Папки-передвижки

Конспект Открытого занятия в старшей группе «Убранство башкирского дома»

Рима Идрисова
Конспект Открытого занятия в старшей группе «Убранство башкирского дома»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 218 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Конспект

Открытого занятия

в старшей группе

«Убранство башкирского дома»

Составитель воспитатель:

Идрисова Р. В.

Уфа - 2016

Публикация «Конспект Открытого занятия в старшей группе „Убранство башкирского дома“» размещена в разделах

Цель: продолжать знакомить детей с убранством башкирского дома – интерьером (на полу юрты – кошма, левая часть – мужская и гостевая, правая – женская; кованные сундуки с имуществом; пастель – одеяла, подушки, на стене конская упряжка, нарядная одежда, оружие; домашняя утварь, посуда).

Воспитывать чувство уважения к человеку, создающему прекрасное в жизни. Формировать познавательные ценности, ценности преобразования.

Задачи: развивать разговорную речь, активизировать словарь. Воспитывать интерес к истории и жизни башкирского народа. Закреплять умения составлять узоры по собственному замыслу, симметрично располагая элементы.

Развивать желания самостоятельно использовать навыки в вырезывании различных геометрических фигур.

Развивать художественные способности детей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций:

1. Жилище башкирского народа.

2. Традиционные башкирские блюда.

3. Элементы национальной одежды.

4. Домашняя утварь и посуда.

5. Народные музыкальные инструменты: кубыз, домбра, курай, гармонь.

Знакомство:

1. Башкирские подвижные игры.

2. Сюжетно-ролевые игры.

3. Декоративно-прикладное искусство.

4. Традиции народных праздников башкирского народа.

5. Устное народное творчество башкирского народа.

Ход занятия:

Показываю детям картинки с изображением шкафа, дивана, стола.

Воспитатель: ребята, скажите, что изображено на это картинке?

Дети: (перечисляют).

Воспитатель: а как одним словом можно назвать эти предметы?

Дети: мебель.

Воспитатель: а вы можете сейчас представить, что у вас в доме не было бы ни шкафа, ни кровати…

Дети: нет.

Воспитатель: а знаете ли вы, что раньше всех этих предметов не было, и люди обходились без них?

Сегодня я хочу рассказать вам о том, как жил башкирский народ много – много лет тому назад. Послушайте сначала стихотворение о Башкортостане.

Башкортостан – мой край родной,

Горжусь и радуюсь тобой!

Твои долины, реки и поля -

Все это ты, любимая земля!

Давным - давно, когда нас еще не было, на Башкирской земле жили люди. Тогда не было ни света, ни газа, ни мебели, ни магазинов. Как вы думаете, чем тогда занимались люди? (ответы детей). Люди выращивали животных, каких домашних животных вы знаете?

Дети: коровы, овцы, лошади.

Воспитатель: они давали людям пищу, какую?

Дети: молоко, мясо.

Воспитатель: а что из молока делали?

Дети: сметану, катык, творог, а еще кумыс.

Воспитатель: для того, чтобы получить много молока, хорошее мясо, этих животных нужно хорошо кормить. Чем кормят лошадей, коров, овец?

Дети: травой, сеном.

Воспитатель: чтобы накормить их сочной, вкусной травой, людям приходилось переезжать с одного места на другое. Чтобы постоянно не строить новые дома на новом месте, у людей были легкие, прочные, переносные и очень удобные дома. Может кто-то подскажет, как назывались эти дома?

Дети: юрта.

Воспитатель: вы видите, у меня на столе стоит юрта, только немного меньших размеров, чем настоящая и вы можете теперь представить, в каких юртах жили башкиры. На башкирском языке юрта – это «тирмэ». Как вы видите, юрта полукруглой формы, похожа на палатку. Ни дождь, ни ветер, не попадали внутрь, потому что она очень устойчива и способна сопротивляться и ураганам, и ливням, и защищать от жаркого солнца.

Стены юрты не каменные, как в наших домах, а плотно покрыты войлоком – это специальный материал для покрытия юрт, а еще из него изготовлялись самые необходимые предметы для жизни: одежда, обувь, головные уборы. Давайте вместе скажем – войлок. А еще посмотрите, на макушке юрты есть отверстия. Летом сквозь него проходят солнечные лучи, а зимой выходит дым от печи.

Жилища башкирского народа было очень простое. Полы в юрте устилали сухой травой, а затем покрывали плотной тканью, а поверх ткани - палас.

Вещи в юрте в основном располагались на стенах: это предметы быта, одежда, охотничьи снаряжения. Напротив выхода развешивалось оружие: сабли, лук и стрелы, кинжалы.

На резной деревянной подставке стоял сундук. В него складывалась посуда и самая дорогая одежда. На сундуке горкой складывались тюфяки, одеяла, подушки.

В гостевой половине юрты всегда стоял накрытый скатертью бочонок с кумысом. Вокруг бочонка расставлялись чаши для питья кумыса. Все предметы быта башкир – сундуки, подставки, колыбели, посудные полки выполнены из дерева. Кухонные принадлежности: деревянные половники, ковши, тоже развешивались на стене.

Башкиры делали из дерева баночки, кроватки для малышей, сумки, ковши, кадки, чаши. В такой посуде удобно было хранить сметану, муку, масло, мед, ягоды. Какой необычный труд был у башкир! Башкиры учили всему, что умели сами. И ребята помогали взрослым.

А теперь мы с вами попробуем украсить вот такую башкирскую пиалу (рассматривание образца).

Воспитатель: какими элементами башкирского орнамента украшена пиала?

Дети: треугольниками.

Воспитатель: какого они цвета?

Дети: красного и зеленого.

Воспитатель: какого цвета сама пиала?

Дети: желтого.

Воспитатель: чем еще украшена пиала по краю?

Дети: полоской красного цвета.

Воспитатель: посмотрите внимательно и скажите, как расположены треугольники?

Дети: они чередуются по цвету и украшают среднюю полоску пиалы.

Воспитатель: верно, сначала пиалу украшает красный треугольник, он расположен основанием вверх. Затем идет треугольник зеленого цвета, он расположен уголком вверх… Как вы думаете, как из квадрата получить два треугольника?

Дети: разрезать квадрат от угла к углу.

Воспитатель: правильно, посмотрите, я вам покажу. Получилось два треугольника (самостоятельная работа детей). Рассмотреть, какие элементы получились. Дети раскладывают получившиеся элементы на шаблоне пиалы: по краю кладут готовую длинную узкую полоску красного цвета. В середине пиалы по заранее нарисованной воспитателем простым карандашом полосе раскладываются треугольники, чередуя по цвету. Убедившись, что элементы башкирского узора разложены красиво, детям предлагаю наклеить готовые детали. В анализе детских работ обратить внимание на качество вырезывания, красивое расположение элементов узора, аккуратность наклеивания. В конце рассмотреть работы.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе Задачи и цели: - закрепить у детей понятие соотношения количества предметов с цифрой, обозначающей это количество; - упражнять детей в согласовании.

Конспект открытого занятия по рисованию в технике «батик» в старшей группе «Весенние цветы» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - Учить рисовать цветы в технике «батик»; - Осваивать навык нанесения краски на ткань; - Учить переносить набросок.

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «Лиса» Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения «печать смятой бумагой». Учить отображать в рисунке облик животного наиболее.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Насекомые» .

Конспект открытого интегрированного занятия «Секреты дружбы» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» Конспект открытого занятия.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Удивительный мир звуков»Конспект открытого занятия в старшей группе «Удивительный мир звуков» Конспект открытого занятия в старшей группе. Музыкальный руководитель Митронина В. В. 2015 год. Образовательная область: Творчество Раздел:.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Мой родной Башкортостан» Программное содержание. Расширять представления детей о родной стране, о Республике Башкортостан, столица - город Уфа, многонациональная.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Полет в космос». Ход занятия: Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Поздороваемся. В. Ребята к нам утром сегодня в группу прилетел Лунтик.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Экспериментирование с воздухом» Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии на тему: «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом). Выполнила: Насырова.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животные в природе и дома» Программное содержание: Продолжать знакомить с особенностями диких и домашних животных; научить различать их и называть взрослых животных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект Открытого занятия в старшей группе «Убранство башкирского дома»
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 15:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД