Конспект открытого занятия по мордовскому (эрзя) языку «В гости к весне»

Елена Афанасьева
Конспект открытого занятия по мордовскому (эрзя) языку «В гости к весне»

Конспект открытого занятия по мордовскому (эрзя) языку на тему:

«Инжекс тундонтень» В гости к весне»

Цель: Расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, животные). Развивать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать познавательную активность детей.

Словарная работа: Расширение и активизация словаря по темам «весна», «перелетные птицы», «цветы»: тундо, чи, нармунь, тикше, лембе, чувто (чувтт, цеця (цецят). Развитие умения составлять предложения, согласовывать слова в предложении. Развитие связной речи.

Интеграция образовательных областей:

- Речевое развитие.

- Социально – коммуникативное развитие.

- Физическое развитие.

Виды деятельности:

- Игровая.

- Коммуникативная.

- Двигательная.

Оборудование и материалы: Видео презентация, весенняя веточка.

Предварительная работа: Разучивание слов песенки, беседа на тему «Весна», рассматривание картинок, подвижная игра «Виринь гость» («Лесные гости», чтения стихотворения о весне «Тундо» («Весна»).

Шумбратадо, вечкевикс ялгат!

Здравствуйте дорогие гости! Течи минь эйкакштнень марто тертяно тынк инжекс тундонтень.

Воспитатель: Эйкакшт, посмотрите сегодня у нас много гостей. Нам приятно видеть их приветливые лица и добрые глаза. Давайте с ними поздороваемся, а так как мы живём в Мордовии то поздороваемся с ними на мордовском языке.

Дети: Шумбратадо.

(я сажусь)

Воспитатель: Эйкакшт, варштадояк, монь ули мазый тарадкем. А тынь содасынк кие монень тарадкенть максызе- казизе?

Дети: Нет.

Воспитатель: Арась! А ули меленк содамс!

Дети: Да.

Воспитатель: Содасынк, коли содамоёвксынть содасынк.

Весень кенярдовты сон

Казни мазый лембе онт.

(Тундо)

Воспитатель: Виде, эйкакшт, те тараткенть казизе тундось. Тундонть ули мелезэ мартонк вастовомс. (Ули мелезэ содамс кода тыньк леменк и кие эйстеньк тейтерне, а кие цёрыне.)

Дети: Монь лемем Аня. Мон тейтерне.

Монь лемем Андрей. Мон цёрыне…. (Дети передают веточку и называют своё имя)

Воспитатель: Паро. Ней тундонть ламо ялганзо и тейтернеть и цёрынеть минек эйкакшонь кужосонть.

Весна- прекрасное время года. Весной всё просыпается и всё начинает жить.

Поэты, писатели и художники обращали внимание на это время года. Я предлагаю нам превратиться в художников и создать свою картину о весне. Только мы её не будем рисовать, а создадим при помощи слов. Вы готовы. В этом на поможет наш друг компьютер.

Основная часть.

Воспитатель: Эйкакшт, посмотрите вот полянка, но она почему-то грустная, невесёлая. А давайте мы эту полянку сделаем радостной и весёлой.

Для этого у меня есть мои помощники- загадки, которые дала Весна. Они нам помогут в этом. Отгадав загадку мы увидим, как наша полянка оживает.

Первая загадка:

Что выше леса

Краше света,

Без огня горит

(Чи) (Солнце)

Воспитатель: Солнце по –эрзянски как:

Дети: чи

Воспитатель: Солнышко засветило ярко- ярко и стало тепло.

Воспитатель: Тунда чись кодамо? –

Дети: Тунда чись лембе.

(обратить внимание на картину. Чись появась полянкась весёлгадомо кармась)

Вторая загадка:

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица,

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех …

(Грач)

Воспитатель: Грач - это птица. А как сказать по- эрзянски птица?

Дети: Птица по – эрзянски нармунь.

Воспитатель: Но весной же прилетает не одна птица, а много как скажем много петиц

Дети: Ламо нармунть.

Воспитатель: А мезе теить нармунтне тунда, самодомейле?

Дети: Птицы вьют гнёзда на деревьях

Воспитатель: Виде, те истя. Тунда нармунтнень пек ламо тевест.

А вот и треть загадка:

В шубе летом

А зимой раздеты

(Чувто) (дерево)

Воспитатель: Весной деревья надевают свой зелёный наряд. А как сказать по- эрзянски дерево?

Дети: Чувто

Воспитатель: А свой прекрасный наряд надевает ведь не одно дерево а много же их? Как сказать много деревьев:

Дети: Ламо чувтт.

Воспитатель: Весной очень красиво на поляне. На ней растут много, много … узнаете что, если отгадаете следующую загадку.

Загадка:

Из-под снега расцветает

Раньше всех весну встречает

(Подснежник)

Подснежник- это посланец весны.

Воспитатель: Подснежник – это что?

Дети: Цветок

Воспитатель: Как же сказать по – эрзянски цветок?

Дети: Цеця

Воспитатель: Весной появляется не один цветок, а много и как сказать по- эрзчнски- много цветов?

Дети: Ламо цецят.

Воспитатель: А ещё, эйкакшт, виринь ракшатне пек радовить тундонтень.

Вана содынк ки ланга те содамоёвксысь.

Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой

(Овто) (медведь)

Воспитатель: Медведь по – эрзянски

Дети: Овто.

Воспитатель: Какое животное ещё проснулось от зимней спячки?

Дети: Ёжик (сель).

Воспитатель: А ещё кие эри вирьсэ?

Дети: Вирьсэ эри нумолось, эри ур, эри верьгез, эри ривезь

Воспитатель: Виде, пек паро, эйкакшт.

Воспитатель: Тундось сась вирьс. Вирень ракшатне радовасть тундонтень, пурнавсть ве таркас, кармасть налксеме. Давайте минь тоже вирень ракшатнень марто налксетяно.

(встаём в круг)

(хоровод) Физкультминутка.

Тунда виренть куншкасо

Нумолкаесь пек налкси

Ванна истя сон налкси, ванна истя сон чийни.

Овтось нумолонть сасы

Сон сась, сон сасы

Ванна истя сон моли, сон моли сон моли

Ривезись мельгаст капши

Пулосонзо след нарды

Ванна истя сон капши, ванна истя сон нарды.

Звертне вирь куншкас пурнавсть

И киштеме сынь кармасть

Ванна истя сынь киштить, ванна истя сынь киштить.

Воспитатель: Минек ялганок вирень ракшатне налксесть тейсть мартонок ды тусть эсист тевга. Миненек тоже эряви велявтомс мастерскоев.

- Эйкакшт, кодамо мазый картина минек тынк марто лись.

Давайте евтасынек кода минек картинанть лемезэ.

Дети: Картинанть лемезэ «Тундо».

Воспитатель: Тундось те мезе?

(Ребёнок читает стихотворение о весне

Ловось кармась соламо

Тундось сась!

Нармунть кармасть морамо

Тундось сась!

Чийнить, налксить эйкакштне

Тундось сась!

Воспитатель: Тундось сы. Ловось солы. Весе радовить тундонтень и нармунтне, иракшатне, и эйкакштне.

Воспитатель: Эйкакшт, давайте казнитяно моро тундонтень ды гостненеь.

(Песня «Вай, Ванине, Ванине)

Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось. Дети, давайте скажем нашим гостям До свидание, но опять на мордовском языке.

(Я встаю)

Воспитатель: Сюкпря тенк ялгат. Вастомазонок.

Публикации по теме:

Конспект НОД по родному языку «В гости на стойбище» .

Конспект открытого занятия по английскому языку в средней группе «Travel to the London Zoo. Путешествие в зоопарк» Конспект открытого занятия по английскому языку на тему“Our travel tothe Zoo” Тема: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения: Путешествие.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Придем на помощь Весне в Царстве математики!» Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познава-тельной активности и любознательности. Задачи: Образовательные: - продолжать.

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр для старшей группы «Как Солнце Весне помогало» Конспект ООД для детей старшей группы по развитию речи с использованием пальчиковых игр «Как солнце Весне помогало» Разработала: воспитатель.

Конспект открытого занятия в средней группе «Весна идёт, весне дорогу»Конспект открытого занятия в средней группе «Весна идёт, весне дорогу» .

Конспект занятия по английскому языку на тему «Приветствие» Видео Цели занятия: Развивающие: 1. учить детей умению слушать учителя; 2. развивать навыки восприятия иностранной речи с аудиозаписи и видеозаписи;.

План-конспект занятия по английскому языку в подготовительной группе на тему «Clothes» Цель: изучение новой лексики и речевых образцов по теме «Одежда» Задачи: 1. Образовательные: увеличить объём словаря по теме “Одежда”, формировать.

План-конспект занятия по английскому языку в подготовительной группе на тему «Домашние животные» («Domestic animals») Цель: изучение новой лексики и речевых образцов по теме «Домашние животные» Задачи: 1. Образовательные: формировать.

План-конспект занятия по английскому языку в подготовительной группе на тему «Насекомые («Insects»)» Цель: 1. активизировать речевые навыки на уровне представления информации о насекомых; 2. формирование целостной картины мира. Задачи:.

Самоанализ занятия по хакасскому языку на тему «Моя семья» Данная организованная образовательная деятельность проводилась с детьми среднего дошкольного возраста четырех лет. При планировании ООД.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по мордовскому (эрзя) языку «В гости к весне»
Опубликовано: 8 июня 2016 в 20:49
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Цели урока...
Фотоотчет «День защитника Отечества» в старшей группе
23 февраля-День защитника Отечества! Дуют ветры в феврале, Воют в трубах звонко, И несется по земле Белая поземка. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов...
Занятие по изготовление фоторамки «Подарок Папе»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Непростая задача сделать своими руками подарок для папы или дедушки, особенно детям. Фоторамка - прекрасный подарок. Любая...
Пасхальный праздник в детском саду
Пасхальный праздник. Детский сад № 2. Цель : Приобщать детей к истокам народной культуры, способствующей воспитанию демократически ориентированной,...
Мастер-класс «Открытка — магнит для папы»
На праздник всегда хочется сделать что-нибудь особенное. В этом году мы с ребятами делали открытки – магниты для пап. Для работы потребуется: цветная...