Папки-передвижки

Конспект открытого занятия «Семейные обычаи на Руси»

Светлана Малыхина
Конспект открытого занятия «Семейные обычаи на Руси»

Семейные обычаи на Руси

Звучит колыбельная песня. Воспитатель качает колыбель, дети входят в зал. Она встает и здоровается по русскому обычаю, кланяется и говорит:

- Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, так здоровались в старину, поздоровайтесь со мной и с гостями.

Воспитатель : Я хозяйка избы. Милости прошу! А вы знаете, что такое изба?

Дети: Это деревянный дом, в котором жили люди на Руси в старину.

Воспитатель: На убранство посмотрите, да про все мне расскажите.

Дети: Печь.

Воспитатель: Для чего нужна печь?

Публикация «Конспект открытого занятия „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах

Дети: Она обогревает избу, в ней готовят пищу, зимой на ней спят.

Воспитатель: Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными силами в сказках. Давайте их вспомним.

Дети: «Гуси-лебеди», где Иванушка и Алёнушка прячутся в печи.

В сказке «По щучьему велению» Емеля едет на печи.

Воспитатель: Что еще вы видите в избе?

Дети: Чугунок. В нем варили кушать.

Лапти. Их одевали на ноги.

Воспитатель: Что еще было в избе?

Дети: Самовар, посуда.

Воспитатель: Из чего сделана посуда?

Дети: Из дерева, она деревянная.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, это кукла-малыш, мальчик. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет.

Воспитатель качает, плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождался, родители придумывали ему имя. Давайте и мы придумаем нашему малышу имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя.

Воспитатель:

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково …. А когда он вырастет, то его уже будут называть …. Мы растём и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Маша, а когда я вырасту, то меня будут звать Марией и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с малышом и назвали ему свои имена. Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети:

- Тезки.

Воспитатель: На Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек существовал обряд первого купания новорождённого. Возьмите своих кукол-малышей, встаньте парами, чтобы удобнее было купать и давайте повторим этот обряд. Дети, посмотрите, здесь для малыша приготовлены вещи, как вы думаете, что это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

- Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

- А, может быть кто-то знает, зачем эти вещи?

Дети делают предположения.

Воспитатель: Эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже положим их нашему малышу.

Воспитатель кладет уголек и говорит:

- Привыкай к домашнему теплу.

Клали зернышко:

- Будь всегда сыт.

Кладё т монетку:

- Будь всегда богат.

Воспитатель вместе с ребенком и дети купают кукол-малышей. Она обращает внимание,что нужно аккуратно купать ребенка, чтобы вода не попала ему в глаза, в рот. Когда купали, говорили разные потешки:

Чисто умываемся

Маме улыбаемся

С гуся вода

С дитя худоба.

После купания вытирают малыша полотенцем.

Воспитатель: Вот мы искупали, вытерли малыша, а что потом делали с ребенком?

Дети:

- Одевали.

Воспитатель:

- А во что одевали ребеночка?

Дети предполагают:

Воспитатель:

- В отцову рубашку. А знаете, почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети предлагают разные версии:

- Чтобы ребенок был похож на отца-батюшку и родную матушку.

Воспитатель:

- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

- Красная, красивая, праздничная, расшитая своими руками.

Воспитатель и дети одевают куклу-ребенка.

Воспитатель приговаривает:

Мы на пухлые ручонки

Надеваем рубашонку

Повторяй за мной слова

Ручка-раз и ручка-два!

Застегнем застежки

На твоей одежке.

Воспитатель:

- Одели мы нашего малыша, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:

- Укладывали спать.

Воспитатель:

- А куда клали спать ребеночка?

Дети:

- В колыбельку.

Воспитатель:

- А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель:

- Да, есть у нас такая колыбелька. Ее всегда делал отец ребёнка.

Дети кладут малышей в колыбельку. А что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.

Воспитатель:

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель и дети, поют колыбельную.

Воспитатель:

- Вот и уснул наш малыш. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Мой день рождения – весной, в мае и т. д. Дети перечисляют дни рождения.

Воспитатель:

- И у нашего малыша сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день он спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.

Дети садятся за столы, рассматривают и выбирают какой подарок они будут делать (расписывать рубашку из бумаги, оберег из теста, делать куклу из ткани). Выберите, чем будете делать узоры старинным способом (перышко, угольки).

Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям. После хвалит за работу, отмечает аккуратность и предлагает поиграть, пока подарки подсохнут.

Воспитатель:

На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. Давайте мы поиграем в русскую народную игру – «Тетера».

Воспитатель:

- Дети, понравилась игра? А теперь, подарите Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель:

А у нас есть и для гостей подарки и пожелания:

-Будьте здоровы, живите богато.

-Будьте в дому, как оладышек в меду.

-Дай Бог вам удачи.

-Житья вам, бытья и здоровья.

Воспитатель:

- А вот и пирог именинный подоспел. Достаёт из печи пирог и дарим гостям.

- Дети, а вам понравился день рождения?

Ответы детей.

Спасибо за работу вашу, за старание.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенние обычаи чувашского народа» Тема: «Весенние обычаи чувашского народа». Цели: 1. Расширить знания детей о Чувашской республике, о чувашах, населяющих Поволжье; 2. Закрепить.

Конспект занятия в подготовительной группе «Семейные праздники» «Мой дом, моя семья, моя страна» Цель: расширять представление о семье, о традициях семьи. Задачи: Образовательные: вызвать у детей интерес.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа)Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа) Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Конспект НОД «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника «Науруз»Конспект НОД «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника «Науруз» .

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ЗПР 5–7 лет «Семейные обычаи на Руси» Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в группе ЗПР (5-7 лет) Тема: Семейные обычаи на Руси Авторы:.

Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа) Цель: Формировать представление о семье и старинных семейных обычаях. Задачи: 1. Расширять и углублять понятие семья, как о людях, которые.

Конспект занятия в подготовительной группе «Народные обычаи. Встреча весны» Тема: Народные обычаи. Встреча весны. Задачи: 1. Приобщить детей к культуре наших предков. 2. Способствовать пониманию ценности фольклора,.

Конспект занятия «Семейные традиции» Цель: воспитание у детей любви к родителям, уважение к старшим, к семейным традициям. Задачи: воспитания любви и уважения к членам семьи,.

Конспект итогового занятия по познавательному развитию на тему «Семейные традиции в казачьей семье» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ детский сад «Чебурашка». Конспект итогового занятия по познавательному.

Конспект интегрированного занятия «Обычаи и традиции нашей семьи» Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка»..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Семейные обычаи на Руси»
Опубликовано: 24 ноября 2015 в 11:46
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД