Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Природа — наш дом родной»

Полянская Наталья Владимировна
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Природа — наш дом родной»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЁМУШКА»

ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Природа - наш дом родной»

Воспитатель:

Наталья Владимировна Полянская Первая квалификационная категория

Цели:

• расширить знания детей о природе;

• раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;

• воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;

• развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление.

Лес – наше богатство.

Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости.

Звучит стихотворение С. Погореловского «Лес».

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой не упусти:

Ты же видишь, мы свои.

Учитель:

- Дорогие ребята, уважаемые гости, я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.

Много интересного в лесу! Нужно уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники.

-Сегодня на нашей игре встречаются четыре команды. Оценивать вас будет опытное жюри по пятибалльной системе.

-Итак, я открываю первую страницу устного журнала. Она называется:

«Что в лесу растёт, кто в лесу живёт.

- Что собой представляет лес? (ответы детей)

- Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет, сейчас проверим.

Конкурс 1. «Загадочный» (разминка). По две загадки каждой команде.

(загадки о деревьях, кустарниках, травах.)

1) Белые овечки

Бегают по свечке. (Верба)

2) Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Ель)

3) С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты. (Одуванчик)

4) Ни кто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

5) Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (Берёза)

6) Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа)

7) На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

8) Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)

- Ещё в лесу много домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт.

Конкурс 2. «Кто и где живёт?»

По одному вопросу каждой команде.

*Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь.)

*Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка.)

*Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк).

*Лесной доктор. (Дятел).

Конкурс 3 «Загадочное животное»

- Расшифруйте названия животных.

Бежит тропинка через лес,

Ныряет вправо, влево.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Конкурс4. «Ромашка» (У ромашки отрывают лепестки.)

- На лепестках вопросы на тему «Легенды о растениях». Команды по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.

1) В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т. к. уколола шипами этого цветка пальчик. (Шиповник.)

2) Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов. (Пион.)

3) Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. (Ромашки.)

4) Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко – синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. (Василёк.)

- Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится всё меньше и меньше.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали….

- Ребята, надо ли рвать цветы? (Ответы детей.)

Читает учитель стихотворение азербайджанского поэта Самуа Вергуна:

Я должен над цветами поклониться

Не для того, чтоб рвать, или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Помните это, дети!

- Следующий конкурс №6 «Эрудит»

1) Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается? (Полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками.)

2) Зачем нужны змеи, ведь они опасны? (Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Змеиный яд используется в медицине.)

3) Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных.)

4) Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит? (Пчела погибает.)

5) Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: «Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы. (Божья коровка.)

6) Почему у лиственницы такое название? (Она, как лиственные деревья, сбрасывает хвою.)

7) Куда деваются насекомые с наступлением холодов? (Прячутся в коре деревьев, умирают, зимуют в виде личинок)

8) Назовите растения, выделяющие фитонциды, убивающие вредные микроорганизмы. (Черемуха, дуб)

-И последний с на этой странице конкурс № 7 «Жалоба».

- Я вам предлагаю вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного и определить, о ком идёт речь и какую пользу оно приносит.

Открывается вторая страница нашего журнала «Дары леса».

- Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи, грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо!

1 задание. Игра «По грибы, по ягоды».

- Сейчас нам предстоит пойти в лес по грибы, по ягоды. Но, как вы знаете, не все грибы и ягоды пригодны в пищу для человека. Поэтому вы должны определить, что мы будем собирать.

• Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика.)

• В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. (Маслята.)

• Гриб красивый, яркий. Для некоторых животных этот гриб- лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу, и для человека - смертельный яд! (Мухомор.)

• Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника.)

Физкультминутка: В лесу.

Вверх руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели

Это жучок пьёт росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят,

Где они сядут, тоже покажем.

Сели все дружно назад.

- Перелистываем следующую страницу 3, а называется она

«Лесная аптека».

- В лесу своя аптека, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней.

- Какие вы знаете лекарственные растения и чём они помогают? (ответы детей)

Ответьте на вопросы:

1. Какие лекарственные травы применяются при простуде? (Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды смородины.)

2. Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел.)

3. Какие лекарственные травы применяются при болях в животе? (Зверобой.)

4. Какие растения помогают при упадке сил? (Отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой.)

- Я бы хотела немного добавить:

• Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства.

• Кашель, бронхит лечит настой из мать - и - мачехи.

• Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсны, затягивают ранки.

• Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении.

• Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение.

• Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит.

- Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье.

4 страница – «Красная книга».

«Красную книгу».

- Почему книга красная? (Это сигнал опасности, обрати внимание.)

- В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.

- Каких вы знаете животных, занесённых в Красную книгу? (ответы детей)

- А многих животных и растений этой книги можно скоро будет увидеть только на картинке

(показываю и называю).

Розовый пеликан, утка-мандаринка, розовая чайка, Амурский тигр, женьшень

- Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

- Открываем последнюю пятую страницу нашего журнала «Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?»

- Давайте вспомним правила поведения в природе. Каждая команда называет по очереди, кто больше вспомнит.

Памятка:

• НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.

• НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.

• НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.

• НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

• НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.

• НЕ разоряй птичьи гнёзда.

• НЕ разоряй муравейники.

• НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

• НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

• В лесу старайся ходить по тропинкам.

Читают дети стихотворения:

Если в лес пришёл гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки

И тогда любой зверёк –

Будь то ласка иль хорёк,

Ёж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»

- Белла Дижур написала «Жалобную книгу природы». Это грустная книга. А многие её страницы – даже страшные. «Рыбные кладбища. SOS! – кричат реки». Таковы названия некоторых глав. И всё - таки писательница заканчивает свою книгу с надеждой. Она верит, что разум и доброта победят.

Стихотворение Станислава Куняева читают дети:

Я люблю тебя большое время,

Но прошу – прислушайся ко мне:

Не губи последнего тайменя,

Пусть гуляет в тёмной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то

От чего щемит в моей груди.

- Человек многое может, но он – сын природы. Погубив окружающую среду, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.

Чтоб могли цветы расти,

Всюду без опаски,

Их в букеты ты не рви –

Относись к ним с лаской.

Другом ты природе будь:

Ствол ножом не трогай,

Лишь тропой держи свой путь,

И смотри под ноги.

Мусор ты не оставляй

На лесной полянке,

Красоты не оскверняй –

Убери все склянки.

Всем на свете наконец

Нам запомнить можно,

Что природу – храм чудес

Сохранить несложно.

- Вот и закрыта последняя страница нашего журнала. Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.

Публикации по теме:

Фотоотчет о создании лэпбука по познавательно-исследовательской деятельности «Наш дом — Южный Урал»Фотоотчет о создании лэпбука по познавательно-исследовательской деятельности «Наш дом — Южный Урал» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 130 комбинированного вида города Магнитогорска. Младшая группа "Веселые.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Природа — наш дом!» Цель: Развитие интереса к родному краю, знакомство с достопримечательностями природного мира Касимовского района. Задачи: - закрепить знания.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Вода — наш друг» КОНСПЕКТ НОД ТЕМА: «ВОДА – НАШ ДРУГ» (старшая группа компенсирующей направленности) Программные задачи: Актуализировать знания.

Конспект открытого занятия кружка «Наш дом — природа» с детьми старшей группы «Хитрости инерции» Цель:познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией. Задачи:познакомить детей с экспериментом, основанном на физическом.

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль»Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа—наш общий дом» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа—наш общий дом» Воспитатель Грузд Светлана Ивановна МБДОУ "Детский сад "Золотой.

Отчёт о проведении тематической недели «Природа — наш дом родной!»Отчёт о проведении тематической недели «Природа — наш дом родной!» Добрый день уважаемые коллеги! В нашем ДОУ прошла неделя «Природа - наш дом родной!» Во время подготовки разнообразных мероприятий педагогами.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Бумага в нашей жизни» Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Бумага в нашей жизни». Цель: создание условий для расширения представлений.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Юный путешественник»Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Юный путешественник» Открытое занятие познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе «Юный путешественник» Цель: Расширить знания детей об.

Проект по экологии «Природа — наш родной дом» МБДОУ Воротынский детский сад № 6 «Золотой ключик» Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Дом, предметы быта
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Природа — наш дом родной»
Опубликовано: 13 августа 2018 в 16:11
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
МААМ снова онлайн

Сегодня МААМ был недоступен 6 часов. Причиной тому стали неполадки в дата-центре, где размещён сервер МААМ. На данный момент работоспособность восстановлена. Приносим огромные извинения.

24 сентября. Смотр уголков дежурных на МААМ

С чего начинается трудовое воспитание маленьких детей? Разумеется, с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые выстраивает гармоничные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои...

Проект «Осенняя пора» во второй младшей группе
Информационная карта проекта Название проекта: «Осенняя пора». Автор проекта: воспитатель Левина Т. Ю. Продолжительность проекта: среднесрочный ( сентябрь...
Родительское собрание в подготовительной группе. Круглый стол «Подготовка ребенка к...
Родительское собрание в подготовительной группе. Круглый стол "ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ» Воспитатель: Кузнецова Е. В. Цели: расширение контакта между...
Фотоотчет по пластилинографии во 2 младшей группе «Разноцветные мухоморы»
Уважаемые коллеги! Сегодня с малышами мы рассматривали и играли с грибочками - деревянным счетным материалом. Как это интересно - увидеть из чего состоит...