Виктория Плещенко
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Игра-путешествие на планету СемьЯ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. закрепить знания детей о семье, о ролевых отношениях в семье, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
2. Создавать условия для самостоятельности и адекватной самооценки.
3. Развитие грамматического строя речи в процессе развития связной диалогической и монологической речи.
4. Создавать речевую фантазию.
Оборудование: ребус с цифрой 7 и буквой Я; фланелеграф с изображением дерева; выставка фотографий каждой семьи; карточки с изображением членов семьи, очки, фотоаппарат, карта
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи „Игра-путешествие на планету СемьЯ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Предварительная работа: разучивание физкультурной минутки, пальчиковой гимнастики; заучивание стихов, поговорок, пословиц; беседы о семье; рассматривание картины «Семья»; работа с родителями по оформлению выставки фотографий с членами семьи. Подготовка карты.
Ход:
1. Отгадывание ребуса.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в необычное путешествие на другую планету. Но, чтобы узнать название планеты, вы должны отгадать ребус (показ).Какая это цифра? (7)А кто знает, какая это буква? (Я)Кто угадал, какое слово скрывается в ребусе? (семья).И мы с вами отправляемся на планету «СемьЯ». Ребята, а скажите, пожалуйста, на чём же нам добраться до другой планеты?
Дети: На ракете, космическом корабле.
Воспитатель: Я предлагаю выбрать летающую тарелку.
Итак. Прежде чем отправиться в полёт, нам нужно назначить капитана, фотографа, доктора, ведь без доктора ни один космонавт не выйдет в космос, картографа, который будет отмечать на карте наши передвижения, чтобы мы не потерялись. Если вы не против, то я буду управляющий полётом. И так сейчас доктор нас осмотрит и мы можем отправляться. Для начала нам нужно надеть специальную космическую одежду. Давайте наденем скафандры, подключим все датчики к нашему телу.
Дети постукивают себя пальчиками по голове, плечам, рукам,ногам.
Хорошо! Давайте проверим, прочно ли они застёгнуты. Потрясите головой, руками, ногами, попрыгайте. Все готовы, прошу занять места, пристегните ремни.
К вам большая просьба : будьте очень внимательны и запоминайте всё увиденное.
В добрый путь!
Начинаем отчет: 5,4,3,2,1- на планету «Семья» мы летим!
Дети сидят на стульчики - имитация летающей тарелки. Световые и звуковые эффекты космического полета. Ребята, кто может рассказать, что можно увидеть в иллюминатор.
Ответы детей: другие планеты, нашу планету, луну, звёзды.
Вот, ребята, мы и прибыли на планету под названием «Семья». Начинаем своё путешествие. Как мы пойдём? Ведь нам не очень удобно в скафандрах.
Дети встают со стульчиков и выходят. Останавливаются перед фотографией семьи.
Вот наш первый пункт «Отвечай-ка».
Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»
Дети: Имя.
Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией.
Воспитатель: Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2 – 3 детей.)
Дети: Меня зовут, моя фамилия….
Воспитатель: Благодарю вас.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети: Семья.
Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Семья объединяет родных : родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, давайте вспомним стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.
1 ребё нок :Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
2 ребё нок: Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
3 ребё нок : Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
4 ребё нок : Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй?
Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?
Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.
Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?
Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.
Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?
Дети: Он приходится другом.
Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Давайте свами поиграем в игру «Волшебные очки»
Д/И «Волшебные очки»
Воспитатель надевает очки, выбирает одного из участников игры, говорит о его лучших качествах, выражая своё отношение.
Потом предлагает детям сделать тоже самое.
1 р. : Артём самый вежливый…
2 р. : Лера очень весёлая…
И т. д.
Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»
/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/
Кто приехал? /большими пальцами/
Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/
Мама, мама, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /указательными пальцами/
Папа, папа, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /средними пальцами/
Братец, братец, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /безымянными пальцами/
Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /мизинцами
Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/
Да, да, да. /всеми пальцами/
Один, два, три, четыре, пять, дальше мы идём опять.
пункт «Дерево семьи»
(Фланелеграф с изображением дерева). На планету «СемьЯ» залетело семечко, оно проросло, превратилось в зеленый росток. Росток рос, рос и превратился в дерево. А кто помогал ему расти? (Солнце, земля, вода, воздух). Дерево крепкое, могучее, корни его ушли глубоко в землю, и схватилось за нее так крепко, что даже урагану не под силу сдвинуть дерево с места. Подумайте, кто из вашей семьи могут быть «корни», «ствол», «веточки», листочки». Расположите фотографии членов семьи на дереве. Почему так расположили? Обобщаю ответы детей: корни - дедушка и бабушка, от них родились мама и папа, ствол - мама и папа, Веточки идут от ствола - это вы и ваши братья, сестры. А кто же листочки? Это ваши будущие дети?
Физкультминутка
Один, два, три, четыре, пять ходьба на месте
В космос мы летим опять соединить руки за головой
Отрываясь от земли руки в сторону, покружиться
На орбите повисим покачать руками вперёд, назад
И опять домой спешим ходьба на месте
Игра «Что сначала, что потом»
Дети расставляют картинки на мольбертах: от младенца- девочки до бабушки, от младенца-мальчика до дедушки.
Девочка: Сначала я была малышом, стала девочкой, буду мамой, бабушкой.
Тоже говорит мальчик о себе.
Один, два, три, четыре, пять, дальше мы идём опять.
пункт «Расскажи-ка»
Воспитатель: Ребята мы с вами попали на выставку фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.
(Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут, папу зовут, Ф. И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?
Дети: Радость, хорошее настроение, любовь.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.
Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:
Дети:«Не нужен клад, коли в семье лад».
«Семьей дорожить – счастливым быть».
«Вся семья вместе и душа на месте».
«При солнышке тепло, при матери добро».
«В хорошей семье хорошие дети растут».
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»
«В семье и каша гуще».
«В своем доме и стены помогают».
Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.
Вот и настало время возвращаться в нашу жизнь. Занимайте свои места, пристёгивайтесь.
Держитесь крепче, начинаем отсчет:
5,4,3,2,1…пуск!
Пока мы летим назад расскажите, ребята, вам понравилось наше путешествие, и что больше всего вам понравилось?
Вот мы и вернулись, давайте снимем скафандры и выходите из летающей тарелки.
Воспитатель:
Ребята!
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже?
На этой сказочной земле.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
На этом наше путешествие закончено, но я попрошу вас ребята, потом нарисовать, то,что вы увидели во время нашего полёта. И мы обязательно с вами ещё поговорим о нашей игре. А знаете, что, когда космонавты возвращаются из космоса, их награждают. Вот и я, как управляющий полётом хочу, вас наградит за отличный полёт. Вы просто молодцы.