Получи документы

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Что бывает зимой?»

Людмила Никитина
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Что бывает зимой?»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Что бывает зимой.

Дата и время проведения: 14 марта, 9.00 – 9.25.

Место проведения: групповая комната средней группы.

Возраст и количество детей: 4-5 лет, подгруппа 8-10 человек.

Вид занятия : ознакомление с природой.

Тип занятия : познавательное, эколого – природоведческой направленности, обобщающее.

Образовательная область: познание.

Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Что бывает зимой?“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

Уровень развития и подготовленности детей:

- имеют представление о смене времен года; знают, что зима наступает после осени;

- имеют представления о сезонных изменениях в природе зимой;

- знакомы с изменениями в жизни растений зимой, с понятиями «лиственные деревья», «хвойные деревья» и их условными обозначениями;

- знакомы с жизнью животных зимой (медведь, ёж, белка, заяц, лиса, волк) и их приспособленностью к сезонным изменениям в природе;

- знакомы с понятием «зимующие птицы», узнают и называют некоторых из них (снегирь, воробей, синица, ворона, сорока, дятел);

- знакомы с условными обозначениями некоторых зимних явлений и примет:

- используют карты-схемы с условными обозначениями при составлении описательного рассказа.

Содержание: зимние приметы и явления природы, растительный и животный мир зимой; условные обозначения зимних явлений и примет.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

Образовательные

-Обобщить и систематизировать представления о зиме, погоде, зимних явлениях.

-Формировать понятие о взаимосвязях, существующих между изменениями в природе и жизнью животных и растений зимой.

Развивающие

- Развивать связную речь детей через составление рассказов о зиме.

-Расширять активный словарь детей за счет использования в речи слов, обозначающих «зимние» термины и понятия.

-Способствовать освоению действия замещения объектов и явлений природы условными обозначениями.

-Развитие психических процессов: мышление, внимание.

Воспитательные

– Развивать чувство любви и бережного отношения ко всему живому.

Ожидаемый результат.

Развитие личностных интегративных качеств ребё нка:

-любознательный, активный

с удовольствием включается в деятельность, активно взаимодействует с воспитателем, интересуется окружающим миром, особенностями и свойствами зимней природы;

-эмоционально отзывчивый

знаком с миром чувств, проявляет сопереживание к миру растений и животных, передаёт своё эмоциональное отношение к гостю Почемучке;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

стремится к общению со взрослыми с помощью речи, старается сотрудничать с другими детьми, знаком с правилами коммуникации, пытается выслушивать ответы других детей; активное участвуют в беседе с Почемучкой, отвечают на его вопросы;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения

положительно настроен на пребывание в детском саду, чувствует себя уверенно и свободно в присутствии гостей на занятии, имеет представления о правилах поведения на занятии, старается их соблюдать, усваивает правила вежливости - здоровается с гостями;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

ориентируется в пространстве группы, активно участвует в разных видах деятельности (игра, беседа);

- имеющий первичные представления о мире природы

имеет первичные представления о смене времён года, их характерных признаках;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

умеет слушать взрослого, выполнять его задания, концентрировать внимание на 20 минут, старается следовать правилам, принятым в группе.

Словарная работа:

- активизация словаря: введение в активный словарь ребенка слов - мороз, запасы, корм, спячка, дупло, нора, берлога, снежное одеяло, морозно, холодно;

- образование сложных слов: снегопад, гололёд;

- подбор прилагательных для описания диких животных – беленький, быстрый, рыжая, хитрая, голодный, злой, серый, косолапый, бурый;

- уточнение понятий: метель, лиственные деревья, хвойные деревья, зимующие птицы.

Ресурсное обеспечение:

программно – методический комплекс:

- программа Л. А. Венгер «Развитие», Гном – пресс, М., 1999;

- планы к программе Л. А. Венгера «Развитие», раздел «Ознакомление с природой», занятие №11. стр. 54, УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», М., 1999;

- программно – методическое пособие «Развитие +», НОУ «Учебный Центр им. Л. А. Венгера «Развитие», М., 2012;

учебно-дидактическое обеспечение:

демонстрационный материал: кукла Почемучка; круговая диаграмма смены времён года; иллюстрации о зиме, картинки диких животных (лиса, заяц, медведь, белка, волк, ёж); условные обозначения : «лиственные деревья», «хвойные деревья», «спячка», «делают запасы», «ищут корм зимой», «птицы слетаются к человеческому жилью»; 3 обруча; карта – схема с условными обозначениями зимних явлений : «день короче ночи», «солнце светит, но не греет», «снег», «метель», «сугробы», «реки скованы льдом».

раздаточный материал: комплект карточек с условными обозначениями зимних явлений (на пару детей);

технические средства обучения : музыкальный центр.

Литературное сопровождение: стихи, загадки о зимних явлениях природы, загадки о животных;

Музыкальное сопровождение: П. И Чайковский «Времена года» («Зима. Декабрь»).

Методы и приё мы: организационный момент (хороводная игра «С неба падают снежинки» с использованием художественного слова, сюрпризный момент (приход гостя – «Почемучки», беседа, составление рассказов по карте - схеме, условным обозначениям, игра «Загадки» (классификация животных по способу их зимовки (круги Эйлера, словесная игра «Какой? Какая?», подвижная игра с использованием художественного слова «Идёт Зимушка – зима».

Образовательная деятельность вне занятий :

- наблюдение на прогулке за зимними явлениями, погодой и жизнью растений зимой;

- изготовление кормушек, подкармливание птиц;

- игры и эксперименты со снегом и льдом;

- рассматривание иллюстрированных книг, альбомов по теме «Зима»;

- чтение художественных произведений (И. Соколов – Микитов «Зимой», Г. Скребицкий, В. Чаплина «Кто как зимует?», «Про животных зимой», «Куда комары зимой деваются, «Как заяц зимой живёт, «Как белочка зимует?», «Как зимуют рыбы?», «Посмотри вокруг», «Перелётные птицы», Г. Скребницкий, сказка «Всяк по-своему», В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Павлова «Зимняя пирушка», «Белые шубки», О. Иваненко «Сосулька», С. Есенин «Заметает пурга белый путь», Л. Толстой «Декабрь», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою околдован лес стоит» и др.);

- словесные и хороводные игры: «С неба падают снежинки», «Какой? Какая?», «Идёт Зимушка – зима» и др.

- разучивание стихов, народных зимних примет, пословиц, поговорок, отгадывание загадок;

- слушание аудиозаписи зимних песен, звуков зимы (метель, хруст шагов, произведений П. И. Чайковского «Времена года» («Декабрь. Святки», «Январь. У камелька», «Ноябрь. На тройке»);

- тематические беседы с детьми;

- работа с круговой диаграммой «Волшебный круг» в уголке природы (пополнение новыми знаками, повторение).

Структура и содержание занятия :

1 часть (вводная)

-организационный момент: хороводная игра «С неба падают снежинки»;

- сообщение темы занятия;

Содержание:

Звучит музыка (П. И. Чайковский, «Времена года», «Зима. Декабрь. Святки»)

Послушайте, какая красивая музыка звучит, как - будто снежинки кружатся в танце. Давайте и мы закружимся как снежинки и поиграем в игру «С неба падают снежинки». (После игры дети садятся на стульчики).

Какое время года у нас сейчас? Каким цветом оно обозначено на нашем волшебном круге? На дворе – февраль, это последний месяц зимы. Давайте мы сегодня вспомним всё, что вы узнали про зиму?

2 часть (основная)

Сюрпризный момент: приход гостя «Почемучки»

Составление рассказов о зиме, зимних явлениях с опорой на карту - схему;

Уточняющая беседа

Словарная работа: «гололёд», «снегопад», «метель»;

Работа с условными знаками:

- «лиственные деревья»,

- «хвойные деревья»;

- уточнение понятия «зимующие птицы»,

Беседа о помощи птицам в холода;

Классификация животных по способу их зимовки : «спячка», «делают запасы», «ищут корм зимой» (круги Эйлера). Игра «Загадки». Подбор прилагательных. Словесная игра «Какой? Какая?»

Динамическая пауза

Подвижная игра «Идёт Зимушка – зима». Закрепление знания условных обозначений.

3 часть (заключительная)

Подведение итога занятия, оценка деятельности детей

Содержание:

Ребята, я так много сегодня узнал о том, что бывает зимой, как зимуют животные и птицы (Отмечает индивидуальный вклад каждого ребёнка). А сейчас мне пора домой. Спасибо вам за подарок, он мне очень пригодится. До свиданья.

Ребята, вы сегодня мне очень помогли, сама бы я не смогла ответить на все вопросы, а вместе мы сделали это легко и быстро. Я тоже приготовила вам подарки, которые будут напоминать вам о зиме (листочки – раскраски).

Приложение

1. Правила проведения игры «С неба падают снежинки»

Дети вместе с воспитателем образуют круг и выполняют движения под текст:

С неба падают снежинки как на сказочной картинке. (легко кружатся вокруг себя)

Будем их ловить руками, и покажем дома маме. (ловят снежинки и показывают соединённые ладошки)

А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги. (присев, выполняют плавные движения руками)

Не завязнуть в поле чтобы – поднимаем выше ноги. (шагают на месте, высоко поднимая ноги)

Вон лисица в поле скачет, словно мягкий рыжий мячик. (имитируют движения лисы)

Зайчик ловкий убежал, на зубок её не попал. (прыгают на месте)

Ну, а мы идём, идём, и к себе приходим в дом! (шагают, подходя к своим стульчикам)

2. Игра «Загадки»

Не барашек и не кот, носит шубку круглый год, шубка серая – для лета, для зимы – другого цвета. (ЗАЯЦ)

Рыже-огненный комочек, с хвостиком как парашют, по деревьям быстро скачет, был он там, теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка. Да ведь это… (БЕЛОЧКА)

Рыжая плутовка спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та, как зовут её… (ЛИСА)

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (ЁЖ)

Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой, любит шишки, любит мёд. Ну ка, кто же назовёт? (МЕДВЕДЬ)

Серый, страшный и зубастый произвёл переполох. Все зверята разбежались, напугал зверят всех… (ВОЛК)

3. Стихотворение В. Степанова «Звери зимой»

Ёж, медведь, барсук, енот спят зимою каждый год.

Зайца, волка, рысь, лису и зимой найдёшь в лесу

4. Правила проведения игры «Идёт Зимушка – зима»

Дети вместе с воспитателем встают в круг, идут со словами:

Идёт Зимушка – зима, у неё белая коса. Где она идёт, там снег трясёт.

У реки ступает – льдом воду покрывает. Где на окна дышит, там узоры пишет.

С нею Мороз, у него много угроз. Кого схватит, тот замёрз!

(Дети приседают, воспитатель «морозит» детей.)

4. Условные обозначения зимних явлений. (по программе дети придумывают сами)

«снег», «метель», «сугробы», «лиственные деревья», «реки покрыты льдом», «день короче ночи», «хвойные деревья», «птицы слетаются к человеческому жилью»,

«животные поменяли мех», «спячка», «животные делают запасы», «животные ищут корм»

Публикации по теме:

Проект «Российский Дед Мороз» (вторая младшая группа) Информационная карта проекта 1. Полное название проекта: «Российский Дед Мороз». 2. Автор проекта: Масленникова Ольга Владимировна 3.

Программа проведения Дня открытых дверей «Красота. Радость. Творчество» в детском саду №п/пМероприятия I.Встреча и регистрация участников мероприятия. Сообщение заведующего о деятельности ДОУ. Презентация «Наш детский сад-дом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Что бывает зимой?»
Опубликовано: 14 апреля 2014 в 20:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Что бывает зимой?»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Никитина (УИ 181151) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД