Получи документы

Конспект открытого занятия по окружающему в миру средней группе «В мире насекомых»

Анна Криштопова
Конспект открытого занятия по окружающему в миру средней группе «В мире насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по окружающему миру

Тема: «В мире насекомых»

Криштопова Анна Александровна

воспитатель

Цель: формирование у детей представления о насекомых.

Задачи:

Публикация «Конспект открытого занятия по окружающему в миру средней группе „В мире насекомых“» размещена в разделах

Образовательные: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, зависимости окраски от мест обитания, о пользе, о вреде, приносимой ими природе; познакомить с цепочкой развития насекомого. Формировать умение образовывать уменьшительно ласкательные формы существительного, подбирать глагол, существительное, прилагательное подходящий по смыслу.

Развивающие: развивать мыслительную активность, любознательность, внимание, память, речь. Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы. Расширять кругозор.

Оздоровительные: обогащать двигательный опыт детей, развивать мелкую моторику.

Воспитательные: продолжать формировать самостоятельность, умение слушать друг друга не перебивая. Воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание картинок насекомых, иллюстраций в энциклопедии, в детских книгах; чтение художественной литературы, придумывание и отгадывание загадок, рисование насекомых.

Словарная работа: этапы развития бабочки, шестиногие, брюшко.

Оборудование: магнитная доска, макет лесной полянки, картинки с изображением насекомых, игрушки насекомых, разрезные картинки, цветок, бабочка на палочке, фигурки насекомых.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня! Поздоровайтесь

с ними глазками.

(Дети здороваются)

А теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком по кругу.

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» «Здравствуйте» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!

2. Сообщение темы занятия.

Раздаются звуки природы (насекомые).

Воспитатель: Ребята! Послушайте, что это за звуки? Видно кто- то проснулся от наших улыбок? Как вы думаете кто это?

Заслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки, и мы узнаем правильный ответ.

Шевелились у цветка, Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….(стрекоза)

Громко я жужжу, летая,

Мёд целебный собирая.

Всем полезна и мила

Хлопотливая

(пчела)

Кто с ногами влез в варенье,

Да ещё без разрешенья,

И жужжит всё возле уха? Надоедливая…. (муха)

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, пчелу, муху?

Дети: это насекомые.

Воспитатель: Совершенно верно.

(Выставляется мнемотаблица строение насекомых)

Воспитатель: Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей головы, груди и брюшка. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда появилось слово "насекомое” — от слова «насекать». А это значит, слово насекомое переводится как - «животное с насечками». Давайте закрепим.

Аня выложи на доске части тела насекомого.

3. Беседа о насекомых.

Воспитатель: Ребята, перечислите насекомых, которых вы знаете?

Дети: (перечисляют)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим и назовем насекомых на картинках.

(Картинки выставляются перед детьми.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как передвигаются насекомые?

Ответы детей….

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Они умеют ползать, летать, ходить, плавать,

прыгать, бегать.

Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, земля, солнце, трава, цветы….

Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые. А как вы думаете все ли насекомые полезные?

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю пойти в гости к маленьким жителям на лесную полянку. Согласны?

Воспитатель: Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Дети подходят к столу, на котором имитация полянки. На полянке одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет.

Воспитатель: Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?

Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Воспитатель: С шестиногими малышами что-то случилось, ребята, вы готовы им помочь?

Воспитатель: А, чтобы помочь нашим друзьям, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам.

(Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми)

Воспитатель: Закройте все глаза и повторяйте за мной:

«Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!»

Воспитатель: Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим на лесную полянку. Проходите насекомые, а вот и первое задание от паука: «Нужно составить схему развития бабочки»

Задание 1.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Ребята, а вам нравятся чудеса?

Послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо — это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (Педагог демонстрирует схему развития бабочки). Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.

Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

Воспитатель: давайте еще раз назовем этапы развития бабочки. Что сначала откладывает бабочка?

Дети: Яйца.

Воспитатель: Кто появляется из яйца?

Дети: Гусеница.

Воспитатель: В кого она превращается?

Дети: В куколку.

Воспитатель: Кто выходит из куколки?

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Давайте присядем и немного отдохнём. Глазки потренируем.

(Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.)

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Воспитатель: А вот и бабочка прилетела. Следите глазами за бабочкой.

Бабочка летает повсюду: Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, вверх, вниз и назад спешит.

Воспитатель: Молодцы, а вот и следующее задание

Задание 2

Игра «Закончи предложение»

-Жук большой – божья коровка…. (маленькая)

-У стрекозы крылья большие – а у жука… (маленькие)

-У жука усы толстые - а у бабочки… (тонкие)

-У муравья спинка узкая – а у жука (широкая)

Гусеница ползает, а бабочка (летает).

Пчёлы летают, а паук (ползает).

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).

Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье)

Пчелы из нектара делают… (мед)

У птиц 2 лапки, а у насекомых… (шесть)

-Замечательно еще с одним заданием справились!

Беседа о насекомых.

Дети: Есть полезные насекомые, но есть и хищники, а также вредные насекомые.

- А скажите, каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: например муха, комар.

Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи разносит микробы. Комары кусают людей. Гусеница – ест листья растений.

Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

Дети: лягушки.

Воспитатель: Назовите полезных насекомых. (Бабочка, пчела, муравей.)

Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?

Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Еще муравьев называют санитарами леса, они собирают разные мелкие палочки и строят свой дом из них. Бабочки опыляют цветы.

Воспитатель: Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка) - Почему их называют хищниками?

(Ответы детей) Потому что они охотятся за другими насекомыми.

Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

Дети: нет

Воспитатель: почему?

Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

Воспитатель: Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых?

Дети: некому будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений.

Воспитатель: Ребята, не обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы Насекомых нужно беречь, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие.

Физминутка. «Стрекоза» Воспитатель: сейчас приглашаю всех сделать физкультминутку.

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

Задание 3 Дидактическая игра «Сложи картинку»

Воспитатель: А теперь подойдем к столам и посмотрим, что у нас в этих красивых, разноцветных конвертах, нужно сложить насекомое из частей и рассказать, кто у кого получился.

(Дети достают из конвертов разрезные картинки и собирают из частей целое)

Воспитатель задает детям вопросы: Кто это? Где живет? Чем питается? И т. п.

Предполагаемые ответы детей:

Это – божья коровка. Ее назвали так потому, что у нее на ножках выделяется оранжевое молочко.

Это – пчела. Трудолюбивее насекомое. Собирает с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает мёд. Живет в ульях и дуплах.

Это – бабочка. Питается нектаром цветов. У бабочек разная, красивая окраска. Живут бабочки на цветах.

Это – стрекоза. Она похожа на вертолёт. Может летать и висеть в воздухе,

питается насекомыми, ловит их налету. Живет возле воды.

Это – муравей. Муравьи живут в муравейнике. Они очень сильные: поднимают травинки, гусениц, которые тяжелее их. Они плохо видят, но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Живут в муравейнике. Питаются травинками.

Это – жук. Он умеет летать. Питается растениями, живет на деревьях.

Это – кузнечик. Умеет высоко прыгать. Обитает на лугах. Питается растениями и мелкими насекомыми. Может сильно стрекотать.

Это – гусеница. У нее много ножек. Она умеет (медленно) ползать. Питается листьями. Гусеницы бывают зеленые и разноцветные.

Беседа «Окраска»

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, есть ли у насекомых враги? Дети: Есть.

Воспитатель: Кто?

Дети: Птицы, люди, животные.

Воспитатель: Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых). Почему кузнечик зеленый? Как вы думаете, почему майский жук коричневый?

Дети: Кузнечик живет в траве, майский жук на ветках деревьев.

Воспитатель: Зачем им нужна такая окраска?

Дети: Защищаться от врагов, прятаться.

Среди высоких трав прячутся кузнечики.

(Показ игрушки божья коровка).

Воспитатель: Правильно божья коровка. А какого цвета это насекомое?

Дети: Красного.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.

Воспитатель:

Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?

Дети: Они живые.

Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют. Слушать, как они жужжат.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в маленьких жителей полянки. Превратимся в кузнечика.

Физкультминутка «Бабочки»

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

Задание 4

Игра «Назови-ласково» Комар-комарик Жук-жучок Пчела-пчёлка Усы-усики Лапы-лапки Муравей-муравьишка Стрекоза-стрекозка Муха-мушка Паук - паучок

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.) Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в ребят.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной

- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вам понравилось быть насекомыми? — А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась? Вы все сегодня были молодцы!

Воспитатель: Ребята, а так как вы мне помогли вспомнить название насекомых. Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми.

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!»Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!» Цель: сформировать у детей представление о зимующих птицах; вызвать интерес  к образу жизни зимующих птиц; прививать бережное отношение.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Земля — наш общий дом» к Дню Земли в средней группеКонспект интегрированного занятия по окружающему миру «Земля — наш общий дом» к Дню Земли в средней группе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа №1373 Отделение дошкольного образования №2 Конспект интегрированного.

Конспект НОД по окружающему миру в средней коррекционной группе «Знакомство с черепахой»Конспект НОД по окружающему миру в средней коррекционной группе «Знакомство с черепахой» Цель: формирование представлений о черепахе, её внешнем виде, образе жизни. Задачи: • создать условия для обогащения представлений детей.

Конспект открытого занятия по окружающему миру «Огонь — друг, огонь — враг» для детей второй младшей группыКонспект открытого занятия по окружающему миру «Огонь — друг, огонь — враг» для детей второй младшей группы Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Задачи: Обучающие: - учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; - правильно.

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зима в лесу» Тема: «Зима в лесу» Цель: формирование целостного представления детей о том какой лес зимой. Задачи: образовательные: • закрепить и пополнить.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «В мире насекомых»Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «В мире насекомых» Цель: Продолжать расширять знания о многообразии насекомых. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с особенностями строения насекомых.

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в космическое пространство» в средней группе Программное содержание: образовательные задачи: -Закрепить знания детей о планете Земля и других планетах Солнечной системы; -Закрепить.

Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе «Посуда»Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе «Посуда» Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе " Посуда"Задачи: 1. Образовательные: Формировать знания детей о посуде, о её назначении.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В мире насекомых»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В мире насекомых» Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «В мире насекомых» Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых, продолжать.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы» Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы" «Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по окружающему в миру средней группе «В мире насекомых»
Опубликовано: 19 января 2023 в 09:26
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по окружающему в миру средней группе «В мире насекомых»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Криштопова (УИ 1493563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД