Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка «Зима»

Наталья Соломыкина
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка «Зима»

Тема: «ЗИМА»

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.

Лексическая задача : активизация и пополнение словаря по теме «Зима».

Грамматические задачи:

1. Образование существительных творительного падежа единственного числа

2. Подбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам в игре «Волшебный кубик»

3. Образование родственных слов в упражнении «Придумай слово»

4. Практическое употребление предлогов: на, под, за, из, с

5. Образование сложных слов

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка „Зима“» размещена в разделах

6. Составление предложений из набора слов

7. Составление предложений с противительным союзом А в игре «Два снеговика»

Коррекционные задачи:

1. Развитие внимания и памяти в играх «Договори слово», «Придумай слово»

2. Развитие мышления (в упражнении «Договори слово») и мелкой моторики в игре: «Собери снежинку»

Оборудование:

1. Демонстрационный материал: игрушка «Снеговик», картинки с двумя снеговиками, предметные картинки: зима, снег, лёд, ледоход, ледокол, снегопад, снегоход, снегокат, вездеход, снегоочиститель

2. Раздаточный материал: игра «Собери снежинку»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети, сегодня на занятие к нам пришел снеговик (показ игрушки). Он принес с собой конверт с подарками, которые подарит вам после занятия, если вы будете внимательно слушать, отвечать на вопросы полными ответами, слушать друг друга и не перебивать.

Загадывание загадки:

К нам сегодня пришла гостья - белоснежная красавица

Всем нам очень нравится. Как она появляется

Сразу чудеса начинаются: земля белым одеялом укрывается,

Деревья в белые шубы одеваются,

А речка ледяным ковром покрывается.

Как же эта красавица называется? (зима)

2. Беседа.

Наступила зимушка-зима.

Волшебница зима всё покрасила. Какой краской? (Белой)

Что это за белая краска? (Снег).

Снег, какой? (Белый, пушистый, лёгкий, блестящий)

Зима посыпала всё снегом.

Чем покрыта земля? Деревья? Кусты? Забор? Крыши? (Снегом).

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо, падает, ложится.

Снег падает — это снегопад. Как называется явление, когда снег падает? (снегопад)

Зимой трещит сильный Мороз.

Трещит Мороз, щиплет за щёки и за нос.

Что делает мороз?

Заморозил Мороз речку бедную до слёз,

Те слёзы не простые, а те слёзы - ледяные.

Чем же покрылась речка? (Льдом.)

Вода замерзла, и речка покрылась льдом.

Вспомните, какой лёд? (Блестящий, гладкий, скользкий, холодный, твёрдый.)

Но не страшен Мороз, ни большим, ни маленьким.

Мы надели шапки, шубы и обули валенки.

3. Упражнение «Придумай слово» (образование родственных слов)

Что лежит на земле? (снег)

Как снег можно назвать ласково? (снежок, снежочек)

Из чего состоит снег? (из снежинок)

Как называется явление, когда снег падает? (снегопад)

Что (кого) можно слепить из снега? (снеговика)

Как снеговика можно назвать ласково? (снеговичок)

Во что еще можно играть из снега? (в снежки)

Как называется машина, которая идет по снегу? (снегоход, снегокат) Как можно назвать поле в снегу? (снежное, заснеженное)

Как звали девочку из снега в сказке? (Снегурочка)

Как называется птица, которая прилетает к нам зимой? (снегирь) Вспомните еще одну сказочную девочку, которая жила у семи гномов? (Белоснежка)

Как называется цветок, появляющийся из под снега? (подснежник)

4. Игра «Волшебный кубик»

А) Ребята, сейчас я буду бросать вам волшебный кубик, и к той картинке, которой он к вам попадет, подберите как можно больше слов- признаков.

Солнце – (круглое, яркое, жаркое)

Снег – (мягкий, липкий, белый, пушистый)

Лёд – (скользкий, холодный, твердый)

Снежный ком – (круглый, твердый, большой)

Ветер – (сильный, холодный, порывистый)

Снежинка – (белая, легкая, красивая)

Б) А теперь подберите как можно больше слов- действий.

Солнце – (греет, светит, припекает)

Снег – (падает, блестит, летит)

Лёд – (трещит, блестит, плывет)

Снежный ком – (катится, летит, разбивается)

Ветер – (дует, завывает, сбивает)

Снежинка – (летит, падает, тает)

6. Составление предложений.

Дети, сейчас я назову вам набор слов, а вы из них составьте правильное и красивое предложение.

Снег, белый, выпал, пушистый.

Холодная, зима, наступила, снежная.

Из, дети, горку, снега, сделали.

Дорожки, ребята, от, чистят, снега.

Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.

6. Физкультминутка. Чтение четверостишья в сочетании с дви-жениями.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

7. Образование сложных слов

Логопед выставляет картинки (зима, снег, лёд, ледоход, ледокол, снегопад, снегоход, снегокат, снегоочиститель)

Дети, объясните, почему эти предметы так называются?

Ледоход – (ходит по льду)

Ледокол – (лед колет)

Снегопад – (снег падает)

Снегоход – (ходит по снегу)

Снегоочиститель – (снег чистит)

Снегокат – (катит по снегу)

А теперь соедините слова в одно слово.

Ходит по льду– (ледоход)

Лед колет– (ледокол)

Снег падает– (снегопад)

Ходит по снегу– (снегоход)

Снег чистит– (снегоочиститель)

Катит по снегу– (снегокат)

8. Игра «Два снеговика»

Логопед выставляет изображения двух снеговиков, которые отличаются друг от друга. Дети должны найти отличия и составить предложения с союзом А.

У одного снеговика на голове ведро, а у другого горшок.

У одного вместо носа морковка, а у другого шишка. И т. д.

9. Игра «Собери снежинку» (развитие мышления и мелкой моторики)

У детей на столе лежат изображения снежинок, разрезанные на 5-6 частей, которые необходимо собрать так, чтобы получилась целая картинка.

10. Закрепление темы по картинкам. Дидактическая игра «Договори слово».

Наступила. (Зима).

Какими красивыми словами мы назовём зиму? (Зимушка, Белоснежка, красавица, волшебница).

Зима засыпала всё чем? (Снегом).

Падает, кружится что? (Снег).

Снег падает, что это? (Снегопад).

Снег, какой? (Белый, пушистый, холодный, лёгкий, мягкий, блестящий).

Снег лежит где? (На земле, на кустах, на деревьях, на скамей-ках, на крышах.)

Трещит что? (Мороз).

Щиплет за что? (За щёки и за нос).

Мороз заморозил до слёз что? (Речку.)

Те слёзы не простые, те слёзы какие? (Ледяные).

Чем покрыта река? (Льдом).

Лёд, какой? (Блестящий, прозрачный, гладкий, холодный, твёрдый.)

Но не страшен мороз ни большим, ни маленьким.

Мы надели. (Шапки, шубы и обули валенки).

11. Итог занятия.

А теперь давайте откроем конверт с подарками от снеговика и посмотрим, что же там находится.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка «Зима»
Опубликовано: 31 октября 2020 в 20:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД