Ольга Пономарева
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и лед»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 428 г. Челябинска»
ул. Шуменская 12, г. Челябинск, 454071, тел. (8-351) 7726266, 7725855
e-mail : mdou.tzr428@mail.ru https://ds428.ru/
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи. Вода и лед».
Подготовила : Пономарева О. В.
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Вода и лед“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Цель: Формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.
Задачи:
- Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.
- Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
- Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
- Закрепить знания о свойствах воды.
- Познакомить детей со свойствами льда.
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», «Лед»
3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Где есть вода».
4. Чтение художественной литературы: Нина Гарнет «Хорошая вода», Михаил Пластов «Капля в море»
5. Наблюдение за водой во время прогулок.
Оборудование и материалы: фартуки, шапочки, стаканы, кружка, кастрюля, мячик, книжка, лейка с водой, кофе, арома масло «клубника», сахар, соль, подсолнечное масло, белый халат, молоко, пластиковые ложки, пластиковые трубочки, лёд, тарелки.
Ход занятия:
Воспитатель. Сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку. Она адресована самым старшим детям в детском саду. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Ребята что-то я не пойму, что это за таблица?
Ответы детей. Это кроссворд.
Воспитатель. Подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд.
Воспитатель. Тогда слушайте первую загадку.
1. Загадка. Вот так чудо! Вот так диво! Как сорвался он с обрыва, так уже, который год, все никак, Не упадет. (водопад)
2. А теперь вторая загадка.
Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (болото)
3. Слушайте третью загадку.
Тучи ветром нагоняются, он на землю собирается.
Коль на землю попадёт, сад польёт и огород. (дождь)
4. Ну, и последняя загадка,
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (река)
Воспитатель. Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось. Давайте все вместе его прочитаем. Дети читают. Вода.
Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.
Воспитатель: А какая вода есть на земном шаре?
Дети: Пресная и соленая.
Воспитатель: Где находится соленая вода?
Дети: Моря, океаны.
Воспитатель: А где пресная?
Дети: Реки, озера.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель: Молодцы. А для чего нужна вода животным?
Дети: Пить, купаться.
Воспитатель: А растениям нужна вода?
Дети: Да. Без воды они погибнут.
Игра “ Скажи наоборот”
Из одного крана течет холодная вода, а из другого…. горячая.
В чайнике вода чистая, а в луже …. грязная.
Река глубокая, а ручеек…. мелкий.
В ведре воды много, а в стакане…. мало.
В реке вода пресная, а в море …. соленая.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить со свойствами воды. А чтобы это узнать, давайте пройдем в нашу лабораторию. Для этого мы наденем фартуки и вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Внимательно слушать воспитателя.
Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
Аккуратно пользоваться емкостью для воды.
Поддерживать порядок на своем рабочем месте.
После каждого опыта делать вывод.
Без разрешения запрещается: вставать с места, трогать оборудование и приборы, засовывать что-либо в нос, рот, уши.
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет какие свойства воды вы уже знаете?
Дети: Вода это жидкость. Она не имеет цвета, запаха, формы. Она прозрачная, может растворять некоторые вещества.
Воспитатель: Ребята, кто из вас сможет показать, что вода это жидкость?
(Вызывается кто-то из детей)
Воспитатель: Что тебе для этого нужно?
Ребенок: Два стакана. Один пустой, а другой с водой.
Ребенок показывает опыт : № 1: Вода – жидкость.
(Ребенок берет два стакана и переливает воде у из одного в другой)
Воспитатель: Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью
Воспитатель: А кто сможет нам показать, что вода не имеет формы?
(Вызывается кто-то из детей)
Воспитатель: Что тебе для этого нужно?
Ребенок: Лейка с водой, стакан, кружка, кастрюля.
Опыт № 2 : Вода не имеет формы.
(Ребенок берет лейку и наливает воду в разные емкости)
Воспитатель: Ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, какой формы?
Дети: круглый.
Воспитатель: А у книги какая форма
Дети: Квадратная
Воспитатель: А вода, какой формы? Какую форму приняла вода?
Дети: Форму стакана, кружки, кастрюли.
Воспитатель: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.
Итак, делаем вывод- вода не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, кто сможет показать, что вода прозрачная?
(Вызывается кто-то из детей)
Воспитатель: Что тебе для этого нужно?
Ребенок: Стакан с водой и стакан с молоком, ложечки.
Опыт № 3 : Вода – прозрачная и бесцветная.
(Ребенок опускает одну ложечку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком)
Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с водой?
Дети: Да.
Воспитатель: А в стакане с молоком?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: А у молока есть цвет? Какой?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: Есть у воды цвет? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, Вода не имеет цвета, значит она какая?
Дети: Бесцветная.
Воспитатель: Делаем вывод - вода прозрачная и бесцветная.
Воспитатель: Ребята, кто сможет показать, что вода не имеет запаха?
(Вызывается кто-то из детей)
Воспитатель: Что тебе для этого нужно?
Ребенок: Стакан с водой и стакан с кофе.
Опыт № 4 : Вода не имеет запаха.
(Ребенок берет стаканчик и дает другому понюхать водичку).
Воспитатель: Есть запах у воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно. Чистая вода не имеет запаха. А если добавить в воду кофе. (Ребенок добавляет в стаканчик немного кофе.) Появился запах?
Дети: Да. Пахнет кофе.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы сделаем? Есть ли запах у чистой воды?
Дети: Нет. Вода не имеет запаха.
Опыт № 5 : Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Давайте возьмем трубочку и попробуем воду из стакана. Есть у воды вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (Воспитатель добавляет детям в воду сахар) Давайте попробуем.
Дети: Вода стала сладкая.
Воспитатель: А если мы в воду добавим соль?
Дети: Вода будет соленой.
Воспитатель: Делаем с вами вывод: Чистая вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Ребята, мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте не много отдохнем.
Физкультминутка:
Мы руками поведём –
Будто в море мы плывём.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу подплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнём наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре, пять
За работу нам пора опять!
Воспитатель: Ребята, проходите за столы и присаживайтесь. А теперь нам снова пора приниматься за работу. Вода у нас бывает не только жидкой, но и твердой. Сегодня я хочу вас познакомить со свойствами льда. Я вам положила на тарелочки лед. Рассмотрите его.
Опыт № 1 : «Лед – какой он?»
Воспитатель: Скажите, какой лёд?
(Дети трогают лед и делают выводы)
Вывод: Лёд твердый, гладкий, холодный, имеет форму.
Воспитатель: Молодцы, проведем еще опыт.
Опыт № 2 : «Лёд в воде плавает или тонет».
Воспитатель: У вас есть стаканчики с водой. Возьмите и опустите в них лед.
Воспитатель : Что происходит со льдом в воде? Давайте проверим. Он плавает или тонет?
Вывод: Лёд в воде плавает.
Опыт № 3 : «Вода и лёд –чего больше?»
Цель: познакомить детей со свойствами при замерзании.
Материал: Два стакана с одинаковым количеством воды.
Процесс: Одни стакан ставим в морозилку, другой оставляем в комнате. Достаем стакан из морозилки и сравниваем чего больше? Что произошло с водой?
Вывод: Вода при замерзании расширяется.
Итог: Понравилось вам в нашей лаборатории? Что было особенно интересно? Какие опыты сегодня мы с вами провели? Скажите, что интересного вы сегодня узнали? Кому можно рассказать и показать наши опыты?
Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. По этому я хочу поблагодарить вас за труд и вручить медали «Юный исследователь».