Зайцева Оксана
Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы «Наличники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать интерес и уважение к труду столяра, пробуждать желание работать так же добросовестно, ответственно, быстро, красиво, как мастера.
Задачи:
1. Закрепить знания о профессиях (столяр, плотник);
2. Познакомить детей с новой профессией – резчик по дереву. Какие инструменты он использует для работы;
3. Расширять знания о народно-прикладном искусстве (как украшаются окна резными наличниками). Развивать способность видеть красоту;
4. Воспитывать эстетический вкус.
Публикация «Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы „Наличники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Материал: презентация, тетрадь с творческими заданиями, листы бумаги, элементы узоров из цветной бумаги, клей.
Ход занятия:
Воспитатель : Дети, посмотрите как светло в нашем зале. Как вы думаете, почему?
Воспитатель : Неужели так важно значение окна в помещении? И нужно ли оно вообще?
Воспитатель : Вы правы - окно очень важная часть дома, без него было бы много неудобств. Я хочу вам прочесть одно.
День за днём идёт кино
На экране этом.
Солнца, зелени полно
На экране летом.
А зимою синий лёд,
Снег летит играя.
Фильм идёт, идёт, идёт
Без конца и края.
(А. Шибаев «Окно)
Воспитатель : Почему автор сравнивает окно с экраном?
Воспитатель : Вы знаете, оказывается в давние времена окна были совершенно не похожие на современные. Я предлагаю совершить вам короткое путешествие во времени, не выходя из нашего зала.
(На экране появляется изображения старинных изб с маленькими окнами).
Воспитатель : С давних времён люди строили свои жилища из дерева, особенно это было распространено в России, так – как дерево в наших краях это был основной строительный материал. Дома свои они называли избами. Избы были большие, потому что и семьи были большие, а также люди ещё держали и домашних животных.
Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.
Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: "Вот дурная баба!", взял топор и прорубил в стене окно.
Женщина ответила: "Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно". Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.
Двери были в избах небольшие, заходя в помещение приходилось наклоняться, а окна и того меньше. В место прозрачного стекла люди в маленькое окно вставляли слюду, или бычий пузырь, света через такие окна проходило мало.
Воспитатель : Дети, как вы можете предположить, какая ещё была причина делать окна маленькими?
Воспитатель : Со временем люди научились делать стекло, окна стали большими. И тут появились первые мастера, которые стали украшать окна при помощи резьбы по дереву. Так появились деревянные наличники.
(На экране появляется изображения окон украшенных резными наличниками).
Воспитатель : Дети, как вы думаете, как называют людей, которые делают такую красоту?
Дети: Резчик по дереву.
Воспитатель : Да, ребята, это резчик по дереву. Он использует для работы разные инструменты: стамески различной формы, ножи, пилки. Резьбу выполняют по заранее разработанному рисунку, который через копирку переводят на подготовленную поверхность заготовки или изделия.
Люди стали придумывать разные узоры для своих наличников, узоры состояли из нескольких элементов.
(Показ элементов наличника)
Воспитатель : Каждый элемент вносил свою долю красоты и служил оберегом, жители дома верили, что такие обереги – украшения защищали их дом от чего – то плохого.
Игра «О чём говорят знаки-символы» (Книга с заданиями).
Задание: сгруппировать знаки– символы по значению: символы земли, символы солнца, символы-обереги, растительные символы, символы воды.
В нашем городе тоже есть деревянные дома, окна, которых украшены резными наличниками. Гуляя по улицам нашего города, вы, наверное, видели такие дома. Может у ваших родных, знакомых или у вас самих есть дома с такими красивыми окнами.
(Показ домов с наличниками в нашем городе).
Игра «Прочитай узор».
Дети делятся на пары и на рисунках наличников находят знакомые знаки-символы.
Воспитатель : Вам нравятся окна, украшенные резными наличниками? Почему? Как вы думаете, легко мастеру сделать такое украшение для окон? Какими умениями должен обладать мастер, что бы сделать такие наличники? Какую помощь, по вашему мнению, могли бы оказать вы мастеру? (выполнить эскиз наличника)
Воспитатель : Я хочу предложить вам наклеить эскиз наличника, который в последствие, вырезал бы своими инструментами мастер.
Но для того чтобы наше творчество было успешным предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая игра «Строим дом».
Строим стенку,
Выше, выше.
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди, поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
Добрались уже до крыши!
К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
Чья крыша выше?
Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Следите, чтобы позвоночник детей растягивался вслед за руками!
Прорубили мы окошко,
И дверку для кошки,
И дырочку для мышки:
Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
Дети выполняют аппликацию наличников, выбирая необходимые элементы. В конце занятия работы выставляются в порядке двух – трёх этажного дома под заранее приготовленную крышу. Дети делятся своими впечатлениями. Воспитатель : Сегодня вы почувствовали себя мастеровыми людьми.
Какая задача стояла сегодня перед вами? Как вы считаете, вы справились с ней? Что нового вы сегодня узнали? Как вы считаете надо ли сохранять наши русские традиции и украшать деревянные дома наличниками? Почему?
Я очень рада, что сегодня мы с вами поговорили об уходящей традиции украшения деревянных домов резными наличниками и, что проходя по улицам нашего города, вы будете чаше обращать внимание на внешнее убранство домов. А ещё мы познакомились с профессией резчика по дереву. Может кто-то из вас тоже украсит свои дома такой красотой, когда вырастет.
А сейчас я предлагаю вам рассмотреть мою тетрадь с заданиями и выполнить некоторые из них.