Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух вокруг нас!»

Бдуленко Марина
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух вокруг нас!»

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе

Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Коррекционные задачи:

o Пробуждать познавательный интерес к окружающему;

o Совершенствовать умение ориентироваться в большом пространстве;

o Развивать анализирующее наблюдение, продолжать учить детей делать обобщения;

Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе „Воздух вокруг нас!“» размещена в разделах

o Развивать сохранные анализаторы (слух, обоняние, кожные рецепторы) ослабленного зрения.

Образовательные задачи:

o Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачен, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер это движение воздуха;

o Подвести к понимаю того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

o Учить определять свойства воздуха с помощью элементарных опытов;

o Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

o Способствовать формирования у детей познавательного интереса;

o Обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

o Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие задачи:

o Развивать любознательность, наблюдательность;

o Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие;

o Расширить словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

o Воспитывать интерес к познавательной деятельности;

o Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

o Воспитывать любознательность, познавательное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

o Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:

o Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, коктейльные трубочки, две длинные толстые нитки по 3 м., штанген-весы детские;

o Снежинки бумажные, веера бумажные (по количеству детей, веер, воздушные шары, музыка, магнитофон.

o Правила безопасного поведения в исследовательской лаборатории

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.

Ход занятия.

Воспитатель: все в сборе, взрослые и дети, мы можем начинать, но сначала нужно нам «здравствуйте!» сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Сегодня утром я подхожу к детскому саду, смотрю на калитку и не пойму, что происходит, калитка то откроется, то закроется. Ребята как вы думаете кто ее открывал?

Дети: ветер.

Воспитатель : а что такое ветер?

Дети: ответы детей

Воспитатель: правильно! Ветер - это движение воздуха. Давайте послушаем звуки ветра.

группу под музыку влетает Карлсон)

Воспитатель: кто это к нам с ветром прилетел?

Карлсон: здравствуйте, ребята! Это я, самый красивый и добрый Карлсончик. А что это вы здесь собрались?

Воспитатель: мы с ребятами говорим о воздухе.

Карлсон: о воздухе? А зачем он нужен?

Воспитатель: скажите, ребята, человек может существовать без воздуха? (Нет). Правильно - это то, чем мы с вами дышим. Человеку нужно дышать, чтобы жить!

Карлсон: Совсем нет! Я могу без воздуха обойтись!

Опыт 1 «Не дышите»

Воспитатель: давайте проверим, может Карлсон прав? Наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют и делают выводы)

Воспитатель: а теперь, Карлсон ты сделай тоже. Мы с ребятами будем считать, сколько Карлсон сможет не дышать. (Дети считают.)

Карлсон: ой, ой, ой! Лучше я буду дышать. Значит, без воздуха действительно невозможно жить.

ВЫВОД:

Воспитатель: да, человеку нужен воздух! А кому ещё нужен воздух? (ответы детей)

Да, людям, животным, рыбам, растениям.

Воспитатель: А как вы думаете, в помещении детского сада есть воздух? (ответы детей).

- Чтобы это увидеть и доказать мы превратимся в учёных и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы же знаете, что такое лаборатория?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде, чем мы опять окажемся в лаборатории, нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три глаза ладошками прикроем и в лаборатории окажемся.

Воспитатель: вот мы и в лаборатории. Проходите и садитесь на места. Сейчас мы с ребятами поговорим о воздухе.

Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздуха! А вы, ребята, видите воздух?

Дети: Нет, не видим!

Карлсон: Вот-вот не видите! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Карлсон! Мы тоже воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас!

Карлсон: Ой, всё- то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 2. «Поймай воздух в пакет»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: невидимый.

Воспитатель: А какого цвета воздух?

Дети: бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.

Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

ВЫВОД:

Воспитатель: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили.

Карлсон: Это очень интересно! А я тоже могу делать опыты! Я умею взвешивать воздух. Вы знаете чем взвешивают?

Дети: весами.

Опыт 3. «Весы»

Карлсон: правильно! У меня есть весы и два шара, в которые я накачал воздух. Какого цвета шары? Какой шар прокалываем левый или правый? (Весы стоят ровно. Прокалывает один шар--весы опускаются). Почему?

Дети: он тяжелый- в нем остался воздух, а в другом- воздуха нет.

Карлсон: молодцы! Значит воздух можно взвесить (трет глаза).

Воспитатель: Карлсон, что случилось? Почему ты трешь глаза?

Карлсон: У меня устали глаза.

Воспитатель: чтобы глазки не уставали надо сделать гимнастику для глаз.

(под музыку все делают гимнастику).

Карлсон: Ой, что-то мне стало жарко!

Воспитатель: Ребята, что надо сделать, чтобы остудить Карлсона?

Дети: подуть на Карлсона ветерком!

Воспитатель: на тебя сейчас ветерком мы подуем и тебе станет легче. Дети, возьмите вееры и помашите на Карлсона.

Опыт 4.«Игра с веерами» (дети машут на Карлсона).

Воспитатель: Что ты чувствуешь?

Карлсон: Приятный, легкий ветерок!

Карлсон: спасибо! Вы меня остудили! А вам не жарко? (Машет на ребят веером, дети разбегаются и садятся на места).

Воспитатель: Ребята, что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха.

Воспитатель: ребята, а каким бывает ветер?

Дети: сильный, слабый, легкий ветерок.

Воспитатель: ветер может двигать разные предметы.

Дети: мы это видели, когда ветер срывал листья с деревьев, поднимал пыль, пустые кульки и т. д.

Карлсон: и я это видел! Я тоже могу делать ветер и двигать предметы!

Опыт 5. Игра-соревнование «Сдуй снежинки с дорожки»

(две команды, две бумажные дорожки, усыпанные снежинками. Дети, при помощи трубочек, должны сдуть все снежинки с дорожки).

Воспитатель: сейчас я покажу опыт, который называется «Летающий шар - ракета».

Опыт 6.

(Надуть шар-«колбаску» прищепкой закрепить конец, клейкой лентой приклеить к боку трубочку для коктейля, в трубочку продеть длинную толстую нитку. Нитку натянуть).

Воспитатель: у нас две ракеты. Какого цвета ракеты? Где они находятся? (одна с лева, другая с права). Одну ракету запустит Карлсон, другую я! Ракеты готовы к полету! Считаем: раз, два, три ракета лети (снять прищепки).

Дети: УРА! Ракеты полетели! Какого цвета ракета прилетела первая?

Воспитатель: Вам понравилась работа в нашей лаборатории? Что мы делали? Видели? Что узнали о воздухе в нашей лаборатории? (ответы детей). Ну что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три, глаза ладошками прикроем раз, два, три и в детском саду окажемся.

Воспитатель: А куда наш Карлсон исчез?

Карлсон: Я тут! (Дует шар) Я надувал воздухом шарики и хочу подарить их всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо вам ребята!

Пойду, теперь расскажу Малышу всё, что сегодня узнал! (Раздаёт шарики детям)

Дети: До свидания!

Воспитатель: Молодцы! Мне тоже сегодня очень понравилось наше занятие. Давайте попрощаемся с гостями!

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА:

Для проведения занятия я ставила задачи :

Образовательные:

o учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

o подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

o дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

o способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

o способствовать формированию у детей познавательного интереса;

o -бобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Развивающие:

o развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

o память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

o воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Была проведена предварительная работа:

o наблюдения за ветром;

o изготовление детьми корабликов с парусами, вееров.

При планировании занятия учитывала особенности своих детей. Так как дети с нарушением зрения, НОД старалась организовывать в форме перемещения детей в пространстве группы, используя игровые приемы, гимнастику для глаз. Поставленные мной задачи были решены.

Анализируя деятельность детей можно сделать вывод, что дети справились с заданиями. В процессе работы проявляли интерес, любознательность, эмоционально реагировали, с желанием выполняли все действия, используя все свои знания и навыки. Занятие им пришлось по душе. После занятия на прогулке с удовольствием пускали мыльные пузыри. И в процессе дальнейшей работы с детьми опыты стали самым интересным занятием детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД-исследовании «Узнай все о себе, воздушный шарик» (семинар «Экспериментальная деятельность дошкольников»)Фотоотчет о НОД-исследовании «Узнай все о себе, воздушный шарик» (семинар «Экспериментальная деятельность дошкольников») Цель:развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования;познакомить детей с качествами.

Развитие зрительного восприятия в процессе игры на индивидуальных занятияхРазвитие зрительного восприятия в процессе игры на индивидуальных занятиях В процессе игровой деятельности ребёнок с нарушением зрения активно познает окружающий мир. Дети упражняют сохранные анализаторы, развивают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух вокруг нас!»
Опубликовано: 4 февраля 2015 в 19:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД