Получи документы

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» (1 фото)

Марина Архипова
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

Задачи:

Образовательные:

• учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности;

• расширять представления детей о свойствах снега;

Развивающие:

• развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Тайны снега“» размещена в разделах

• развивать творческое мышление и активность, самостоятельность при проведении исследовательской деятельности;

• развивать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность;

• воспитывать позитивно отношение к неживой природе.

Словарная работа:

лаборатория, опыты, эксперимент, снегопад, прозрачный, мутная.

Материалы и оборудование: 2 ёмкости с теплой водой; ведерки с лопатками; лупы, формочки, ёмкости с цветной водой; кусочки льда, бумаги бархатные черных цветов, термос; 3 стакана; тарелочки.

Предварительная работа: чтение литературы, игровое экспериментирование и опыты со снегом, льдом и водой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычная прогулка. Я предлагаю Вам поговорить о снеге, провести опыты со снегом, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: лаборатория.

Воспитатель: В лабораторию мы отправимся не одни, к нам пришли гости. Предлагаю поздороваться:

Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем привет и добрый день.

(Отправляясь в лабораторию, по дороге мы с ребятами вспоминаем правила поведения: соблюдаем тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю, Вам послушать загадку и сказать о каком времени года говорится в этой загадке:

Ни ведёрка,

Ни кисти, ни рук,

А побелит

Все крыши вокруг.

(Зима)

Воспитатель: А чем вам нравится зима?

Дети: Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках, на санках можно катать друг друга. Строить снеговика, горку.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А о каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?

На дворе - горой,

А в избе – водой. (Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю провести опыты и узнать, дружат ли между собой: снег, вода и лёд? Приглашаю Вас пройти к первому опыту, который называется:

Опыт 1. Почему снег мягкий?

Ход.

Воспитатель: Для этого опыта, я приготовила для Вас ведерки с лопатками. Я прошу набрать в ведерки снег и собрать в кучу. Ребята, Вам не тяжело? В чём же дело?

Дети: дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие.

Воспитатель: а летом Вы носили в них песок, и ведерки были какими?

Дети: тяжёлыми. Приходилось носить ведёрки вдвоём.

Воспитатель: как Вы думаете, почему снег такой легкий?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Затрудняетесь, если, то предлагаю рассмотреть хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Что Вы наблюдаете?

Видите, что отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. А если мы сделаем комок из снега, то он станет каким? И в нем окажется чего меньше?

Дети: тяжелым, воздуха.

Какой вывод мы можем сделать? Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега : вода, земля, песок и многое другое. А вы знаете, ребята, что когда меняется погода, то и меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

Молодцы, справились с первым, предлагаю перейти ко второму опыту, который называется:

Опыт №2. Почему снег греет?

Ход.

Воспитатель: Ребята, Вы уже знаете, что зимой все деревья и кустарники надо укрывать снегом. Как Вы думаете для чего? …. А как Вы думаете, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев?

Дети: (Нет).

Воспитатель: А почему?

Дети: рассуждения детей.

Воспитатель: Затрудняетесь ответить? Ребята, в рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло.

Это можно проверить. Перед прогулкой я налила в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорила их. Предлагаю потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем мы с Вами на участке одну из бутылок поставим на открытое место, другую закапаем в снег, не прихлопывая его. Для того чтобы проверить, что произошло с нашей водой, нужно время. А чтобы зря время не терять, предлагаю немного поиграть. В конце динамической паузы обе бутылки поставим рядом и сравним, в какой вода остыла больше, выясним, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Динамическая пауза «Вода, снег и лёд»

«Снег» – дети свободно бегают, кружатся, делая легкие прыжки;

«Вода» – медленное плавное движение;

«Лед» – дети замирают в разных позах, используя разные исходные положения (стоя, сидя, лёжа).

После того, как дети изобразили в движении эти образы, воспитатель вводит сигналы «Холодно» и «Тепло». Дети в образе снежинок кружатся. Сигнал:

«Тепло» - дети изображают таяние снега (из положения, стоя – в положение лёжа);

«Холодно» - дети замирают в разных положениях.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Отдохнули немного, посмотрим, что с нашими бутылочками с водой стало?

Дети: рассуждения детей.

Что мы можем сказать об этом опыте : В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Отлично, я приготовила вам третий опыт.

Опыт №3. «Дружат ли вода, снег и лёд

Ход.

Воспитатель: Ребята, для этого опыта приготовила 3 стакана, воду, лед, снег. Вам нужно поочередно соединить разные вещества: в 1 стакан - в воду добавить снег, во второй стакан - в воду добавить лед, а в 3 стакане - смешать снег и лед. Что вы наблюдаете в трех стаканах?

Дети: в первом снег растаял.

Воспитатель: правильно, и что состояние воды изменилось, вода стала мутной, но становится еще холоднее, что воды стало больше.

А что вы наблюдаете во втором стакане?

Дети: лед растаял.

Воспитатель: а при соединении воды со льдом, вода какой стала?

Дети: осталась прозрачной, вода стала холоднее, стало больше.

Воспитатель: и в третьем стакане мы с вами замечаем?

Дети: снег и лед не растаяли.

Воспитатель: правильно, при соединении оба вещества не взаимодействуют между собой никак.

Так можно ли сказать, что вода, снег и лед «дружат» друг с другом?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: а кто мне скажет, как «дружбу» снега, воды и льда можно использовать зимой, во время зимних игр и забав?

Дети: рассуждения детей.

Воспитатель: молодцы. Ребята, а вы замечали когда-нибудь, деревья, трубы или провода белые?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: это лег иней. Откуда он взялся? Как Вы думаете?

Дети: рассуждения детей.

Воспитатель: тогда предлагаю перейти к следующему опыту.

Опыт №4. Откуда берётся иней?

Ход.

Воспитатель: Ребята, на столе Вы видите термосы с горячей водой. Открываем их, и видим, что, пар. Нам с Вами над паром необходимо подержать холодную тарелку. Что Вы наблюдаете?

Дети: пар превращается в капельки воды.

Воспитатель: Затем эту запотевшую тарелку ставим на стол и видим?

Дети: на ней образование инея.

Воспитатель: Правильно.

Вывод мы можем сделать, какой? Что наш пар при охлаждении превратился в воду, а тем самым вода застывает и превращается в тончайшие кристаллы льда, т. е. в иней.

Воспитатель: правильно, молодцы. И на основании нашего опыта, предлагаю провести 5 опыт, который называется:

Опыт №5. Цветные ледяные игрушки.

Ход.

Воспитатель: Для этого опыта я приготовила для Вас формочки, цветную воду. Предлагаю налить воду в формочки, оставить в открытом месте для охлаждения. Для того, чтобы наши игрушки замерзли, нужно время. Поэтому, я заранее приготовила для вас ледяные игрушки с веревочками и предлагаю украсить нашу веранду. Но перед тем, как украсить веранду:

Дарья М. скажи, пожалуйста, какой именно тебе запомнился опыт?

Дети: ответ Даши.

Воспитатель: хорошо, можешь повесить свою игрушку.

Артем скажи, пожалуйста, что тебе понравилось делать?

Дети: ответ Артема.

Воспитатель: замечательно, можешь повесить свою игрушку.

Дарья И. и Арсений скажите, пожалуйста, какой именно Вам запомнился опыт?

Дети: ответы Даши и Арсения.

Воспитатель: отлично, можете повесить свои игрушки.

Ольга и Ваня скажите, пожалуйста, что именно Вам понравилось проводить в опыте с термосом и тарелкой?

Дети: ответы Ольги и Вани.

Воспитатель: молодцы, можете повесить свои игрушки.

Юлия и Максим скажите, пожалуйста, Вам не тяжело было носить ведерки со снегом? Почему?

Дети: ответы Юлии и Максима.

Воспитатель: отлично, можете украсить вашу веранду. Красиво как стало.

Ребята мы сегодня прекрасно поэкспериментировали с опытами, но наша лаборатория должна закрываться. До свидания?

Дети: до свидания.

Публикации по теме:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница-вода» Средняя группа. Интеграция областей: -Речевое развитие -Познавательное.

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода» Группа: Подготовительная Образовательная область: Познание Вид НОД: познавательно - исследовательская Тип НОД: Закрепление знаний Тема НОД:.

Конспект мероприятия по опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» Конспект мероприятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка» Цель: Систематизировать знания детей.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства магнита» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Удивительные свойство магнита». Цель: выявить свойства магнита:.

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Звук. Свойства звука» в старшей группе ЦЕЛЬ: • Обобщение представлений детей о звуке (звук слышим с помощью уха); • дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Посадка лука» во второй младшей группе Цель: Закрепить знание о потребности растения в воде и земле; закрепить представление о последовательности трудового процесса; воспитывать.

Конспект занятия в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Книга — лучший друг» Конспект занятия в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Книга – лучший друг» Цель: в процессе познавательной.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная вода» Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Волшебная вода» Цель исследовательской деятельности.

Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Тайны снега и льда» Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда». Цель: Создание условий для развития.

Занятия по опытно-экспериментальной деятельности в 1 младшей группе «Домик для черепашки» Иванова Светлана Рудольфовна воспитатель МКДОУ д/с № 3 «Колокольчик» п. Бреды Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»
Опубликовано: 6 января 2017 в 08:57
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД