МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по обучению чтению в старшей группе «Хлеб-всему голова»

Елена Хазипова
Конспект открытого занятия по обучению чтению в старшей группе «Хлеб-всему голова»

Цель: обучение чтению.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить артикуляцию и характеристику звука Х.

Закреплять умение определять наличие звука Х в слове.

Учить определять место звука Х в слове (начало, середина, конец)

Познакомить со звуковым анализом слов: АХ, ОХ, УХ.

Формировать понятие о родственных словах.

Обогащать словарный запас.

Учить плавному слоговому чтению гласный + согласный с переходом на чтение целыми словами.

Публикация «Конспект открытого занятия по обучению чтению в старшей группе „Хлеб-всему голова“» размещена в разделах

Развивающие:

Развивать слуховое внимание и восприятие, зрительное восприятие, графо-моторные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, воспитывать чувство ответственности.

Ход занятия:

Орг. момент.

Раз, два - выше голова,

Три, четыре – плечи шире,

Пять, шесть – всем сесть,

Семь, восемь – вниманья просим.

Л: - Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел звуковичок по имени?

Д: Х.

Л: Как вы догадались?

Д: Чтобы узнать имя звуковичка, нужно потянуть первый звук в названии картинки: Х-х-хлеб. Звуковичка зовут Х.

Л: Правильно. Звуковичок хочет рассказать вам одну очень интересную историю. Слушайте.

«Жила была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила.

Однажды мама посадила её обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А девочка раскапризничалась (ведь она была маленькая и в школу не ходила) : «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь Каравай. Рассердился Каравай на Олю и сказал: «Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания и не научишься беречь хлеб

Поможем Оле вернуться домой? Тогда настройтесь на серьёзную работу.

Характеристика звука.

Л: Ребята, назовите первый звук в слове хлеб.

Д: Звук Х.

Л: Да. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Х. Давайте поможем девочке выполнить первое задание Каравая. Расскажите, как наш язычок произносит звук Х.

Дети произносят звук по очереди, а затем все вместе, зрительно контролируя артикуляцию. Дети отвечают.

Логопед поясняет.

Л: Губки и зубки свободны, кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха.

Л: Ребята, звук «Х» — гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху, звучит твердо, глухой (тыльную сторону ладони прикладывают к горлышку и чувствуют вибрацию, вибрации нет, значит звук глухой).

Л: Молодцы. Просит Каравай рассказать о том, как хлеб на стол пришел. Кто знает, как выращивают хлеб? (Ответы детей).

Рассказ педагога по иллюстрациям:

а) сначала готовят землю к посеву, удобряют ее, вспахивают, боронуют;

б) зерна для посева тщательно отбирают, сеют.

Л: Итак, зерно посадили и ждут всходов, а звуковичок по имени Х тоже будет выращивать, но только не зерна, а слова. И помогут ему его друзья – гласные звуковички.

Звуковой анализ слов: АХ,ОХ, УХ.

- Что люди делают, когда урожай поспел? (Убирают).

Помогите, ребята, девочке собрать колоски со звуком Х.

в) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на зерноток, где его очищают и сушат.

Дети выполняют задание.

Л: Следующее заданье: Ребята, мы знаем, что звук в слове может находиться в начале, середине или в конце слова. Разложите выбранные картинки под схемой, обратите внимание на место звука Х в слове.

Дети выполняют задание.

Л: - Куда везут зерно? (На элеватор,

- Что получается из зерна? (Мука)

- А из муки что делают? (Тесто)

- Что делают из теста? (Пекут хлеб)

г) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.

д) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки.

Вот так приходит к нам хлеб.

Что еще можно сделать из зерна?

Что вы ели сегодня утром? Какая была сегодня каша?

Л: Хлеб, Хлебный, Хлебушек, Хлебороб, Хлебница, Нахлебник.

Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть, общее в значении).

Физкультминутка

Хомка-хомка хомячок

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок

(гладим себя по бокам)

Хомка раненько встает

(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет

(делаем соответственные действия)

Подметает хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать

(показываем, какой сильный).

Знакомство с буквой.

Л: Ребята, имя звуковичка можно обозначить буквой Х, а слово «хлеб» записать с буквы Х.

Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим, а букву пишем и читаем.

Дети штрихуют букву Х, находят в кассе букв.

Логопед зачитывает стих про букву Х.

Л: X — на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь,

Хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь

Чтение на доске. Правила чтения.

Л: Ребята, прочитайте слова-заклинания, которые помогут девочке вернуться домой.

Дети читают все вместе.

Л: А теперь необходимо прочитать каждому самостоятельно.

Дети читают за столами.

Итог занятия.

Л: Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Олю, но напоследок сказал ей… Как вы думаете, что? (Бережно относитесь к хлебу, в него вложен труд многих людей.)

Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей.

Пословицы о хлебе.

Хлеб всему голова.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

Худ обед, коли хлеба нет.

Публикации по теме:

Дидактическая развивающая игра «Звуковое лото»Дидактическая развивающая игра «Звуковое лото» Цель: Формирование навыков звуковой культуры речи Задачи: Развить и совершенствовать фонематический слух: называние слов с определенным.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по обучению чтению в старшей группе «Хлеб-всему голова»
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 19:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД