Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Светлана Кузнецова
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Конспект регламентируемой образовательной деятельности

по серии из 5-ти картинок «Волшебное семечко».

образовательные цели

- Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок.

- Совершенствование грамматического строя речи.

развивающие цели

- Развитие связной речи.

- Развитие мышления, творческого воображения, зрительного внимания и слухового восприятия

воспитательные цели

- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Средства: коробка с семенами, магнитная доска, серия картинок художника Е. М. Воробьёвой «Волшебное семечко», коробочки для семян, «волшебная палочка», картинки с изображением овощей.

Ход РОД

1. Организационный момент «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие напряжения, переключение внимания.

Педагог обращает внимание детей на присутствующих взрослых и предлагает поздороваться, но необычным способом. Свободно перемещаясь по группе, дети слушают сигнал:

один хлопок воспитателя – здороваемся глазками и кивком головы;

два хлопка – здороваемся за руку;

три хлопка – здороваемся носиками.

Педагог напоминает, чтобы не забыли при этом улыбнуться.

2. Введение в тему, мотивация деятельности.

Цель: воспроизвести имеющиеся у детей знания о семенах, формировать навыки сотрудничества, интерес к РОД.

Педагог приглашает детей к столу, на котором стоит коробка. Вы узнаете, что лежит в коробке, когда отгадаете мою загадку.

Потянуло солнышко

Спящее зерно

За ушко на солнышко

И - взошло оно.

Действительно, это семя. И в нашей коробке лежат семена.

- Откуда они появились? Для чего?

Вы правы, это семена с нашего участка и пришла пора их высеивать. Но вот беда, все перепутались. Помогите разобрать. А у меня есть загадки-подсказки:

(Выбирают семена, сравнивают)

- Эти желтые ребятки сидели дружно все в початке.

Ответят даже карапузы: Чьи семена здесь? (кукурузы)

- Эти семечки вкусны, догадайтесь, чьи они? (тыквы)

- Словно важные синьоры, полны семянок ….(помидоры)

Из таких семян отборных летом вырастет … (подсолнух)

Очень сахарный на вкус вырос из семян… (арбуз)

Желтенькие, длинненькие, чьи семянки?. (дынькины)

Эти-то семянки тоже ведь на дынькины похожи.

Но из светлых «молодцов» взрастим мы грядку… (огурцов)

-Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали загадки! А оставшиеся семена вы самостоятельно сумеете разложить по коробочкам.

По окончании проверяет: «Семена вы разобрали верно, но здесь посмотрите-ка, какая-то палочка лежит?».

Делает широкий взмах палочкой. В это время открывается экран монитора и звучит короткая волшебная музыка.

Воспитатель удивляется, - а палочка не простая, волшебная. Чудеса, да и только!

С экрана юный паж (из сказки «Золушка», - Простите меня, я не волшебник, я только учусь, но позвольте мне сказать несколько слов, выслушайте меня!

- Давайте, ребята, послушаем его, это хороший мальчик, отличник! Много читает, даже сочиняет стихи! Ну, говори…. Мальчик, мы тебя слушаем!

- Дорогие, дети, я целыми днями смотрю, как вы живете, у вас золотые руки, умные головы и добрые сердца, вот и сегодня услышал случайно ваш разговор о семенах, и никак не пойму, как может из такого маленького семечка вырасти большое растение?

Воспитатель,- А наши ребята знают, как из семени вырастить растение и с удовольствием расскажут об этом, составив рассказ по серии картин. Правда, ребята?

Приглашает детей в учебную зону, предлагает сесть на места. (Стулья стоят полукругом напротив магнитной доски)

3. Рассматривание серии картинок «Волшебное семечко» и беседа по ним.

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи.

Педагог. Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.

- Вы правильно расставили картинки, а теперь давайте побеседуем о том, что на них нарисовано. Обратите внимание на то, как меняется природа на картинках, как одета девочка на каждой из них. Подумайте почему. Опишите первую картинку. Какое время года наступило? Куда приехала семья? Что они делают?

1-й ребёнок. Наступила весна. На деревьях появились маленькие листочки. Семья приехала на дачу. Все одеты достаточно тепло, потому что на улице ещё прохладно. Папа копает землю и делает грядки. Мама высеивает семена. А бабушка сидит на крылечке и даёт девочке маленькое семечко.

Педагог. Верно. Бабушка дала Кате семечко и сказала: «Это волшебное семечко. Посади его на край грядки и увидишь, что получится осенью». Что мы видим на второй картинке?

2-й ребёнок. Девочка сажает семечко на край грядки.

Педагог. Посмотрите на третью картинку. Что изменилось в природе? Почему Катя одета более легко?

3-й ребёнок. Стало больше зелени. Зацвели яблони. Солнышко ярко светит и греет. Воздух стал более тёплым, поэтому на Кате лёгкая одежда. На краю грядки появился маленький росток. Девочка сидит и смотрит на него. Она приготовила воду в леечке, чтобы полить растение.

Педагог. Хорошо. Давайте опишем то, что нарисовано на четвёртой картинке.

4-й ребёнок. Наступило лето. Стало жарко. В огороде зреют помидоры. На яблонях большие зелёные яблоки. А на растении у Кати появился большой жёлтый цветок. Катя в жёлтом сарафанчике стоит рядом с растением и смотрит на цветок. В руке у неё грабельки. Она хочет рыхлить землю под растением, чтобы его корни могли дышать.

Педагог. Хорошо. И что же мы видим на последней картинке?

1-й ребёнок. Наступила осень. И воздух стал остывать. На деревьях желтеют листья. Покраснели яблоки. Убрали помидоры. А у Кати выросла большая тыква. Девочка с бабушкой смотрят на тыкву и улыбаются.

Педагог Чудесно! Вы очень хорошо рассказали о том, что увидели на картинках, проследили, как меняется природа в связи со сменой времён года. А теперь давайте отдохнём.

4. Подвижная игра «Грядка»

Я давно весну ждала.

У меня свои дела. Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела. Меняют направление движения.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду, вскопаю грядку. Останавливаются, показывают, как копают.

Мягкой грядка быть должна.

Это любят семена. Показывают, как рыхлят грядку граблями.

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов. Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

5. Подготовка детей к составлению рассказа.

Педагог приглашает детей на места и вновь обращает их внимание на картинки. Он даёт детям одну минуту для подготовки к рассказу.

6. Рассказ по серии картинок.

1-й ребёнок. Наступила весна. На деревьях появились маленькие листочки. Катина семья приехала на дачу. Папа стал копать землю и делать грядки, мама стала сеять семена. А бабушка дала Кате семечко и сказала: «Это волшебное семечко. Посади его на край грядки и увидишь, что получится осенью».

2-й ребёнок. Весна была в разгаре. Стало больше зелени. Зацвели яблони. На краю грядки появился маленький росток. Катя приготовила воду в леечке, чтобы полить растение.

3-й ребёнок. Всю весну и всё лето Катя ухаживала за своим растением. Она поливала его, рыхлила под ним землю. И вот на нём появился большой жёлтый цветок. Катя не могла им налюбоваться.

4-й ребёнок. Наступила осень. И воздух стал остывать. На деревьях желтеют листья, покраснели яблоки. Убрали помидоры. А у Кати выросла большая золотистая тыква. Девочка с бабушкой смотрят на тыкву и улыбаются.

5-й ребенок рассказывает все целиком.

Юный паж – Спасибо, вам ребята, вы очень хорошо рассказали о том, что увидели на картинках! И я теперь точно знаю, как выращивать овощи. Вы не догадываетесь даже, но я ужасно, ужасно с вами подружился. И хоть я не волшебник, а только учусь, но позвольте мне сказать, что дружба помогает нам делать настоящие чудеса!

(Экран гаснет).

- Ребята, о каких чудесах говорил юный паж? А возможно мы узнаем это, открыв последнюю картинку. Как вы думаете, что на ней изображено? Как это может быть связано с волшебной палочкой и почему семечко, которое подарила бабушка волшебное? Выслушивает версии детей. Открывает картинку и предлагает ребенку 6, рассказать конец истории.

7. А у меня для вас приготовлены «Золушкины загадки». Хотите поиграть?

Цель: развитие слухового восприятия и зрительного внимания.

Упражнение «Слушай внимательно»

Цель: развитие речевого слуха.

Педагог: а теперь мы посмотрим, умеете ли вы внимательно слушать?

Я буду перечислять слова, а вы определите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

«скрипка», «тыква», «бал», «туфелька», «карета»? (лишнее слово «тыква»)

«копает», «сажает», «созревает», «поливает», «рыхлит»? (лишнее слово «созревает»)

- Отлично! Вы справились с еще одним заданием.

Упражнение «Что ты видишь?»

Цель: развитие зрительного восприятия, тонкой моторики, профилактика нарушений письменной речи.

Педагог предлагает детям пройти за столы, раздает им карточки, подставки с карандашами.

- Какие растения вы видите, сколько их? (тыква, яблоко, помидор, огурец, баклажан, всего 5) Предлагает обвести тыкву цветным карандашом и аккуратно заштриховать в одном направлении).

8. Окончание работы. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, а затем дети оценивают свою работу смайликами.

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. -М., 2004.

2. “Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. ” Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

3. Серия картинок художника Е. М. Воробьёвой

Публикации по теме:

Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок у детей с ОНР старшего дошкольного возраста К числу важнейших задач логопедической.

Конспект интегрированного открытого занятия (НОД) для детей старшего дошкольного возрастаКонспект интегрированного открытого занятия (НОД) для детей старшего дошкольного возраста КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (НОД) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по сказкам» Программное содержание.

Конспект итогового открытого занятия по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста План занятия: Вступительная беседа – 3 мин. Практическая часть –25мин. Подведение итогов – 5 мин. Цель занятия: Проверка теоретических.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Программные задачи: 1. Продолжать учить детей составлять повествовательный рассказ.

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие». Составление рассказа по серии сюжетных картин «Мальчик и собака» с детьми 5–6 лет Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль.

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста «По дороге к бабушке». КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ПО ДОРОГЕ К БАБУШКЕ» Цели: 1) закреплять навык фонематического и слогового анализа; 2) учить детей подбирать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление сказки по серии сюжетных картин» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление сказки по серии сюжетных картин Программное содержание. Учить детей.

Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял» Цель: Активизировать и актуализировать словарь. Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу).

Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» I. Интеллектуальная разминка Логопед предлагает вспомнить и назвать зимующих птиц, а затем просит детей внимательно послушать стихотворения.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и снеговик»Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и снеговик» Программное содержание:- Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин. - Учить строить сложноподчиненные предложения.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние животные
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Опубликовано: 27 октября 2015 в 19:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам
15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл...
Фотоотчет «Осенний альбом»
Сегодня, дорогие коллеги, хочу познакомить вас с "Осенним альбомом". Лет десять назад в нашей группе был реализован проект "Времена года". И одним из...
Конспект наблюдения за берёзой в октябре в средней группе
Цели: продолжение знакомства с березой. Задачи: - учить выделять характерные признаки дерева и изменения, связанные с временем года; - воспитывать...