Наталья Лебедева
Конспект открытого занятия «Путешествие на воздушном шаре» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие на воздушном шаре»
Образовательная область: познавательное развитие в интеграции с социально-коммуникативным, речевым, физическим развитием.
Цели:
• Расширять познавательные интересы детей;
• познакомить с воздушными средствами передвижения,
• дать детям представление как красива наша планета Земля.
• Развивать у детей интерес к естественно – научным знаниям, знакомить с некоторыми явлениями природы.
• Обогащать социальные знания детей, словарный запас, учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения
Предварительная работа:
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие на воздушном шаре“ в старшей группе» размещена в разделах
• Просмотр фильмов о планетах солнечной системы
• Беседы о Земле – как об единственной обитаемой планете;
• Чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир»,
• Просмотр слайдов о природе и природных явлениях на планете земля
• Проведение различных опытов и экспериментов
• Изготовление макетов (вулканов, земного шара)
• Изготовление поделок совместно с родителями (планеты солнечной системы)
Материал, оборудование: Глобус, картинки с изображением воздушного шара, леса, вулкана, океана, шары надувные, тарелка, пипетки, красители (колер, сода пищевая, соль, лимонная кислота
Ход занятия:
Педагог:
Дети стоят в кругу
Здравствуй, дружок! (кивок головы одному соседу)
Здравствуй, дружок! (кивок головы другому соседу)
Давай оживим наш волшебный кружок!
Руку мне дай и я тебе дам! (протягивает руку одному и другому)
И будет весело нам.
Крикнем мы дружно на весь белый свет
Солнце привет!
Гости привет!
Воспитатель: Мы рады видеть вас в нашей группе!
Ребята! Я недавно прочитала книгу и мне она очень понравилась, (показать энциклопедию о путешественниках). Как вы думаете о чем она? А кто такие путешественники? А что можно увидеть во время путешествий?
Да, действительно мы можем увидеть нашу землю – это моря и реки, горы и равнины, поля и леса, где обитают различные животные и растут разные растения, можем увидеть разные народы, которые населяют нашу планету?
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по нашей планете. На протяжении многих веков люди стремились совершить путешествие. Делали они это по-разному. Скажите ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? Правильно и все это называют как? (транспорт).
А мы могли бы с вами стать путешественниками? Что для этого нужно?
(Ответы детей)
- Мы с вами сегодня отправимся в путешествие, отгадайте на чем?
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картине.
Правильно, на воздушном шаре.
- Посмотрите, какой он красивый. Ребята, а вы знаете что, первый воздушный шар был построен очень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги.
А чтобы отправиться в путешествие наш воздушный шар должен подняться в небо.
И нам в пути нужен важный помощник, угадайте кто он, о нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем.
- Воздух.
Скажите, а зачем под шаром расположена горелка?.(предложения детей)
- А давайте сейчас узнаем что происходит с воздухом,когда его нагревают.
Опыт 1. П устой воздушный шарик надеваем на горлышко бутылки. Подержать её в течении 1 минуты в горячей воде
Что вы видите (шарик надувается) Ребята,это происходит потому что воздух в бутылке нагревается,расширяется и заполняет шарик, и он надувается. А теперь поставим бутылку в холодную воду. Что вы видите (шарик сдувается) Как вы думаете почему так происходит (Предложение детей). Да,ребята при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается – воздух охлаждается и шарик сдувается.
Кто же сделает вывод каким свойством обладает с воздух?
Горячий воздух легче, холодного и он поднимается вверх.
А скажите мне, пожалуйста, что же помогает нашему шару передвигаться?
Конечно, же ветер. А кто знает, откуда берется ветер? Для того чтобы узнать откуда берется ветер нам с вами нужно сделать первую остановку.
Ребята мы с вами уже сказали, что горячий или теплый воздух легче холодного и он поднимается наверх, а значит, холодный воздух остается внизу. Движение воздуха называется «движение воздушных масс».И когда теплые и холодные воздушные массы встречаются образуется ветер.
Давайте мы с вами проведем небольшой эксперимент и посмотрим, правда - это или нет.
Опыт 2 «Почему дует ветер»
- Воспитатель зажигает свечу, подносит к верхней части двери.
Куда направлено пламя? (В коридор.) Что это значит? (Теплый воздух из группы, мы уже знаем что теплый воздух находиться вверху выходит туда где холоднее в коридор.)
Подносит свечу к нижней части двери. Куда направлено пламя свечи? (В сторону группы.) Какой поступает воздух в комнату? (Холодный.) Потому что внизу находиться холодный воздух.
Через некоторое время холодный воздух нагревается и поднимается вверх.
Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер.
Посмотрите на картинку на экране.
Солнце нагрело воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх. Над горами воздух холоднее, тяжелее, он опускается вниз.
Вот и получается ветер.
Все мы узнали о воздушном шаре и готовы отправиться в путь. В этом путешествии мы узнаем много нового и интересного. И как в любом путешествии у нас с вами будет несколько остановок. Ну, что готовы, отправиться в путешествие?
С собой мы возьмем только самых внимательных, самых смелых, самых решительных. Проверим, все ли готовы к путешествию?
• Попрыгают те, у кого на ногах носочки.
• Похлопают в ладоши те, у кого косички.
• Присядут те, у кого шорты и т. д.
Молодцы! Занимайте свои места и отправляемся в путь.
Встаем прямо
Встаем прямо
Надуваем шар «Ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф»
А теперь насос включаем,
Воздух в шарик мы качаем «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш».
Хорошо мы потрудились!
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами.
Роща. Поле, сад и речка
И дома, и человечки.
Вот мы с вами поднялись высоко над землей. Посмотрите, какая красота под нами. Какие красивые луга, реки. (ответы детей)
Включить слайды с красотами Земли
Посмотрите ребята, внизу видны леса и горы. Но посмотрите внимательно из одной горы, выходит какой - то непонятный дым. Что – же это может быть?
(Ответы детей)
- Правильно, это вулкан. А что же такое вулкан?
Давайте сделаем остановку и посмотрим на картинку. Что же такое вулкан.
Вулкан представляет собой гору, в верхней части которой есть углубление, которое называется кратером. Кратер вулкана — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне — красновато-оранжевая пасть — это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Она очень горячая и сжигает все на своем пути.
Хотите увидеть извержение вулкана?
Давайте попробуем это сделать.
Опыт 3
Материалы: картинка с изображением вулкана, поддоны, макет вулкана из пластилина, сода, лимон; красная краска;
•. Помещаем в кратер 1 чайную ложку соды, немного красной краски. А теперь мы возьмем половинку лимона и выжмем лимонный сок. Что вы наблюдаете?
Происходит извержение вулкана. Хотите повторить этот опыт сами?
• Детям предоставляется возможность самим приготовить состав для лавы, а лимон добавляет воспитатель или один из детей.
Ну что получился у нас вулкан.
А теперь давайте немного подвигаемся, чтобы дальше отправиться в путь.
Проведем физ. минутку.
«Мы не будем торопиться»
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись.
(Повороты туловища в стороны)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова.
(Вращение головой в стороны)
Раз- два – три – четыре – пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте.
(Ходьба на месте)
От разминки польза есть?
Что ж пора на место сесть.
(Дети садятся на место).
- - Ну что пора в путь. Занимаем места в нашем воздушном шаре и отправляемся дальше.
Посмотрите вниз, мы с вами пролетаем над океаном, какой он большой и красивый.
(Изображение океана на экране)
В нем водятся разные морские обитатели. Кто же это?
Попробуем сами сделать океан в бутылке?
Для этого нам нужно сделать остановку.
Проведем опыт «Океан» в бутылке
Материалы: пластиковая бутылка, синий краситель, подсолнечное масло, поплавок.
Налить полбутылки воды и капнуть немного синей краски. Затем добавить подсолнечного масла до самого верха. Подобрать поплавок, тонущий в масле и опустить его в бутылку. Повернуть бутылку в горизонтальное положение и покачать. Перед вами появится бушующий «океан» в миниатюре, а поплавок будет качаться на «волнах».
Ну что получился у нас Океан?
- А теперь ребята пора нам отправляться назад в наш детский сад. Занимайте свои места и в путь.
Рефлексия. (беседа в корзине воздушного шара)
Ребята, что нам нужно, чтобы спуститься на землю? (выключить горелку, чтобы остыл воздух в шаре)
А что нам помогает лететь над землей? (ветер) Что же мы с вами сегодня видели? Над чем пролетали?
Да Земля – наш общий дом,
Много есть соседей в нем:
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки.
Травы, птицы и цветы,
И конечно, я и ты!
Наш дом родной.
Наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем
Мы летать устали, правда,
Приземлились у детсада.
Сдулся шар наш «С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с».
Жаль, что полет был коротким и любовались нашей планетой только с высоты. Но мы можем продолжить путешествие. Если построим необычные машины, которые проедут не только по суше, но и по морю.
Для этого мы сейчас возьмем конструктор и пойдем конструировать машины.
Дети берут конструктор, и плавно занятие переходит в игру.