Флюза Гареева
Конспект открытого занятия по сенсорному развитию для детей в подготовительной «Путешествие на корабле по островам знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Учить детей согласованным действиям при решении поставленных задач.
Закреплять знания детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели. Упражнять в определении времени по часам. Сенсорное восприятие.
Развивать слуховое внимание, логическое мышление, память.
Упражнять в умении видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов, определять пространственное расположение предметов.
Воспитывать усидчивость любознательность, настойчивость.
Словарная работа:
осязание, обоняние.
Материал.
Публикация «Конспект открытого занятия по сенсорному развитию для детей в подготовительной „Путешествие на корабле по островам знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Корабль из стульев. Конверт с письмом, записки. Карта групповой комнаты, флажок-сигнал.
Макет циферблата со стрелками.
Картины с изображением времен года и месяцев каждого времени, рисунки с изображением отличительных признаков.
Три рисунка предметов, составленных из геометрических фигур – человечка, парохода, машины. Набор геометрических фигур для 6 детей.
Картинки с изображением органов чувств.
Дидактические игры: «Какой инструмент услышал», «Волшебная коробочка», «Угадай по запаху», «Угадай вкус».
Воспитатель.
Сегодня у нас не простое занятие.
В детский сад пришло письмо (Открываю конверт, читаю).
Приглашаю всех друзей
В путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания,
Сложные задания.
Путь не в Африку, не в Испанию,
На острова знаний.
Испытать себя хотите?
На корабль поспешите!
Воспитатель.
Итак, принимаем приглашение?
Дети. Да!
Воспитатель.
Ребята, здесь нет подписи. Думаю, в конце путешествия мы узнаем автора письма.
Нам нужны билеты, чтобы пройти на корабль.
(Обращаю внимание детей на то, что в конверте еще есть записка.)
Вот записка, наверное, она от того кто прислал нам приглашение.
(Читаю.)
На корабль билетов нет?
Служит пропуском – ответ.
Выставляю рисунок, на которой изображены парусники разного вида с капитанами-зверюшками. Задача детей рассмотреть, постараться запомнить кто из зверей, на каком паруснике плывет. Ставится второй рисунок с изображением парусников расположенных по-другому, но без капитанов-зверюшек. Ребенок ставит капитанов на свои парусники без ошибок.
Воспитатель.
Вот мы и на корабле. Чтобы не сбиваться с пути, что необходимо всем путешественникам?
Дети.
Карта.
Воспитатель.
Такая карта есть у нас. (Достаю из конверта карту, а на ней записка. Читаю.)
Ты не знаешь куда плыть?
Подскажу, уж так и быть!
Быстро карту рассмотри
Где сигнал – туда плыви!
Ребята, мы должны двигаться строго по карте. Но нам надо ее прочитать. Полина, попробуй «прочитать» весь наш маршрут? Подаю ей карту, она называет пространственный ориентир на листе бумаги.
Куда сигнал показывает нам двигаться?
Ребенок. Сигнал показывает на остров «Подумай»
(Здесь и далее по ходу обозначается на карте значком, (флажком, сигналом) игровую зону, куда перемещаются дети для выполнения задания).
Мы приплыли на остров «Подумай»
Обозначаем флажком-сигналом игровую зону.
Выставляю рисунки с изображением человека, корабля, машины из геометрических фигур. Человек: туловище – квадрат, руки – овальные, ноги – треугольники, голова – круг, на голове шляпа – конус; корабль: судно – трапеция, труба – цилиндр, иллюминаторы – круги; машина (грузовик) – кабина из прямоугольника и квадрата, кузов – прямоугольник большой, колеса – круги, груз – полукруг. На столах лежат конверты по количеству вызываемых детей, в которых находятся геометрические фигуры в уменьшенном варианте, аналогичны рисункам. Задача детей – внимательно рассмотреть предметы из геометрических фигур, запомнить, затем по памяти сложить такие же картинки на столе из заготовок.
Воспитатель.
Из чего составлены предметы?
Дети.
Из геометрических фигур.
Воспитатель.
Правильно. Из каких геометрических фигур?
Дети.
Из квадратов, овалов, треугольников, кругов, конуса, цилиндра.
Воспитатель.
Вы внимательно их рассмотрите, постарайтесь запомнить, как они выглядят, сейчас будет такое задание – «Составь по памяти», т. е. вы рисунок сфотографируете. Затем, я уберу рисунки, а вы по памяти выложите из геометрических фигур, которые лежат у вас в конвертах, такой же предмет, как на рисунке, только я не знаю, кому какой рисунок попадет.
(На столе лежат конверты с геометрическими фигурами. Дети выполняют задание. Дети проверяют правильность выполнения задания друг у друга (цвет, форма).
Хорошо справились, но нам пора ребята, на корабль. Продолжаем наше путешествие.
(Дети садятся.)
Конверт с заданием.
Чтоб на остров нам попасть
Нужно загадки отгадать.
(Читаю загадки о временах года.)
1. Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня… (Весна.)
2. Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю.
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня Я…(Лето.)
3. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …(Осень.)
4. Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…(Зима.)
Воспитатель.
Отгадали, молодцы!
Вот мы и прибыли на остров «Отгадай-ка».
(Нахожу конверт.)
Ответить на вопросы.
- Ребята, какое сейчас время года? (Весна.)
- А какие еще времена года бывают? (Зима, осень, лето.)
- Сколько всего времён? (Четыре.)
- Сколько месяцев у весны? Назовите. (Три. Март, апрель, май.)
У лета, осени, зимы?
- Мы назвали, сколько месяцев в каждом времени года.
- А сколько месяцев всего? (Двенадцать месяцев.)
- Прошли 12 месяцев, сколько прошло всего? (Прошел год.)
- Правильно, сейчас я приглашаю Леру, Сашу разложить картины времен года по порядку, начиная с зимы. А Насте, Минае, Вадиму, Денису надо найти картинки соответствующие каждому времени года.
Дети выполняют задание.
Ребята, посмотрите, правильно ли расставили картинки в таком расположении? Обоснуйте.
- И с этим заданием справились, молодцы! Плывем дальше? (Да)
Дети садятся на стульчики.
- Куда наша карта показывает двигаться дальше?
(Смотрим на карту, где указывается следующий остров.)
Ну, вот мы и добрались до острова «Знай-ка»
Звучит фонограмма фрагмента аудиозаписи песенки «Винни-Пуха» из мультфильма.
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро.
Тарам-тарам, парам-парам,
На то оно и утро!
Воспитатель.
Ребята, а кто пел эту веселую песенку?
Дети. Винни-Пух.
Воспитатель.
Когда В-П ходит в гости?
Дети. По утрам.
Воспитатель.
Что такое утро?
Дети. Часть суток.
Воспитатель.
А сейчас какая часть суток?
Дети. Часть суток утро.
Воспитатель.
Сколько частей суток всего? Назовите их.
Дети. Четыре. Утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель.
А теперь я вам расскажу одну историю, а вы мне поможете. Для этого нужно внимательно слушать, правильно отвечать на вопросы.
«Однажды В-П пригласил в гости своих друзей: Пяточка, ИА, Кролика, Тигру. Сколько друзей пригласил он в гости?»
Дети. Он пригласил четверых друзей.
- Пригласил он их в субботу и просил прийти в гости на следующий день. В какой день недели пришли к В-П гости?
Дети. Гости пришли к В-П в воскресенье.
- В-П назначил гостям время. Посмотрите на часы!
(Показываю, картонный циферблат со стрелками, установленными на 9ч. 00м.)
- Во сколько должны были прийти гости?
Дети. Гости должны были прийти в 9-00.
- Гости были у В-П в воскресенье, а следующие три дня друзья договорились ходить в лес кататься на лыжах. В какие дни недели друзья будут кататься на лыжах?
Дети. В понедельник, вторник, среду.
- Они договорились встретиться на опушке леса, когда на часах будет… (Показываю циферблат со стрелками, установленными в 9-30.)
- У Кролика день рождения в пятницу, но он готовился к празднику за два дня до этого. Какие это дни?
Дети. Кролик готовился ко дню рождения в среду, четверг.
- А у ослика ИА день рождение в первый день месяца, который будет после апреля. Когда у ослика ИА день рождение?
Дети. У ослика ИА день рождение 1 мая.
Воспитатель.
Вот такая история получилась у нас. Вы и здесь справились с заданием. Пора на корабль.
Дети садятся на стульчики. Наш следующий маршрут на «Остров пять чувств».
Воспитатель.
Внимание, мы проплываем по каналу, который называется: «Ничего не говори, лишь руками покажи».
Я буду вам называть слова, а вы руками показывать эти пространственные ориентиры.
Далеко! Высоко! Низко! Близко! Справа! Слева! Широко! Узко! Над тобой! За тобой!
«Остров пять чувств».
Воспитатель. Прошу 5-х детей выбрать карточки с изображением органов чувств (глаза, ухо, нос, языка рука), которые помогают ребенку определить предметы, назвать эти органы чувств, 5 чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), и пять способов что-либо обнаружить (увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус, пощупать).
Зрение.
Обращаю внимание на ребенка, у которого картинка с изображением глаз, спрашиваю:
- Что на картинке у тебя изображено?
Ребенок. Глаза.
- Какой это орган чувств? Для чего человеку нужен этот орган? Какую функцию он выполняет?
Ребенок. Орган зрения, нужен для того, чтобы видеть, смотреть.
- Что ты видишь? Мы сейчас проверим твой орган зрения. Показываю мяч.
Ребенок смотрит на предмет и описывает его таким, каким он видит.
Мяч – он круглый, как шар (одна половинка красная, другая – желтая, посередине зеленая полоска; он может отскакивать, можно его бросать, ловить, катить.
Слух.
Обращаюсь к ребенку с картинкой органа слуха - уши.
- Что изображено у тебя на картинке?
Ребенок. Уши.
- Какой это орган, для чего он нужен человеку?
Ребенок. Слышать, слушать.
- Правильно, сейчас я поиграю с вами в игру.
Игра: «Какой инструмент услышал?» – предметы, которые можно отгадать по звучанию.
Осязание.
Обращаюсь к ребенку с картинкой органа чувств – осязания (руки).
- Что изображено у тебя на картинке?
Ребенок. Руки.
- Это орган осязания, повтори. (Прошу 2 -3 детей повторить словарное слово)
- Как ты думаешь, какую функцию он выполняет?
Ребенок. Трогают, чувствуют, щупают.
- Сейчас проверим, что чувствуют ваши руки.
Игра «Волшебная коробочка» – в коробке лежат предметы шероховатые, твердые, мягкие, гладкие… Дети ищут в коробке предметы по названному качеству на ощупь, называют предмет.
Обоняние.
Обращаюсь к ребенку с картинкой, на которой изображен орган чувств – нос.
- А, что у тебя за картинка, что на ней изображено?
Ребенок. Нос.
Это орган обоняния, повтори. (Прошу повторить 3 детей словарное слово – обоняние.)
- Для чего этот орган нам нужен? Что он чувствует?
Ребенок. Запахи.
Сейчас, мы проверим, как работает этот орган – орган обоняния.
Игра «Угадай по запаху» – предметы, которые пахнут. С закрытыми глазами дети угадывают по запаху ароматы.
Вкус
У следующего ребенка картинка с изображением языка.
- Что у тебя на картинке?
Ребенок. Язык.
- Какой это орган? Что он чувствует?
Ребенок. Орган вкуса чувствует вкусы – кислое, соленое, сладкое, горькое.
- Проверим?
Игра «Угадай на вкус» – язык чувствует сладкое, кислое, горькое, соленое. Дети различают на вкус ягоды клюквы, мармелад, чеснок, соленый огурец, лимон.
- Благодаря нашему органу чувств – языку, мы произносим слова, разговариваем.
Воспитатель. Ребята, вы и здесь справились, умницы!
Обращаю внимание на конверт, где снова записка, где написано «Загляни!».
Воспитатель. Так вот кто нас пригласил в путешествие на корабле, на острова знаний. Кто это, ребята, вы узнали его?
Из-за ширмы появляется ребенок-Незнайка.
Поэтому он нас и отправил в путешествие, чтобы узнать самому больше, и как вы справитесь с заданиями.
«Ну что милые друзья,
Я рад, что вы нашли меня.
Каждый – просто молодец
Путешествию конец!
Знания свои копите,
Пусть помогут вам старание,
Память, логика, внимание!
Я лакомство для вас оставил,
В том месте, где сигнал поставил.
Дети находят угощение, благодарят Незнайку, прощаются.
Возвращаются на корабль, поют веселую песенку, возвращаются домой.