Виктория Купатадзе
Конспект открытого занятия в старшей группе «Как хлеб пришел на стол»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе на тему : "Как хлеб пришел к нам на стол".
Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу, дать детям представление о том, что хлеб - основной продукт питания человека.
Задачи:
Образовательные:
- Побуждать детей отвечать на вопросы, пополняя словарный запас;
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Как хлеб пришел на стол“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- Познакомить детей с процессом выращивания и изготовления хлеба;
Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, логическое мышление.
- Упражнять в развитии координации речи с движениями, умении согласовывать слова и действия.
Воспитательные:
Методы:
Словесные — художественные средства (пословицы); загадывание загадок; беседы.
Наглядные — образец действия взрослого, дидактический материал (картинки).
Практические – показ настоящего зерна, муки, колосьев пшеницы, движения в соответствии с текстом; пальчиковая гимнастика; изготовление крендельков.
Предварительная работа: заучивание пословиц о хлебе, чтение литературных произведений по теме; обучение русской народной хороводной игре «Каравай».
Оборудование: корзина с хлебобулочными изделиями, дидактический материал (картинки, колосья пшеницы, зерна пшеницы на тарелке, мука на подносе, тесто, маски для игры.
Форма проведения: Открытое занятие.
Возрастная категория: 5-6 лет.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята! Когда к нам приходят гости, что нужно сделать, правильно, поздороваться!
Давайте и мы поздороваемся друг с другом!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-Земля!
Здравствуй, Родина моя!
Ребята, посмотрите нас здесь ожидает сюрприз! А вы хотите узнать, что там? Чтобы узнать, что там вы попробуете отгадать загадку, тогда присаживайтесь и послушайте!
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе. (Открываю корзину с хлебом)
Посмотрите сколько здесь разного хлеба! Давайте с вами перечислим, что здесь! (перечисляют названия)
А как вы думаете ка одним словом мы можем назвать эти изделия?
- Не знаете? Они называются хлебобулочные изделия, повторите все вместе.
Вот как много хлебобулочных изделий!
Ребята, а давайте мы с вами вспомним что мы обычно кушаем на завтрак? (Каша, хлеб с маслом, чай). А что мы обычно кушаем на обед? (суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб)
Да, ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе? Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Существует много поговорок и пословиц о хлебе, может быть вы знаете какие-нибудь?
«Хлеб - всему голова», а еще какие вы знаете? (Ответы детей)
(дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)
Не трудиться - хлеба не добиться.
Без хлеба сыт не будешь.
Будет день - будет и хлеб.
Плох обед, коли хлеба нет.
Хлеб – батюшко, вода – матушка.
Хлеб - кормилец.
Хлеб ногами топтать – народу голодать.
Хлеб – это главный продукт на нашем столе. Поэтому и говорят, что «Хлеб – всему голова»
Ребята, а кто знает, как к нам на стол попадает хлеб? (Ответы детей)
Конечно, же, его покупают в магазине. Но прежде, чем он попал в магазин его же нужно изготовить? Как вы думаете из чего же делают хлеб?
А из чего же делают муку?
Правильно. Из зёрен. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить зерно, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Хлеборобы – это люди, которые выращивают хлеб.
Наступает весна, снег сходит с полей. И машины выходят в поля.
Посмотрите, что это за техника? Правильно, а как называют человека, который им управляет? (Ответы детей)
- У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.
Ребята, посмотрите, что у меня есть! Это зерна пшеницы. Ими и засеивают поля. Предлагаю, немного отдохнуть и превратиться в зернышки. Для этого нам нужно сделать круг.
Физкультминутка «Солнышко, зернышко»
Выросли наши зернышки и превратились в колоски. Присаживайтесь на свои места.
Посмотрите вот в такое поле выросли наши зернышки.
А уже осенью наше поле созревает и превращается вот в такое «Хлебное поле»
Поля убирают с помощью специальных машин. Кто знает, как они называются? (Ответы детей). Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Далее машины везут зерно на мукомольный завод, где их перемалывают в муку.
Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь.
- Да, рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая.
После муку отправляют в пекарню. В пекарне стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины вымешивают тесто для хлебобулочных изделий. Потом пекарь кладет тесто в форму и ставит в огромную печь. Пекарь из муки делает тесто и печёт хлебобулочные изделия.
И уже из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.
Я предлагаю вам стать настоящими пекарями, хотите? Тогда проходите за столы и присаживайтесь! Посмотрите я принесла вам тесто с пекарни, давайте мы с вами попробуем изготовить настоящие крендельки! А потом я их отнесу на кухню, чтобы наш повар их приготовил.
Давайте сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Рос сперва на воле, в поле, - слегка покачивают руками, поднятыми вверх.
Летом цвел и колосился - шевелят пальцами рук.
А когда обмолотился - постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился - пальцы в щепоть и перетирают.
Из зерна - в муку и тесто - имитируют лепку.
В магазине занял место - постукивают по ладони ребром другой ладони.
Вырос он под синим небом - поднимают руки вверх и шевелят пальцами
А пришел на стол к нам хлебом - вытягивают руки ладонями вверх».
- А вот теперь я раздам каждому по кусочку теста, а вы сделаете из него шарики, затем раскатаем колбаски и положим ее дугой, а концы закрутим винтом поднимем на верх и получатся вот такие замечательные крендельки. Кто закончил отодвигаем работы, положите ручки на коленочки и послушайте меня.
Я хочу вам рассказать такие слова:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно относиться к нему, ведь он – богатство нашей Родины. А, сколько много людей работает, чтобы хлеб оказался у нас на столе! А вы знаете правила бережного отношения к хлебу. (ответы)
- Не берите больше хлеба, чем можете съесть.
- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.
- Никогда не выбрасывайте хлеб!
- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
- Хлеб нельзя бросать на пол.
Мы с вами много поговорили о хлебе, о том как и кто принимает участие в его приготовлении и я вам предлагаю поиграть в игру, чтобы закрепить наши знания!
Хотите, тогда вставайте в круг.
Мы работы не стыдимся.
Мы работою гордимся.
А награда - урожай?
Всех на праздник приглашай!
Первого мы приглашаем Рабочего!
Он без дела не скучал -
Хлебопашца выручал.
Ой, рабочий не скучай,
Хлебопашца выбирай!
Он в тенёчке не лежал,
А хлеба
Растил и жал.
Хлебопашец,
Поиграй,
Мельника нам - выбирай!
Не молол он чепуху,
А смолол
Зерно в муку.
Мельник,
С нами поиграй:
Пекаря нам – выбирай
Он не грел на печке бок -
Каравай ребятам пёк.
Пекарь с нами – поиграй
Каравай нам выбирай!
К дошколятам на машине
Каравай приехал ныне
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ужины, вот такой ширины!
Молодцы ребята, вот такой большой путь прошел и наш хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вы узнали нового?
Самоанализ НОД
в старшей группе «Как хлеб на стол пришел»
воспитателя МБДОУ детский сад «Жемчужинка» Купатадзе Виктория Александровна
Мною было проведено занятие в старшей группе «Хлеб всему голова». Занятие планировалось с целью формирования у детей представления о том, что хлеб - основной продукт питания человека, воспитания бережного отношения и уважения к хлебу.
В процессе занятия решались следующие задачи:
Образовательные:
- Побуждать детей отвечать на вопросы, пополняя словарный запас;
- Познакомить детей с процессом выращивания и изготовления хлеба;
Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, логическое мышление.
Упражнять в развитии координации речи с движениями, умении согласовывать слова и действия.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда. ;
При написании конспекта я, прежде всего, учитывала особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные способности каждого ребенка.
Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Организационный момент. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений.
Далее я переключила внимание на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя с помощью сюрпризного момента.
Основная часть НОД условно была разделена на этапы, которые были взаимосвязаны одним сюжетом. Данная структура образовательной деятельности предполагает взаимное сотрудничество педагога и детей и направлено на достижение поставленных задач. Использован наглядный материал: вывешивались картинки с необходимым материалом. Каждый ребенок участвовал в беседе, дети активно отвечали на вопросы воспитателя. Так же в ходе беседы и ответов на вопросы воспитателя, для снятия физического утомления была проведена физминутка.
Я использовала художественное творчество, что бы у детей остались яркие впечатления от проделанной работы и была проведена с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности –пальчиковая гимнастика.
В конце занятия был подведен итог с использованием игры, в которой мы условно еще раз прошли этапы выращивания и изготовления хлеба, что помогло усвоить информацию на слух.
Я думаю, что использованные мною методы и приемы создали положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысили речевую активность детей и помогли сохранить интерес на протяжении всего занятия.
В процессе всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Помещение групповой комнаты, в котором проводилась образовательная деятельность, было поделено на отдельные зоны. Это позволило сконцентрировать внимание детей на выполнение определенных задач.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности.
Поставленной цели мы достигли. Дети с увлечением участвовали в разговоре, достигли предполагаемых результатов, детям интересно получать знания, они смело высказывали свои мысли, делали выводы и самое главное, я вызвала желание беречь хлеб, относиться к нему бережно, уважать труд хлеборобов. Содержание занятия было доступно детям, интересно, соответствовало возрасту.