МААМ-картинки

Конспект открытого занятия в средней группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Обливская станица — донская сторона»

Марина Архипова
Конспект открытого занятия в средней группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Обливская станица — донская сторона»

Цели и задачи:- Формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, привязанность к родному краю.

- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частей.

- Развивать интерес у детей к донским казачьим традициям.

- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.

- Побуждать детей отражать накопленные представления о казачестве в художественно-прикладном искусстве.

Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе по гражданско-патриотическому воспитанию „Обливская станица — донская сторона“» размещена в разделах

-Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами (привольный край, вольные казаки, раздольный Тихий Дон); воспитывать любовь к своему краю.

Материалы: презентация, предметы казачьего быта – прялка, лампа, самовар, ложки деревянные и т. д., ватман, вырезанные силуэты для аппликации, клей, кисточка

Ход занятия.

Под музыку дети встают в полукруг. Проводиться утреннее приветствие

Воспитатель :

День необычный сегодня у нас:

Гостей мы приветствовать рады сейчас!

Дети:

«С добрым утром! Здравствуйте!» -

Говорим мы вам с утра.

«Мы желаем всем здоровья,

И конечно же, добра!»

Воспитатель :

Занятие интересное сегодня у нас:

О нашей Родине мы поведём рассказ.

Ребята, как называется страна в которой мы живём?

(Россия)

Восп : Правильно, Россия- наша большая страна, наша большая Родина!

А как называется наша малая Родина, то место где мы родились и живём?

(станица Обливская, наш край- Донской)

Реб. Я родом из Донского края (Даша А.)

На свете нет прекрасней рая

Простор степей, простор песков

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручён!

Восп : А какие люди здесь живут?

Прекрасный здесь живёт народ. (Дима А.)

Казаки – мир его зовёт

Казак –опора всей России

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь

Гордятся все, и я горжусь.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прошлое и посмотрим кто и как раньше жил на нашей земле.

Раз, два, три обернись в старине ты очутись! (звучит волшебная музыка)

Хозяйка в курене, под русскую казачью музыку, расставляет тарелки и ложки на столе.

Хозяйка: Здорово ночевали, гости дорогие!

Дети: Слава Богу!

Хоз: Я-тётка Аксинья, а вы кто будете?

Дети:

Кто не знает группу нашу (Ариша)

Здесь ребята – молодцы!

Просят все добавку каши,

Казачата – удальцы.

Мы казачки не простые (Даша Ш.)

Просим помнить это вас.

Все казачки, эх донские,

В группе «Солнышко» у нас.

Воспитатель : Тётушка Аксинья, мы пришли к тебе с просьбой, рассказать о нашем чудном крае,где живем мы у Чира реки

Где жили здесь когда-то

Наши предки казаки.

Хозяйка: Что ж,проходите садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава казачьей старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Хозяйка: Давным - давно появились гордые вольнолюбивые, независимые люди – казаки. Решили они найти такое место, где им жилось бы привольно. Понравился им наш край за его просторы, за его поля,где паслось много диких лошадей. Поселились они здесь и жили свободно. Потому и прозвали их казаками или «вольные люди»

. Казаки-народ дружный и сильный. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный

Воспитатель : А как вы думаете, чем казаки занимались?

Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Воспитатель : Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?

Дети: Они назывались курень.

Хозяйка: Курень – значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. В курене обязательно была печь.

Как вы думаете для чего?

Дети: Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Воспитатель : Наши дети знают стихотворение про русскую печь.

Ребё нок: Русской печки нет добрее (Вика Ф.)

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Воспитатель : Давайте вспомним любимые блюда казаков.

Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, студень, лапшу, борщ пекли кулебяки, пироги,хлеб.

Хозяйка: Еду готовили на печке в чугунках. А ставили чугунки в печь ухватом. Посуда была из глины, ложки были деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству.

Воспитатель : Спасибо тебе тётушка за твой интересный сказ, ну что-то засиделись мы, пришла пора и поиграть. На столе лежат платочек и лента. В Какую игру Вы б хотели поиграть с лентой или с платочком (дети выбирают)

«Игра с лентой».

Описание: (Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.

Вышел Дима погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

«Горелки с платочком»

Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Посмотри на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три!

Последняя пара беги!

Хозяйка: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как одевались казаки. Ребята, а блюдечко не работает. Что же делать, как же быть.

Воспитатель : Не переживайте так, наши детки сами могут рассказать, как одевались казаки.

Звучит фонограмма песни «Как донские казаки».

(Иллюстрация казака)

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим на одежду донских казаков, во что одет казак? Игра «Наряди казачку и казака»

Дети: На казаке широкие штаны.

Воспитатель : Верно. У казака была форменная одежда, состоящая из куртки, штанов, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя, шинели.

Куртку, чекмень и штаны шили из синего сукна.

На стоячем воротнике и отвороте рукавов мундира вшивалась красная окантовка, которая называется лампасы. У казаков лампас означал свободу донцов, принадлежности их к казачьему сословию. Головной убор занимал особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Что у казаков надето на голову?

Дети: Фуражка …

Воспитатель : Правильно, в тёплое время года казаки носили фуражку. А в другой, зимний период носили головной убор, который назывался папаха. (повторить названия вместе с детьми)

(иллюстрация казачки)

Воспитатель : А теперь давайте посмотрим на казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски. Во что одета казачка?

Дети: Юбку и кофту.

Воспитатель : Женская казачья одежда шилась своими руками и украшалась с любовью. Особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники.

На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?

(Просмотр иллюстраций)

Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.

Воспитатель : Верно. Чем украшали одежду?

Дети: Лентами.

Воспитатель : Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.

Юбки любили шить пышными. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось до пять юбок.

Женским головным убором в то время считался колпак-шлычка – маленькая шапочка, которая закрывала косу, оставляя непокрытой голову.

Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты.

Воспитатель : Казаки- весёлые люди, любят праздновать.

А у нас, в станице нашей (Даша Ш.)

Люди славные живут.

Славно сеют, славно пашут,

Славно пляшут и поют.

(пляска под казачью музыку)

Хозяйка: Какие ваши дети молодцы, все умеют, все знают.

Воспитатель : Ну что ребята, хорошо в гостях? А теперь пришло время сделать подарок для хозяйки. Работа над коллажем.

Воспитатель : Ребята, а сейчас давайте мы с вами попробуем сделать картину,создать свою казачью станицу? Помните, что такое станица?

Воспитатель : Посмотрите на это изображение, вспомните что это?

Дети: Степь, дикое поле.

Воспитатель : Почему степь называлась «Диким полем»?

Дети: Здесь было много диких лошадей (наклеивают лошадей).

Воспитатель : Как назвали себя люди пришедшие жить в дикое поле?

Дети: Казаки и казачки (наклеивают)

Воспитатель : Какое жилье они себе строили?

Дети: Курень (наклеивают)

Воспитатель : Смотрите, у нас получилась настоящая казачья станица. А как выдумаете кто защищал станицу?

Дети: Казаки. (наклеивают)

Дарят картину.

Хоз. : Спасибо,мои дорогие!

Казаки всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами. И я для вас пирогов испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё.

Воспитатель : Ну что ребята пора возвращаться в детский сад. Встанем в круг и произнесем волшебные слова: Раз, два, три обернись в детском саду очутись

Воспитатель : На этом наше занятие подошло к концу. О ком мы узнали много интересного?

Дети: О казаках!

Воспитатель : А кто же такие казаки?

Реб. Кто такие казаки (Богдан)

Не простые мужики.

В голове у казака

Бог, Отечество, семья.

Поле, поле-воля, воля.

Не легка казачья доля.

Но лучше нет на свете боле

Доли казака.

Казаком я смелым буду (Данил)

Шашку на ремне носить,

Мать родную не забуду,

Буду Родине служить.

Воспитатель : Ребята, я надеюсь, что вы вырастите смелыми, отважными, добрыми,как наши предки! А теперь вспомним одну добрую традицию казаков – угощать гостей караваем.

До свидания!

Публикации по теме:

Из опыта работы по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной посёлок Лысые Горы» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Радуга» р. п. Лысые Горы Саратовской области Лысогорского.

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в средней группе «Край родной, навек любимый. Краснодарский край» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в средней группе. «Край родной на век любимый» Цель: Продолжать знакомить детей.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» Конспект открытого занятия в подготовительной группе по патриотическому воспитанию "Россия - Родина моя" Актуальность темы: Очень важно,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Формировать представления о семье и ее членах, доброжелательных.

«Космические приключения». Конспект открытого занятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей«Космические приключения». Конспект открытого занятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 91» города Ярославля Конспект открытого занятия по духовно-нравственному.

Образовательный маршрут совместной деятельности дошкольников, родителей и ДОУ по гражданско-патриотическому воспитаниюОбразовательный маршрут совместной деятельности дошкольников, родителей и ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек.

«Путешествие по России». Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать.

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Отчизна моя» в старшей группеПроект по гражданско-патриотическому воспитанию «Отчизна моя» в старшей группе Описание материала: предлагаю вашему вниманию проект на тему «Отчизна моя» (гражданско-патриотическое воспитание) в старшей группе. 1. Аннотация.

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы этой памяти верны» Аннотация проекта Тема проекта: «Воспитание, гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников на основе ознакомления с героическим.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия в средней группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Обливская станица — донская сторона»
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 12:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД