму, приступаем.
- Какие геометрические фигуры вы использовали? (индивидуальные ответы)
- Сколько кругов? -1.
- Сколько треугольников? – 4.
- Сколько овалов? – 1.
(собираем в конверт рисунки птиц, чтобы отправить Незнайке.
- Сколько рисунков мы отправим Незнайке, если на занятии занималось 10 детей, и каждый нарисовал по 1 птице? – 10.
- Молодцы, мы помогли Незнайке узнать, что он сможет накормить 10 птиц.
Итог: - Чем мы занимались на занятии?
-повторили зимующих птиц,
- закрепили порядковый счет, отвечали на вопросы «Какой по счету?», «На котором по счету месте?»,
- измеряли крупу условной меркой,
- узнали, что такое «условная мерка»,
- результат измерения зависит от полноты мерки,
- закрепили геометрические фигуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. В. П. Новикова «Математика в детском саду», М., 2001г.
2. Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников», М., «Просвещение», 1992 г.
3. Н. Н. Музафарова «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Казань. 2009 г.