Марина Мальцева
Конспект открытого занятия в старшей компенсирующей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе.
Мальцева Марина Леонидовна.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 329 г. Новосибирска.
Конспект организованной образовательной деятельности.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Раздел: «Речевое развитие».
Тема: «Весенние деньки».
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей компенсирующей группе,» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Возрастная категория: старшая группа.
Воспитатель: Мальцева М. Л.
г. Новосибирск 2017г.
Тема: «Весенние деньки».
Цель: обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц в весенний период.
Задачи:
закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять детей в умении устанавливать причинно-следственные связи; формировать умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, закреплять уже известные способы словообразования; продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, загадками); развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Предварительная работа:
- беседы с детьми о весне, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций по теме.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это?
Дети: - улыбка.
Воспитатель: - Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнём занятие.
2. Сообщение темы. Беседа о весне.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно вокруг, ничего необычного не замечаете в нашей группе?
Дети осматриваются, ходят по группе и натыкаются на «снежный» холмик. Воспитатель: - А что это такое?
Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.
Воспитатель: - Да это мишутка, он до сих пор спит в своей берлоге. Воспитатель находит записку «До весны не будить! Медвежонок».
Воспитатель: - Ребята, медвежонок так сладко спит в берлоге, что даже не знает, что давно наступила, что?
Дети: - Весна.
Воспитатель: - Правильно! Весна. Ребята, разбудим медвежонка или пусть он дальше отдыхает? Без нашей помощи он так и не узнает, что пора просыпаться и пролежит до лета в своей берлоге!
Ответы детей.
Воспитатель: - Для того, чтобы помочь и разбудить медвежонка мы должны доказать, что уже наступила весна. Для этого мы с вами выполним разные и интересные задания.
Задание 1.
На мольберте вывешены иллюстрации о весне.
Воспитатель:- Какое время года изображено на картинках?
Дети: Весна!
Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки. Установка: каждое предложение начинать со слова весна.
- Весной солнце светит ярко, греет. - На крышах образуются сосульки. Снег тает. Бегут ручьи.
- Весной тает лёд. - Расцветают первые цветы – подснежники. - На деревьях появляются листья. - Весной из тёплых краёв прилетают птицы.
- Медведь и ёжик весной просыпаются. Заяц меняет шубку: зимой он был белый, а сейчас становится серый. Белка тоже меняет шубку: зимой она была серая, а весной становится рыжая.
- Люди весной надевают лё гкую весеннюю одежду и обувь: плащ, резиновые сапоги. - Дети на улице прыгают через скакалку, пускают кораблики, рисуют цветными мелками на асфальте, катаются на самокате. (Составлять предложения о весне детям помогают карточки-схемы).
Воспитатель: Правильно. Посмотрите ещё раз на картинки. Что мы сейчас называли, что это (воспитатель обводит рукой все карточки-схемы на магнитной доске?
Дети: Это признаки весны.
Воспитатель: - Ребята, вы сейчас назвали очень много весенних признаков, а теперь скажите, какая весна?
Ответы детей.
Воспитатель: - А какие весенние месяцы вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как их называют в народе? Почему? (март - протальник, апрель - снегогон, май - травень).
Ответы детей.
Воспитатель: - А почему весной начинает таять снег (Солнце светит ярко, пригревает). А как можно ласково назвать солнце? (солнышко). А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков, прикрепляя лучик, мы будем давать слову «солнце» определения. Какое оно?
Ответы детей: – весеннее, теплое, красивое, ласковое, доброе, ранее, горячее, желтое, круглое» и т. д. (Дети добавляют лучики-прищепки к заготовке из картона).
Воспитатель: - Сейчас я предлагаю вам отдохнуть и выполнить физминутку.
Физминутка. Мишка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге (повороты туловища влево - вправо).
Потянулся он со сна (потягивание, руки вверх,
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил головой медведь крутил (вращения головой).
Наклонился взад – вперед (наклоны вперед – назад).
Вот он по лесу идет (шагают на месте).
Ищет мишка корешки (наклоны – правой рукой коснуться левой ноги).
И трухлявые пеньки (коснуться правой ноги).
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся (приседания).
Задание 2. Лексическое упражнение «Составление предложений с данными словами» (выполняется в кругу с мячом).
Воспитатель: - А сейчас я буду говорить вам набор слов, а вы из них составьте предложения:
А) чирикать, крыша, на, воробей, весело.
Дети: - На крыше весело чирикает воробей.
Б) набухать, деревья, на, почки.
Дети: - На деревьях набухают почки.
В) на, повесить, дерево, скворечник, Коля.
Дети: - На дерево Коля повесил скворечник.
Г) вить, весна, птицы, на, гнезда, деревья.
Дети: - Весной птицы вьют гнезда на деревьях.
Д) ручьи, по, веселые, дорогах, побежали.
Дети: - По дорогам побежали веселые ручьи.
Е) светит, солнышко, радостно.
Дети: - Солнышко светит радостно.
Ж) на, быстро, снег, полях, тает;
Дети: - На полях быстро тает снег.
З) подснежник, лесу, в, расцветает.
Дети: - В лесу расцветает подснежник.
Задание 3. Упражнение «Цепочка слов».
Воспитатель: - Для того, чтобы выполнить следующее задание вам нужно пройти за столы.
(На столах у детей лежат карточки (одна на двоих, всего 4 карточки). У воспитателя — карточка с изображением подснежника).
Воспитатель: - Я предлагаю вам выложить цепочку слов из предметов, цепочка начнется со слова «подснежник». (Дети должны найти следующее звено в цепочке — слово, которое будет начинаться с того звука, каким кончается слово «подснежник и т. д., слова: подснежник, капель, ливень, небо, облако).
Воспитатель: - А сейчас разместите цепочку слов на магнитной доске и хором назовите предметы в цепочке. (Дети выполняют задания).
Воспитатель: - Ребята, все эти слова к какому времени года подходят?
Дети: - К весне.
Воспитатель: - Назовите действия, которые выполняют эти предметы.
Воспитатель: - Что можно сказать о ливне? Ливень, что делает?
Дети: - Идет, льет, хлещет, шумит, стучит по крыше…
Воспитатель: - Подснежник, что делает?
Дети: - расцветает, появляется, прорастает, пробивается.
Воспитатель: - Капель, что делает?
Дети: - капает, звенит.
Воспитатель: - Облако, что делает?
Дети: - плывет, летит.
Задание 4.
Воспитатель: - Вот сколько мы с вами уже рассказали о весне! Давайте подойдем и посмотрим, проснулся ли медвежонок? (Дети подходят к игрушечной берлоге, медвежонок еще спит).
Воспитатель: - Ребята, медвежонок все еще не проснулся? Что же делать? Может быть расскажем ему весенние стихотворение? (Дети соглашаются, рассказывают стихотворение «Весна», медвежонок просыпается).
Весна.
На дворе звенит капель,
По полям бежит ручей,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Воспитатель: Медвежонок зашевелился! Ой, он говорит вам спасибо и предлагает вернуться за стол, там для вас есть сюрприз! (Дети возвращаются к столу).
Задание 5. Игровое упражнение «Кто спрятался в комочке?»
(На столе разложены бумажные комочки (формат альбомного листа, дети берут каждый по одному, разглаживают их, затем раскрашивают картинку. Внутри каждого комочка изображена птичка).
Воспитатель: - Вы узнали кто спрятался у вас в комочках? Назовите своих птиц. Как можно одним словом назвать этих птиц? Почему они так называются? Каких еще перелетных птиц вы знаете? Чем занимаются птицы, когда возвращаются на Родину?
Ответы детей.
3. Итог занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.
Воспитатель: - Ребята, наше занятии подошло к концу. О чем мы с вами говорили на занятии? Какое задание вам запомнилось, понравилось? Вызывали ли какие-то задания затруднения?
Рефлексия.
Детям предлагается выбрать один из значков «Солнышко» - на занятии все понравилось, было интересно, «Тучка» - задания были сложными, вызывали значительные затруднения.