Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание»

Конобеева Юлия Валерьевна
Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание»

Цели:

• Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания;

• Работать над лексическим значение слов (хороший - плохой);

• Закреплять понятие «предложение»;

• Составление сказки по картинкам;

Развить речевое дыхание

Оборудование: иллюстрация «В чаще леса», набор картинок, взаимосвязанных по смыслу, для составления сказки.

Ход занятия

В: Здравствуйте дети! Меня зовут Юлия Валерьевна! Прежде чем приступить к занятию, выпрями осанку, сядем красиво и внимательно слушаем, о чём я вам буду говорить. Сегодня мы с вами будем составлять сказку по картинкам. Но для начала мы вспомним и закрепим понятие «предложение». Что такое предложение?

Д: Предложение – это несколько слов, объединенных между собой по смыслу.

В: Правильно! Теперь давайте составим по картинке «В чаще леса» предложения, состоящие из двух, трёх, четырёх, пяти слов.

Д:

• Зайка прячется за кустом;

• Белка делает запасы;

• Пчелы жужжат;

• Медведь лезет за мёдом;

• Прячется лисичка;

• Дятел стучит по дереву;

• Еж несет на спин гриб.

В: Молодцы ребята! Теперь выполним с вами комплекс упражнений на развитие речевого дыхания.

А. Плавный вдох – плавный выдох (6раз)

Б. Плавный вдох – резкий выдох (5-6 раз)

В. Проговорим разученную ранее скороговорку «Лиса в лесу, лисята в лазу».

Молодцы! Теперь немного поговорим с вами. Подберите существительные словам хороший, плохой.

Д: Хороший человек, хороший друг, хорошая девочка, хороший вечер;

Плохой человек, плохой мальчик, плохой дом, плохое утро.

В: Ну а сейчас мы разберем хороший и плохой поступок. А для начала составим сказку, и помогать нам в этом будут вот эти картинки (демонстрирую иллюстрации).

Внимательно посмотрим на картинки. Какие герои будут присутствовать в сказке?

Д: Белки, ежик, лиса, волк и елка.

В: Кто из героев будет главным (т. е. присутствует на всех картинках)

Д: Ежик.

В: Внимательно рассмотрим первую картинку. Что на ней изображено?

Д: Белочки нанизывают грибы на нитку, делают запасы на зиму. А ежик им помогает, отдавая свои иголки.

В: Это хороший поступок, что еж помогает белкам?

Д: Да!

В: Правильно дети. Всем надо помогать.

Посмотрим на вторую картинку. Что тут изображено?

Д: Лиса и волк смеются над ежиком, потому что он остался без иголок и стал слабым и беззащитным.

В: Это хороший или плохой поступок?

Д: Плохой!

В: Правильно! Смеяться над слабыми ни в коем случае нельзя.

Посмотрим на следующую картинку. Что там изображено?

Д: Еж встал на пенек и разговаривает с елкой.

В: А что есть общего у ежа и елочки?

Д: Иголки.

В: Правильно! У елочки иголок много, а у ежа их почти не осталось. Он отдал их белкам. Посмотрите на елочку: она добрая, она может поделиться своими иголками с ежом?

Д: Да!

В: Конечно ребята! Смотрим на последнюю картинку и что мы видим?

Д: Ежику дала свои иголки елочка.

В: А кто помогал ежу доставать иголочки?

Д: Белочки.

В: Правильно! Это хороший поступок?

Д: Да!

В: Обратите внимание на лису и волка. Как они удивленно смотрят на ежа. Вот на одной из картинки они радовались и веселились. Можем ли мы сказать про веселье волка и лисы, что это добрый смех?

Д: Нет.

В: Почему?

Д: Потому что они поступали плохо, смеясь над бедным ежиком без иголок.

В: Правильно дети. Веселье, радость и смех не всегда бывают хорошими. Нельзя смеяться над другими, тем более, когда у них случилось горе.

В: Теперь немного отдохнем и отвлечемся от сказки.

Сейчас мы проведем физкультурную минутку.

Отправимся в лес за грибами.

Аккуратно встаем из-за своих мест, никому не мешаем. Слушаем и повторяем за мной!

Дети утром рано встали;

За грибами в лес пошли.

(ходьба на месте)

Приседали, приседали

Белый гриб в траве нашли.

(приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(наклоны)

Вот на дереве орех

Кто подпрыгнет выше всех?

(прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(подтягивание - руки вверх)

Три часа в лесу бродили.

Все тропинки исходили.

(ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь-

Дети сели отдохнуть

(дети рассаживаются на места).

В: Молодцы ребята! Теперь продолжим наше занятие. Посмотрим ещё раз на картинки, вспомним о чём шла речь. Попытаемся составить сказку «Хороший поступок». И не забудьте, что целью нашего занятия является не только составления сказки, но и включения в неё элементов описания, поэтому есть обязательное условие - подробно описать хотя бы одного из героев.

Д: Как-то летним днем белки готовили запасы на зиму. Они нанизывали грибы на ниточку и складывали их в корзину. Добрый ежик им в этом помогал-давал свои иголки, чтобы белки нанизывали грибы на нитку. Когда запасы были сделаны, еж побрёл домой. По дороге ему встретились волк и лиса. Они посмотрели на его внешний вид и громко смеялись. Ежик был почти без иголок, беззащитен и опечален. Лиса и волк радовались чужому горю. Ежик не знал, что ему делать и в растерянности побрел дальше. На пути ему встретилась добрая елочка. Она посмотрела на ежа и решила с радостью помочь – поделиться своими иголками с опечаленным ежом. Иголки находились высоко, и ежу не в силах было до них дотянуться. Тут на помощь прибежали белки, запрыгнули на елку, надергали иголок и отдали ежу. Они сделали хороший поступок, за добро отплатили добром. Еж помогал им, а теперь белки помогли ему. В этот момент пробегали волк и лиса, они были очень удивлены увидеть такого ежа. Он был очень радостный, довольный – с новыми зелеными иголками, кое-где виднелись старые чёрные. Но ежа ничего не смущала. Он знал, что у него есть верные друзья, которые ему всегда помогут. Все вокруг радовались, только волк и лиса не разделяли чужой радости, т к хороший поступок им не понять.

В: Молодцы. Мне очень понравились ваши сказки.

Итак, ребята, сегодня на занятии мы с вами составляли рассказ! Что такое рассказ?

Д: Несколько предложений, объединенных между собой общим замыслом.

В: Какой рассказ мы составляли?

Д: Хороший поступок.

В: Молодцы! Ребята, предлагаю вам рассказать сочиненные сказки дома и нарисовать иллюстрации к ник.

Всем спасибо за внимание! Можете быть свободны!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Описание овощей» Министерство образования и науки Самарской области Центр профессионального образования Самарской области ИТОГОВАЯ РАБОТА по курсу.

Конспект НОД по развитию речи «Описание игрушки» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего возраста. (раздел звуковая культура речи) Тема:.

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Зима» Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зима". Задачи: - активизировать словарь по теме "Зима"; -закрепить.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Описание игрушек с использованием схемы» Цель: • Расширить представления детей об игрушках. • Учить детей, составляя самостоятельное описание, руководствоваться схемой, предложенной.

Конспект открытого занятия по развитию речи (старшая группа) Конспект итогового занятия по развитию речи (Старшая группа)Тема: «Зима»Подготовила: воспитатель МБУ Д/С №200 «Волшебный башмачок» Щекалева.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение и заучивание стихотворений Агнии Львовны Барто, описание игрушек Конспект занятия по развитию речи. Чтение и заучивание стихотворений Агнии Львовны Барто, описание игрушек. Задачи: отвечать на вопросы.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]» Цели: 1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах); 2) Развивать фонематический слух детей. 3) Объяснить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гости к Домовенку Кузе» (диалог-монолог) «Монолог-диалог» Цель: Воспитать интерес к устной речи, родному языку, малым формам фольклора. Продолжать знакомить детей с понятиями-монолог,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание игрушки» Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Описание игрушки» Цели: развивать умения подбирать к существительному слова определения.

Конспект занятия по развитию речи. «Описание картины «Уголок природы в детском саду» Тема "Описание картины "Уголок природы в детском саду"" Цели: Обобщать представления о комнатных растениях Учить составлять рассказ по картине.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Цветы
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание»
Опубликовано: 19 мая 2016 в 18:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июля. День точечной живописи на МААМ

Среди нетрадиционных техник рисования, удобных для освоения детьми, особенное место принадлежит пуантилизму – точечной живописи. Для этого можно использовать и кисточку, и пальчик, и ватную палочку. Любой...

19 июля. День рождения Владимира Маяковского

Певец революции, новатор и первопроходец, Владимир Маяковский, сочинял стихи не только для взрослых, но и для детей. Он прокладывал дорогу в новую поэтическую среду, отвечающую духу и ритму времени. Его...

Фотоотчет о проекте «Чудо-огород»
Проект "Чудо-огород" Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку...
Детский мастер-класс по ручному труду «Кукла в оригинальном стиле из палочек от...
Цель: Изготовление куколки своими руками из палочек от мороженого. Учить детей делать поделки по образцу, соединять различный материал в одной поделке,...
Фотоотчёт о посадке гороха и наблюдении за его ростом
Наш огород. Горох. Создавать в конце февраля-начале марта так называемый "Огород на подоконнике" стало традицией. В числе прочих овощей мы сажали и...