Мария Соболева
Конспект открытого занятия старшей группы «Народная культура как основа нравственно патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: 1. Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.
2. Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину; уважение к её защитникам.
3. Формировать патриотические чувства; уважительное отношение к государственным символам; к Российской армии. Закрепить знания о столице нашей Родины - Москве; природному символу России – берёзе. 4. Активизировать словарь детей фразами и словами: родная страна, Россия, богатая, большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент.
Публикация «Конспект открытого занятия старшей группы „Народная культура как основа нравственно патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
5. Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы.
6. Воспитывать такие качества как сочувствие, уважение друг другу и окружающему миру, приходить на выручку.
Материал: Колокольчик, Видео - презентация “ Это моя Родина”, волшебная полянка (зелёный коврик с цветами, подушечки, песня “ Вместе весело шагать”, “ У каждого из нас своя Россия”, Гимн России, “ Вместе вся Россия” Д/и “ Светофор”, “ Найди лист для дерева”, “ Собери свой флаг”, “ Найди свой герб”, Игра “ Я спрошу, а ты ответь” (карта России, государственные символы - флаг, герб, достопримечательности Москвы, фото- гор, рек, полей, лесов, березок. Наглядно-дидактические пособия; различные документы с гербами, монеты, купюры.) Музыкальное сопровождение: гимн РФ; песня С. Михалков, Аркадий Ильич Островский “ Солнечный круг”
Предварительная работа:
Беседа о нашей Родине - России;
Знакомство детей с государственными символами России- Флаг, Герб. Их значение для страны;
Ознакомление детей с глобусом, рассматривание на нём разных государств и нахождение своей страны.
Просмотр отечественных мультфильмов, в которых главные герои обладают храбростью, смелость, отвагой, защищают слабых, приходят на выручку друг другу, проявляют доброту, защищают тех кого они любят, свою Родину: “ Крепыш”, “ Мальчик с уздечкой”, “ Дед Мазай и зайцы”
Беседа о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам
Рассматривание различных иллюстраций, показывающих символы России - берёза, ромашка, народно-прикладное искусство и другое.
Слушание песен о Родине, её бескрайних просторах, о бережном, заботливом отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны, о нашем единстве.
Ход НОД
Орг. момент.
Дети совместно с воспитателем под музыку “ Солнечный круг” заходят в музыкальный зал и становятся в полукруг.
Ребята, каждый из нас что-то или кого-то любит, любит маму, игрушку, свой дом, свою кроватку. Мы любим город, в котором живём. Сегодня я хочу вас познакомить с нашей страной, с родиной, в которой мы живём, кто управляет нашей страной, кто проживает в нашей стране. Я предлагаю вам, отправиться в путешествие по нашей замечательной стране, нашей Родине, пешком. Не боитесь! В пути мы можем встретить огромные зелёные леса, широкие реки, озёра, болота, высокие горы, золотые поля. В пути нас ожидает много трудностей. Но мы ведь обязательно придём на выручку друг другу. Мы будем смелыми, ловкими, сильными и внимательными. Сможем?
Звучит песня “ Вместе весело шагать”
Отправляемся!
(Дети начинают на месте, а потом по канату, предстающим в деском воображении упавшим в грозу деревом, переходя реку и обегают преграду (горы) взявшись за руки)
Воспитатель : А вот и широкая река! А упавшее дерево совсем узкое. Давайте помогать друг другу. Не бросаем их в беде.
А вот и полянка! Сядем и немного передохнём!
Беседа и видео просмотр
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
На экране слайд “Земля из космоса”
На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия) -Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, необъятная, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая) - Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (Россияне).
(Далее воспитатель показывает слайд “Карта России “)
Это карта нашей страны. Большая- неправда ли? Что такое карта?
(Ответы детей)
Правильно, это изображение нашей страны на бумаге.
Наша страна очень большая, необъятная, в ней много озёр, морей и рек.) Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом -припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки. Как велика моя земля!
Как широки просторы
Озера, реки и поля.
Леса и степь, и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга!
(Дети в это время смотрят на экране слайды с природными видами России) - Россия - наша Родина. Она сильна дружбой разных народов. В наших городах живут люди разных профессий. Все мы хотим, чтоб наша Родина каждый день становилась лучше, красивее и сильнее.
-Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.
-Жить-Родине служить;
-Кто за Родину горой, тот истинный герой;
-Родина любимая, что мать родная;
-Человек без Родины, что соловей без песни;
-Родина-мать, умей за неё постоять.
-Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.
А что же такое Родина? Что мы родиной зовём (Всё чтов сердце бережём, перечисляют)
Дети:
Это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, наш город, улица, места в нашей стране,поля, леса, реки, горы и т. д.
Дети вместе с воспитателем рассказывют стихотворение “ Большая семья” с движениями.
Мы узнали, что у нас
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это всё моё родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
Воспитатель :
Для всех для нас своя Россия! Все мы ее видим по-разному, но всё же она одна.
(На проекте демонстрируется слайд “ Образы Россияночки” и звучит песня “ У каждого из нас своя Россия”)
Знакомство с Россияночки
А какие богатства есть в нашей стране?
- Россия - самая богатая лесами страна в мире. Лес-это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. (Белка живет в дупле, лиса живет в норе, птицы вьют на ветках гнезда, дятел ищет пищу в коре дерева, под корой живут жучки и т. д.). А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья вам знакомы? (Дуб, осина, елка, клен, рябина береза и др.) -Березу милую, родную издавна считают символом России. Давайте послушаем стихотворение.
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
Белоствольная береза
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Дидактическая игра «Найди лист для дерева»
- А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.
Физкультминутка :
Руки подняли и покачали. Это - березы в лесу. Руки согнули, кисти встряхнулиВетер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем Руки согнули назад. (Дети выполняют движения, в соответствии с текстом)
Воспитатель :
Ребята кажется нам пора отправляться дальше, вперед!
(Показ слайда столицы нашей Родины Москва)
Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу нашего государства. Как называется столица нашего государства? Давайте послушаем стихотворение о Москве Москва - это красная площадь, Москва - это башни Кремля, Москва - это сердце России, Которое любит тебя. -Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (Президент) Показывает портрет президента. Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В. - на экране слайд с президентом) -Ребята, а знаете ли вы государственные символы России? Назовите их. (Флаг,герб,гимн)
(На проекте появляется слайд “ Флага России”)
Воспитатель :
Ребята посмотрите пожалуйста внимательно - это чей флаг?
Какого оно цвета?
А что в нашей стране белого цвета? Что означает белый цвет флага?
(Ответы детей)
Конечно! Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. Что напоминает нам Белый цвет (Березу, снег, облака, ромашку).
А что означает синий цвет?
(Ответы детей)
Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Что напоминает нам Синий цвет? (Небо, реки, озера, моря).
А что же тогда означает красный цвет?
(Ответы детей)
Правильно! Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (Солнце,огонь,тепло).
Дидактическая настольно - печатная игра "Собери флаг".
На столах лежат цветные прямоугольники. Собрать из них Российский флаг. (Дети выполняют задание).
-Молодцы! А теперь послушаем стихотворение о флаге.
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак
- Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Воспитатель : (Показывается герб России и других стран)
- Обратите внимание на этот слайд, что на ней изображено? Это герб нашей страны. Герб объединяет людей, которые живут в одной стране, является отличительным знаком государства. На нём старались изобразить что-то важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет своё значение. Я предлагаю вам среди этих гербов найти герб нашей России. ( Проводится дидактическая игра: «Найди свой герб»).
Давайте с вами рассмотрим герб. - Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Золотой цвет – это символ солнца. Ребята, посмотрите на орла. Это птица царь. На одном туловище находится 2 головы, которые смотрят одна на восток, другая на запад, как бы охраняя своим зорким орлиным глазом границы нашей большой страны. Грудь орла украшена щитом, на нём всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. Наш герб это эмблема, символ России. Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.
- Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Ответы детей). Дети рассматривают различные документы с гербами, монеты, купюры.
Третий государственный символ – это ГИМН. -А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.) - Правильно! Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор А. Александров и поэт Сергей Михалков. У каждой страны свой гимн. Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и стоят смирно).
(Прослушивания гимна России)
Воспитатель : А наше путешествие продолжается. Пошли.
Физ разминка под музыку “ Вместе вся Россия”
(Дети по кочкам - кругам зелёного цвета- переправляются через болото и оказываются на краеведческом музее)
Воспитатель :
В этом музее собраны остатки былых героев В. О. В, которые отдали свои жизни, чтобы мы счастливо жили под мирным небом России. Их великий вклад в дело Победы, мы чтим и помним. Для этого существует праздник День Победы Великой Отечественной Войне, когда все павшие герои незримо присутствуют снами. В мае наш народ будет отмечать самый главный праздник нашей страны - День победы. День победы - великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности ветеранам. (На экране слайды с изображением ветеранов) А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта. (На экране слайды с салютом).
Воспитатель :
Ребята! А мы можем стать сильными и храбрыми?
(Ответы детей)
Физминутка
«Игра идёт!»
Мы лётчики, пилоты Руки в стороны, повороты туловища.
Мы водим самолёты.
Танкисты и ракетчики, Наклоны в стороны.
Мы славные разведчики.
Мы моряки, подводники, Приседания.
Мы храбрые бойцы.
Скоро в Армию пойдём, Шагают на месте.
А пока игра идёт!
Воспитатель :
Ребята! Теперь мы сильные, дружные, никакой враг нам не страшен!
Ребята! А, мы с вами можем защищать нашу Родину?
Давайте поиграем в игру, которая называется “ Светофор”
Возьмите себе по два круга - красный и зелёный. Кто догадается на что похожи эти круги? Правильно это цвета светофора. (Вспоминаем с детьмиЭ, что означают цвета светофора)
Я буду показывать вам иллюстрации, а вы будите поднимать кружок красного или зелёного цвета.
Ситуации
Мальчик оказывает помощь упавшей девочке.
Мальчик оставил кран открытым в доме.
Девочка поливает и подвязывает сломанную кем-то ветку дерева.
Мальчик бросает найденный на тропинке
Мусор в урну.
Мальчик играл в спички и поджег квартиру.
Мальчик защищает слабую маленькую девочку
Мальчик ломает куст
Мальчик выясняет отношения мирно, не дерясь.
Молодцы ребята! Справились с заданьем. А теперь возвращаемся домой. (Также возвращаемся по кочкам, через речку проходим по тоненькому дереву)
Воспитатель : Наше с вами путешествие по Родине-России закончилось. Вам оно понравилось? (Ответы детей). Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы с вами тоже вернулись. Я предлагаю вам немного поиграть, и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего волшебного, необычного, поучительного путешествия.
Игра называется: «Я спрошу, а ты ответь!»
- Как называется страна в которой мы живём? - Как называется столица нашей страны? - Что изображено на Российском гербе? - Какие цвета присутствуют на Российском флаге? - Кто управляет нашей страной?