Конспект открытого занятия по развитию речи «Устное народное творчество. Сказки»

Алена Казьмина
Конспект открытого занятия по развитию речи «Устное народное творчество. Сказки»

Цель: приобщить детей к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.

Задачи:

Обучающие: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; систематизировать знания о русских народных сказках; вспомнить названия сказок, героев сказок; учить узнавать сказку по заданию; учить передавать структуру сказки с помощью мнемотаблиц; активизировать словарный запас детей; вспомнить порядок появления героев в сказках;

Развивающие: развивать умение действовать согласованно; развивать речь детей как средство общения; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику;

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; воспитывать навыки сотрудничества, инициативности; воспитывать эмоциональные чувства; снятие мышечного и нервного напряжения.

Реализация детских видов деятельности в НОД:

- познавательно-исследовательская;

- двигательная;

- игровая;

- коммуникативная;

- продуктивная;

- музыкально-художественная.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок: «Снегурочка», «Каша из топора», «По щучьему велению», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т. д.

Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун», «Колобок», «Гуси-лебеди».

Пересказ сказок: «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка», «Колобок» с использованием мнемотаблиц.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Оборудование: мнемотаблицы к сказкам «Вершки и корешки», «Три медведя», сундучок, письмо от Домовёнка Кузи, подсказки от Кузи, подарки (медали «Знатоку сказок», раскраски по мотивам русских народных сказок, Цветик – семицветик, картинки с изображением героев сказки «Теремок», маски героев сказки «Репка», ключи разной формы, дверь в страну сказок, замок.

Ход занятия.

I. Вступительное слово воспитателя

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.

Воспитатель: Давным – давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та - своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки и сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

II. Сюрпризный момент

(Стук в дверь). Ребята, пришло письмо.Я вам его сейчас прочитаю:

«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы играете и слушаете сказки!

Вот я и решил сделать вам подарок.

Подарок мой лежит на дне

В моём волшебном сундуке

Открыть сундук поможет, дети,

Волшебный цветик-семицветик.

Кто загадки отгадает, тот подарок получает!

- Но, прежде чем найти этот волшебный сундук, я вам предлагаю выполнить несколько заданий, которые для вас приготовил в мире сказок».

- Ребята, ну что, вы хотите найти подарки, которые подготовил для нас домовёнок Кузя? Тогда вперёд в путешествие по сказкам.

- Перед нами дверь в страну сказок. Только она закрыта! Чтобы открыть дверь, нам нужен ключик. Давайте его отыщем среди других.

(Дети ищут ключ).

- Как вы решили, что именно этим ключиком можно открыть сказочную дверь? (Ответы детей.)

- Дверь мы в сказку открываем,

В мир волшебный попадаем!

- А вот и первое задание с подсказкой от Кузи «Перед вами таблицы с разными сказками. Угадайте, что это за сказки и ответьте на мои вопросы».

МНЕМОТАБЛИЦЫ

«Три медведя». О ком эта сказка? На чьей кровати спала Маша?

«Вершки и корешки». О ком эта сказка?

- Молодцы! Справились с заданием. Второе задание и подсказка:

- Молодцы ребята и с этим заданием справились!

Физкультминутка:

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнём и снова - в путь!

Василиса нам сказала:

Наклоняйся влево. Вправо.

Вот Снегурочки слова:

Приседайте, как пружинки,

Полетайте, как снежинки.

- Следующее задание, которое подготовил для вас домовёнок Кузя, называется «Сказочное лото». Я буду вам называть первое слово названия сказки, а вы отгадываете полное её название.

Гуси - … (лебеди)

Кощей … (бессмертный)

Аленький … (цветочек)

Заюшкина … (избушка)

Мальчик … (с пальчик)

Вершки и … (корешки)

По щучьему … (веленью)

Маша и … (медведь)

Курочка … (рябя)

- А вот и последнее задание: «Закончи сказку»

- А теперь вы посидите,

И внимательно смотрите,

Чтобы слова не пропустить

И верно сказочку сложить.

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под … (кустом)

Очень рады мышь-норушка

И зеленая … (лягушка)

Рад и побегайчик –

Длинноухий … (зайчик)

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко –

И кабан туда попал,

И лиса, и … (мишка)

Всем хватило места в нем –

Вот какой чудесный … (дом)

«Дзинь-ля-ля!» - поёт синичка.

Это сказка … («Рукавичка»)

Маша в коробе сидит,

Далеко она … (глядит)

Кто несет её, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет её … (медведь)

Вместе с пирогами.

Путь не близкий,

Дальний путь,

Хочет мишка … (отдохнуть)

Только Маша не даёт

На пенёк присесть

И румяный … (пирожок)

По дороге … (съесть)

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь,

А название у книжки – … («Маша и медведь»)

- А кто помнит, какие слова говорил медведь, когда шёл с коробом в деревню? (Ответы детей)

- А что ему отвечала Машенька? (Ответы)

- Ну вот мы и добрались до цветика-семицветика. Если мы отгадаем все загадки, то сможем открыть сундук и достать подарки.

1. Носик круглый, пятачком,

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек – копытца,

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

2. В чаще темной заблудилась и в избушке поселилась.

У медведя на свой страх пожила она в гостях.

Наша девочка с хитринкой – забралась она в корзинку.

За плечами у медведя с пирожками вместе едет.

Как смешно на них смотреть – это ….(Маша и медведь).

3. Ждали маму с молоком, а впустили волка в дом….

Кем же были эти маленькие дети? (козлята, сказка «Волк и семеро козлят»).

4. Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

5. Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(Колобок)

6. У Алёнушки сестрицы.

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

(Гуси-лебеди)

7. Невысокая избушка

в ней живут лиса, лягушка,

мышка, заяц, серый волк -

в крепкой дружбе знают толк.

К ним ещё медведь просился,

только он не поместился.

Залезая он бы мог

разломать весь (Теремок)

- Вот мы и добрались до волшебного сундука. Давайте же скорее откроем его, и посмотрит, какие подарки заготовил для нас домовёнок Кузя.

- Спасибо домовёнку за подарки!

IV. Подведение итогов

- Ребята, вам понравилось путешествие?

- Чему учат сказки? (Добру, товариществу, быть трудолюбивым, смелым, помогать в беде и т. д.)

- О каких сказках мы сегодня говорили?

- А подарки вам понравились? А чтобы домовёнок Кузя на нас не обиделся, мы тоже должны отправить ему подарки, правда? Вот сейчас каждый из вас подумает над тем, что можно подарить ему.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Устное народное творчество. Сказки»
Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуки [с], [с’]. Буква с» по мотивам сказки «Снежная королева»Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуки [с], [с’]. Буква с» по мотивам сказки «Снежная королева» Конспект (НОД) (открытого занятия к родительскому собранию) по развитию речи на тему:«Звуки [с], [с']. Буква с» (по мотивам сказки Г. Х.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи «Устное народное творчество. Сказки»
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 13:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

23 января. День морозных узоров на МААМ

Всю страну сейчас радуют и заставляют одеваться потеплее Крещенские морозы (19-25 января). Самое время поговорить с детьми о чудесном творении природы – морозных узорах, а также организовать для ребят...

Развитие речи в подготовительной группе «Здравствуй, гостья-зима!»
Цели: Знакомство детей с поэзией -как одним из жанров детской литературы Задачи: - продолжать развивать интерес к художественной литературе; -...
Детский мастер-класс по аппликации с элементами дизайна «Головные уборы индейцев» в...
Программные задачи: Вызвать интерес к созданию игровых атрибутов; познакомить с головными уборами индейцев показать способ создания головных уборов из...
Конспект занятия по обучению детей пересказу сказки «Волк и козлята»
Коррекционно-образовательные цели. Обучение детей пересказу знакомой сказки с опорой на зрительные образы. Формирование способности передавать ее содержание...