Получи документы

Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием элементов ТРИЗ «Приключения в Лингвии»

Людмила Барабашова
Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием элементов ТРИЗ «Приключения в Лингвии»

Задачи:

Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления за счет использования приемов фантазирования: дробление-объединение, уменьшение. Формировать навыки запоминания, используя моделирование и символику. Знакомить с приемами словообразования существительных. Активизировать использование антонимов в речи. Учить звуковому анализу, используя МММЧ.

Развивать фонематический слух. Закреплять навыки различения и четкого произношения звуков, умение определять позицию звука в словах, умение делить слова на слоги. Развивать творческое воображение, внимание, память.

Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием элементов ТРИЗ „Приключения в Лингвии“» размещена в разделах

Воспитывать доброжелательность, чувство коллективизма, отзывчивость.

Материалы к занятию : костюмы Феи и гнома, буквы для оформления, ткань для горы, картинки с изображением цветов и насекомых, телефон, кроссворд, картинки с предметами, в названии которых есть звук [К], карточки со схематичным изображением «человечков», элементы букв, кольца Луллия, карточки к ним, лист ватмана, простые карандаши, фломастеры, две буквы К с разным выражением лица, буквы для рисования, корзинка с печеньем.

Ход занятия:

Психолог беседует с детьми, появляется Фея Грамотейка.

Ф. Г. Здравствуйте, ребята. Я жительница страны Лингвии, Фея Грамотейка. В нашей стране я слежу за порядком, стараюсь, чтобы ребята учились хорошо и писали грамотно. А вы откуда?

(Ответы детей)

Я приглашаю вас в гости в мою страну.

Психолог: А как же мы туда попадем?

Ф. Г. Мы произнесем волшебные слова

Здравствуй, Мудрая Страна,

Что отсюда не видна,

Явись ниоткуда,

Пусть свершится чудо!

Встань на пути,

Нас к себе впусти.

На двери надпись «Лингвия».

Дверь заперта. Пальчиковая гимнастика «Замок»

Ф. Г. Вот мы и оказались в волшебной стране. У нас здесь очень много интересного. Вот гора Наоборот. Эта гора особенная. Что ни скажешь, все наоборот получается.

Игра «Скажи наоборот»

Ф. Г. Какие вы молодцы! Преодолели эту гору. А на пути у нас овраг Разъединялка и поляна Соединялка. Что в овраг попадет, на части распадается. Сегодня в овраг попали насекомые. Посмотрим, какие насекомые в овраге? А сколько слогов в этих словах?

(Ответы детей)

Ф. Г. А сколько красивых цветов растет на полянке. Давайте насекомых посадим на цветы, найдем им домик. Сколько слогов в названии насекомого, столько слогов должно быть и в названии цветка-домика. Для жука – мак. Почему?

Дети отвечают и находят цветы-домики другим насекомым.

Ф. Г. Очень хорошо вы справились с заданием. Я вам открою тайну : в нашей необычной стране у каждого предмета есть детеныши, как у животных. Вот только мы придумываем, как их назвать. Поможете? У карандаша – карандашата. (чайник, вилка, зеркало, лампа, книжка, тарелка, кастрюля, стул, шкаф и т. п.)

Раздается телефонный звонок. Звучит аудиозапись.

Алло, алло! Помогите! Гном Бормотун заманил все звуки и не отпускает. Я звук …. Слова без меня пропадают. Помогите, звуки в словах восстановите.

Ф. Г. Подожди, подожди. Мы так и не поняли, какой ты звук?

Запись: …арандаш, …апуста, …артофель.

Ф. Г. …арандаш, …апуста, …артофель. Ребята, какого же звука не хватает?

(Ответы детей)

Ф. Г. Нужно помочь звукам. Знаю я этого гнома. Он такой вредный всегда делает так, чтобы никто из ребят ничего не усвоил.

Появляется Бормотун.

Б. Бормотну я, бормотну

Звуки и буквы в моем плену:

С бормотунскими затеями

Не бывать вам грамотеями!

Спрячу их я все в лесу,

И подальше унесу:

И не знаний, не уменья

Лишь одно недоуменье;

Ведь без букв вам в тетрадь

Ничего не написать,

Без звуков слово не составиться

Ах, как это все мне нравится!

Ф. Г. Ах ты вреднюга. Целую кучу слов ограбил, прямо разбойник.

Б. Я не разбойник, я просто немного вредный гном. Никого я не грабил, хотел всех запутать, да вот только сам запутался. А вы, случайно, не на помощь пришли?

Ф. Г. Конечно, мы поможем.

Б. Что-то я так все запутал, что это совсем другие слова получились.

Игра «Звук заблудился»

Б. Да, это легко. А вы с другой проблемой справьтесь. Вот у меня здесь кроссворд. Никак не могу его разгадать.

Дети разгадывают кроссворд.

Б. Вот здорово, а я не мог догадаться. А еще у меня есть картинки. Я точно знаю, что в этих словах живет звук, который вы ищите. Интересно, а вы сможете определить место этого звука в словах.

Работа с картинками.

Ф. Г. Бормотун, дети очень много знают о звуках, а еще они умеют составлять модели слов с помощью своих друзей – маленьких человечков.

Б. А что это за человечки такие? И что вы знаете про звуки?

Дети рассказывают о звуках и составляют модели слов используя МММЧ

Б. Как интересно. А я превратил звуки в буквы, не знал что с ними делать и свалил их в кучу, а они сломались. Может вы еще и буквы спасете?

Ф. Г. Конечно, спасем. Ведь с помощью букв дети учатся читать.

Дети собирают буквы из элементов

Ф. Г. Молодцы, ребята. А давайте мы покажем Бормотуну, как можно уменьшить слова. А помогут нам волшебные кольца.

Работа с кольцами Луллия.

Дети уменьшают слова дом, сад, дуб, лист.

Б. Как бы я хотел, чтобы у меня был свой домик и садик. Я, поэтому и вредничаю, потому что мне жить негде.

Ф. Г. Бормотун, я думаю мы сможем тебе помочь. Ребята, давайте нарисуем Бормотуну эскиз его домика с помощью букв. Но прежде чем рисовать, вспомним про новоселье гномов.

Динамическая пауза «Новоселье гномов»

Дети рисуют эскиз домика.

Б. Вот здорово. У меня теперь будет дом. Забирайте свои звуки и буквы. Вот вам буква К.

Бормотун отдает букву К. У буквы недовольное выражение лица.

Ф. Г. Какая злая буква. А злой звук портит имена детей, называет их грубо Сашка, Светка и т. д. Я думаю, звук может быть добрым. Как изменятся ваши имена, если звук подобреет? Сашенька, Светочка и т. д.

(Ответы детей)

Ф. Г. Ребята, давайте изменим имя Бормотуна, может он добрее станет и прекратит вредничать и безобразничать. Как его можно назвать ласково?

(Ответы детей)

Ф. Г. Спасибо вам за помощь. Теперь все жители нашей страны в сборе. Я хочу подарить вам буквы, с которых начинаются ваши имена. Но буквы какие-то скучные. Давайте их оживим, раскрасим и превратим в веселых человечков. А пока вспомним об угощении гномов.

Пальчиковая гимнастика «Угощение гномов»

Дети «оживляют» буквы

Б. Столько подарков у меня: и эскиз домика, и новое имя. Я стал таким добрым, что тоже подарю вам подарок.

Бормотун дарит детям печенье в форме букв.

Ф. Г. Понравилось вам в нашей стране? Но пришла пора прощаться. Встретимся с вами в школе, на уроках русского языка.

Публикации по теме:

Конспект бинарной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ. Цель: развитие связной речи, формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине. Задачи: Коррекционно-развивающие задачи: • Развивать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Головные уборы» с использованием элементов технологии ТРИЗ Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ для педагогов ДОУ Тема: «Головные уборы».

Конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группеКонспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группе Наш друг – домовёнок Цели и задачи: Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее.

Конспект открытого подгруппового занятия по обучению грамоте «Звуки [Т] [Т‘]» Цель: обучать детей анализу фонематически сходных звуков. Задачи: 1. Речевое развитие: • формировать навыки фонематического анализа и синтеза;.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик» МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение).

Конспект занятия «Познаю мир» с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в возрастной подгруппе детей 5–7 лет Тема:"Познаю мир". Цель: научить ребёнка мыслить системно с помощью схемы талантливого мышления «шестиэкранка» с использованием элементов.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ «Снег» Интеграция областей-"Социализация", "Коммуникация", "Познание","Художественное творчество","Безопасность" Цели:продолжать расширять представления.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте Звук и буква [К] .

План-конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-технологии «Веселые задачи» в подготовительной группе План – конспект НОД «Веселые задачи» по ФЭМП в подготовительной группе с использованием элементов ОТСМ - ТРИЗ – технологии (открытый просмотр.

Конспект открытого занятия с использованием элементов логоритмики в младшей группе «Прогулка в осенний лес» Прогулка в осенний лес. Цели: Сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. Задачи: 1. Совершенствовать двигательные навыки. 2. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием элементов ТРИЗ «Приключения в Лингвии»
Опубликовано: 30 сентября 2015 в 19:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД