Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по экологии «Волшебница вода» в подготовительной к школе группе (7 фото)

Анна Савельева
Конспект открытого занятия по экологии «Волшебница вода» в подготовительной к школе группе

Подготовила и провела

воспитатель МДОУ «Детский сад № 155»

Ленинского района г. Саратова

Савельева Анна Владимировна

Образовательная область «Познавательное развитие»

Форма организации: групповое занятие.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах и особенностях воды.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления детей о некоторых свойствах и особенностях воды.

- формировать представление детей о том, как плавает в воде рыбка;

Публикация «Конспект открытого занятия по экологии „Волшебница вода“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

- формировать представления о том, каким образом растения получают влагу и питательные вещества из почвы;

- формировать представления о том, что вода может проникать в некоторые предметы и клетки растений, заполняя собой пустоты.

- формировать знания детей о круговороте воды в природе,

Развивающие:

- развивать у детей познавjavascript:addTag('message', '', '')ательную активность в процессе занятий по экспериментированию;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к воде;

- воспитание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, навыков самоконтроля;

- воспитание умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Методы и приемы:

наглядный - рассматривание иллюстраций, наблюдения за опытами

практический – экспериментирование с водой и некоторыми веществами;

словесные: беседа, отгадывание загадок.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека, растений, животных.

2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Хорошо-плохо», «Разрезные картинки» и др.

5. Чтение художественной литературы.

6. Наблюдения за водой в природе во время прогулок (осадки, сезонные явления).

Словарная работа: Вода проникает; вода впитывается; пар конденсируется (превращается в воду, капилляры и клетки растений.

Материал для занятия:

1. Газированная вода, прозрачный стакан, несколько некрупных виноградин; 2. таз с водой, вырезанные из цветной бумаги цветы на каждого ребенка; 3. стакан с водой, белая бумажная салфетка, ножницы, фломастеры – на каждого ребенка; 4. Вода, прозрачный стакан, ложка, пищевой краситель, лист капусты, опытный образец; 5. Трехлитровая банка, электрический чайник для возможности кипячения воды, тарелка, кубики льда.

Ход мероприятия:

I часть: Вводная

Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой:

Вос-ль: - Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: - Здравствуйте!

2. Мотивация:

Вос-ль: - Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. А о чем будет наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Она и в озере, она и в лужице,

она снежинками над нами кружится,

она и в чайнике у нас кипит,

она и в реченьке бежит, журчит…» (вода)

Вос-ль: - Что это?

Дети: Вода.

- Правильно, это вода. А давайте вспомним, что мы знаем о воде.

- Где в природе мы можем встретить воду?

- Кому на нашей планете нужна вода?

(выслушиваю ответы детей)

- А какие свойства воды вы знаете?

Дети: - Вода это жидкость, она льётся, течёт.

- Вода прозрачная, не имеет цвета.

- Вода не имеет вкуса и запаха.

- Вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

- Вода может быть твёрдой - это лёд. Он образуется при замерзании воды.

- Лёд легче воды, он плавает на поверхности.

- Пар – это тоже вода, но в газообразном состоянии. Он образуется при кипении воды.

- Вода - растворитель, в ней могут растворяться некоторые вещества.

Вос-ль: Молодцы, ребята!

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде. Сегодня я хочу познакомить вас еще с некоторыми свойствами и особенностями воды. Для этого я приглашаю вас в нашу лабораторию и предлагаю заняться исследованием воды. Одевайте фартуки и проходите.

Опыт №1. Как плавает рыбка?

Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать в воде.

Оборудование:

1. Бутылка газированной воды.

2. Прозрачный стакан.

3. Несколько некрупных виноградин.

Для первого опыта нам понадобится виноград и газированная вода.

Вос-ль: - Почему вода называется газированной?

- Она насыщена специальным газом.

Опыт: Нальем в стакан газированную воду.

- Что мы видим?

Дети: - Пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Бросим в воду виноградинку и понаблюдаем за ней.

Вос-ль: - Что происходит с виноградиной?

Дети: - Она опустилась на дно.

Вос-ль: Как вы думаете, почему виноградинка опустилась на дно?

(выслушиваю ответы детей)

Вос-ль: - Виноградинка чуть тяжелее воды и поэтому она опускается на дно.

- Что же происходит дальше? (выслушиваю ответы детей)

Вос-ль: - На виноградинку сразу садятся пузырьки воздуха, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их становится так много, что виноградинка всплывает вместе с пузырьками.

Вос-ль: А почему же опять виноградинка опустилась на дно?

Дети: - На поверхности воды пузырьки лопаются, воздух улетает, и виноградинка вновь тяжелеет и опускается на дно.

Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет.

Вос-ль: - Почему виноградина снова всплыла? Кто ее поднял на поверхность воды?

Дети: - Её поднимают пузырьки воздуха, они быстро поднимаются вверх, потому что они легче воды и их много, и несут с собой виноградинку.

Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется".

Вос-ль: - Виноградина чуть тяжелее воды и поэтому она опускается на дно.

Но на нее сразу садятся пузырьки воздуха, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их становится так много, что виноградинка всплывает. На поверхности воды пузырьки лопаются, и воздух улетает, а виноградинка вновь опускается на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется".

- Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы.

Вос-ль: - Ребята, по такому же принципу плавают рыбы. В воде находится воздух, а у рыбы есть плавательный пузырь.

Когда рыбке нужно погрузиться в воду, мускулы сжимаются и сдавливают пузырь. Из него выходит воздух, он уменьшается и рыба идет вниз.

А если рыбке надо подняться к поверхности воды, она расслабляет мускулы и пузырь распускается, увеличивается, заполняется воздухом и рыба всплывает.

Чтобы передвигаться в воде, рыбе нужно регулировать объём воздуха в своем плавательном пузыре.

Вывод: Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.

Опыт №2. Живая радуга. Течет ли вода вверх?

2.1. Цветы лотоса.

Цель: Доказать, что вода проникает в некоторые предметы.

Оборудование:

1. Таз с водой.

2. Вырезанные из цветной бумаги цветы с длинными лепестками.

Вос-ль: В первом эксперименте мы с вами выяснили, что пузырьки воздуха легче воды, и они поднимаются вверх. – Как вы думаете, а вода может подниматься вверх? (выслушиваю ответы детей).

- Давайте проведем следующий эксперимент. Давайте возьмем в руки цветок. Каждый лепесток нужно закрутить к центру цветка. Вот так.

А теперь возьмите цветок за один лепесток и аккуратно положите его на воду, налитую в таз. - Что происходит с цветами?

Дети: - Они раскрываются.

Вос-ль: - Лепестки цветов раскрываются потому, что вода проникает внутрь бумаги, из которой вырезаны цветы. Бумага впитывает воду, бумага намокает, становится тяжелее от воды, и лепестки цветка распрямляются.

А вот как вода проникает внутрь бумаги, мы увидим, если проведем следующий эксперимент.

2.2. Живая радуга: от точки к точке.

Цель: Продемонстрировать свойства воды, способной проникать в пустоты бумажной салфетки и подниматься вверх.

Оборудование:

1. Стакан с водой.

2. Белая бумажная салфетка.

3. Ножницы.

4. Фломастеры.

Вос-ль: - Ребята, мы с вами говорим, что вода течет, льется. А куда течет вода вверх или вниз?

Дети: - Вода течет вниз.

Опыт: Разрезаем бумажную салфетку по центру на две части, пополам. Берем одну бумажную полоску, отступаем от края 3-5 см. В середине полоски нужно нарисовать фломастерами несколько точек разного цвета, на небольшом расстоянии друг от друга так, чтобы они образовали разноцветные бусы.

В стакан с водой, опустите в него один конец полоски, чтобы вода не доходила до точек. Другой конец полоски можно придерживать рукой.

Вос-ль: - Что происходит с салфеткой?

Дети: - Она становится мокрая, намокает.

Вос-ль: - Давайте посмотрим на точки (бусинки, нарисованные на ленте. Что мы наблюдаем?

Дети: - Вода поднимается по салфетке вверх и бусинки становятся больше.

Вос-ль: - Мы наблюдаем, как вода проникает, впитывается в пустоты салфетки (целлюлозы) и поднимается вверх, размывая краску.

- На этом простом примере можно увидеть, что вода проникает не только вниз, но и может подниматься вверх. Благодаря таким свойствам воды, растения пьют воду и получают питание. У всех растений есть трубочки-сосуды, идущие вдоль стебля от корней к листьям. Именно с помощью этих сосудов растения поглощают воду и питательные вещества из почвы. Вода проникает в клетки растения из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части.

Так питаются все растения – и деревья, и цветы. Салфетка впитывает в себя воду, как клетки растения.

2.3. Как получают влагу растения?

Цель: Продемонстрировать свойства воды, способной подниматься вверх по капиллярам корней растений.

Оборудование:

1. Бутылка с водой.

2. Прозрачный стакан, ложка.

3. Пищевой краситель.

4. Лист капусты.

Вос-ль: А чтобы вы увидели, как вода и питательные вещества проникают в клетки растения, я заранее провела эксперимент. Я взяла немного воды, добавила туда зеленый краситель и поместила в нее капустный лист. Посмотрите, что у меня получилось!

- Вода с красителем по тонким капиллярам капустного листа поднялась вверх, проникла в каждую клеточку листа, и лист окрасился в ярко зеленый цвет. Точно таким же образом, деревья, растения и цветы получают влагу из почвы.

- А теперь давайте все вместе попробуем провести этот эксперимент.

Опыт: Возьмем стакан, нальем в него из бутылочки немного воды и добавим туда пищевой краситель красного цвета.

Вос-ль: - Что произошло с водой в стакане?

Дети: - Она окрасилась в красный цвет.

Вос-ль: - Почему вода окрасилась в красный цвет?

Дети: - Потому, что вода растворила краситель.

Вос-ль: - А теперь берем капустный лист, помещаем его в стакан с красителем. Вода с красителем должна проникнуть во все клеточки капустного листа. Ребята, т. к. не сразу проникнет в капустный лист, а будет проникать постепенно, мы с вами будем наблюдать за ним в течение дня.

- Мы с вами провели три небольших эксперимента: с цветами, с разноцветными бусами и капустным листом. Какой же вывод мы можем сделать, проведя все три опыта?

Вывод: Вода всегда находит себе дорогу не только вниз, но и поднимается вверх. Она может проникать в некоторые предметы и клетки растений, заполняя собой пустоты. Таким образом, растения пьют воду. Благодаря таким свойствам воды, растения через корни получают влагу и питание.

Опыт №3. Как образуются облака?

Цель: Показать, как образуются облака и что такое дождь.

Оборудование:

1. Трехлитровая банка.

2. Электрический чайник для возможности кипячения воды.

3. Тарелка.

4. Кубики льда.

Вос-ль: - Ребята, мы с вами говорим, что вода может превращаться в пар и в лед. Давайте еще раз вспомним:

- Когда вода превращается в пар? – При кипении.

- Когда вода превращается в лед? – При замерзании.

- А как вы думаете, что может произойти, если пар и лед встретятся? (выслушиваю ответы детей). Давайте проведем следующий опыт и посмотрим, что же произойдет?

Опыт: Наливаем в трехлитровую банку кипящую воду (примерно на 1/3 банки).

Вос-ль: - Что мы видим?

Дети: - Пар от воды поднимается вверх.

Накрываем банку тарелкой и оставляем на несколько минут.

Вос-ль: - Что мы сейчас наблюдаем?

Дети: - Пар от воды поднимается вверх и оседает на стенках банки.

Вос-ль: - Прикоснитесь к верхней части банки, что вы ощущаете?

Дети: - Верхняя часть банки теплая.

Вос-ль: - Как вы думаете, почему? (выслушиваю ответы детей)

Вос-ль: - Воздух в банке – теплый. Мы его закрыли, «запечатали» его внутри, накрыв емкость тарелкой.

- Потрогайте миску. Что с ней произошло?

Дети: - Она нагрелась от горячего воздуха.

На тарелку кладем кубики льда. Наблюдаем.

Вос-ль: - А сейчас потрогайте тарелку. Какая она стала? - холодная.

Вос-ль: - Почему? – она остыла ото льда.

Наблюдаем.

Вос-ль: - Что происходит внутри банки? (ответы детей)

Вос-ль: Теплый воздух внутри банки, поднимается вверх, импровизированная «крышка» ото льда остывает, верхний слой воздуха стремительно охлаждается. Когда теплый воздух доходит до нашей крышки и встречается с холодным, то содержащийся в теплом воздухе водяной пар, будет конденсироваться (превращается в воду, образуя облако, а потом опадает вниз, подобно дождю.

- Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. А откуда же берется дождь? Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя. Этот несложный процесс называется «круговоротом воды в природе».

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Теплый воздух очень легкий. Он всегда стремится подняться повыше. А поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака. Влага в них конденсируется и опадает дождем. Этот несложный процесс называется «круговоротом воды в природе».

3. Заключительная часть

Вос-ль: Молодцы, ребята. Давайте подведем итог нашим исследованиям. Какие новые свойства и особенности воды вы узнали сегодня из опытов?

Дети: - Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы.

- Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.

- Вода всегда находит себе дорогу не только вниз, но и поднимается вверх. Она может проникать в некоторые предметы и клетки растений, заполняя собой пустоты. Таким образом, растения пьют воду. Благодаря таким свойствам воды, растения через корни получают влагу и питание.

- Теплый воздух очень легкий. Он всегда стремится подняться повыше. А поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака. Влага в них конденсируется и опадает дождем. Этот процесс называется «круговоротом воды в природе».

Вос-ль: - Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете, поэтому воду надо беречь и охранять.

ФОТООТЧЕТ

открытого занятия по экологии "Волшебница вода"

в подготовительной к школе группе

Вводная часть

Конспект открытого занятия по экологии «Волшебница вода» в подготовительной к школе группе

Опыт №1. Как плавает рыбка?

Фото «Волшебница вода»

Опыт №2. Живая радуга. Течет ли вода вверх?

2.1. Цветы лотоса.

Конспект открытого занятия по экологии  в подготовительной к школе группе - фото

2.2. Живая радуга: от точки к точке.

Фото №1 Подготовила и провела воспитатель МДОУ Детский сад Ленинского района г

2.3. Как получают влагу растения?

Фото №2 Саратова Савельева Анна Владимировна Образовательная область Познавательное развитие Форма организации групповое занятие

Опыт №3. Как образуются облака?

Фото №3 Цель Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах и особенностях воды Фото №4 Задачи Образовательные формировать представления детей о некоторых свойствах и особенностях воды
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Волшебница вода» Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Цель: формирование у детей представлений о значении воды для всего живого на земле.

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Волшебница вода» Цель: • Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Что такое вода и ее значение в жизни человека»Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Что такое вода и ее значение в жизни человека» Образовательная область: Познание. Раздел: Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой. Цель: Развивать познавательную.

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница вода» Программное содержание: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде. Обратить внимание детей на значение.

Конспект открытого занятия по экспериментированию «Такая волшебница вода»Конспект открытого занятия по экспериментированию «Такая волшебница вода» Воспитатель первой квалификационной категории Кандакова Н. А. 2018 Цель: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах и.

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Такая волшебница вода» Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.

Конспект открытого занятия по экспериментированию во II младшей группе «Волшебница вода» Конспект открытого занятия по экспериментированию во II младшей группе. «Волшебница вода» Подготовила и провела: Бабенецкая А. В. Сабурово,.

Конспект занятия-экспериментирования по экологии с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебница вода» Цели: 1. Образовательные: • прививать бережное отношение к воде. • ознакомление детей со свойствами воды: жидкая;.

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница вода!» Занятие по экологии во второй младшей группе «ВОЛШЕБНИЦА – ВОДА» Воспитатель: Катарева Тамара Михайловна Цель: развитие познавательной.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница — вода» Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «волшебница — вода» Воспитатель Панкратова Н. В Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экологии «Волшебница вода» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 14:43
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД