Наталья Камнева
Конспект открытой комбинированной НОД по лепке из соленого теста. Тема НОД: «Снеговики для гномов» Тестопластика
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ "Школа "Содружество", учебный корпус №4 «Сказка»
Воспитатель: Камнева Наталья Николаевна
Вторая младшая группа "Колобок"
Цели: Изготовление подарка – игрушки с детьми младшего дошкольного возраста в технике тестопластика. Создание благоприятных условий для побуждения детей к речевой активности, совершенствованию коммуникативных навыков, познавательной и творческой деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект открытой комбинированной НОД по лепке из соленого теста, Тема НОД: „Снеговики для гномов“ Тестопластика» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Как сделать снеговика? Мастерим снеговиков своими руками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2020
• Продолжать знакомить детей с одним из методов арт-терапии - тестопластикой, как одним из видов народно-прикладного искусства;
• Формировать умение детей отражать свои впечатления, полученные при наблюдении красот зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин, познакомить с использованием холодной гаммы цветов для передачи зимнего колорита;
• Учить лепить фигуру снеговика из соленого теста, делить основу на три части разной величины и формы, раскатывать равномерно тесто между ладонями, уметь расплющивать тесто, дополнять и украшать отдельными детали, соединять готовые части между собой;
• Продолжать развивать познавательные способности, сенсорные эталоны, художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость и опыт, композиционные навыки, эстетический вкус и фантазию, самостоятельность и аккуратность, мелкую моторику рук;
• Воспитывать любовь к родному краю, окружающей природе, желание ее изучать и охранять, а также групповое сотрудничество и доверительные отношения между детьми и педагогом;
Оборудование и материалы: музыкальный центр, компьютер, физкультурное оборудование, дорожка, магнитная доска, искусственная ель, туя, картонные фигуры Снегурочки и деда Мороза, готовое соленое тесто, письмо, стеки, кисти, краски, клей ПВА, ватные палочки, баночка с водой, атласная лента, бумажная метла для каждой поделки, игрушки, пластиковые крышки, картинки и иллюстрации «Снеговики», «Гномики», пазлы, творческая композиция «Снежный город Гномиков»
Предварительная работа: знакомство с декоративно-прикладным искусством – тестопластика, чтение загадок, стихов, произведений о гномиках, снеговиках, наблюдения за снегом, беседы о природе, зиме и зимних забавах, рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций, просмотр тематических презентаций и видео-материалов, игры и забавы на участке со снегом, лепка фигуры снеговика.
Форма организации: групповая, совместная деятельность педагога с детьми.
Место проведения: в игровой комнате на ковре и за столами.
Словарная работа: снеговик, почтальон, письмо, сказка, геометрическая фигура, круг, большой, маленький, поменьше, цвет, один, много, город Гномов, подарок, предмет, ведро, метла, туннель, фонарик, шишки, путешествие, подарок, лесная опушка, препятствие.
Методы и приемы: игровой, беседа, русский фольклор, использование наглядного и раздаточного материала, сюрпризный момент, загадывание загадок, музыкально-ритмичные движения, дидактическая игра, художественное слово, динамические паузы, словарная работа по развитию речи, участие родителей на НОД -включение музыкального сопровождения и помощь в изготовлении атрибутов, индивидуально-личностный подход.
1. Вводная часть -3 минуты.
а) доброжелательное приветствие детей, гостей;
б) беседа о природе, о времени года -зиме, загадки;
в) сюрпризный момент – появление почтальона;
г) чтение письма - приглашения от Гномов в гости, загадывание загадки;
д) объявление цели и плана путешествия, пути движения и преодоления препятствий.
2. Основная часть - 12 минут
а) переход по кочкам через болота, по мостику через ручеек,
встреча с первым героем – снеговиком, загадывание загадки;
б) дидактическая игра «Собери картинку» (изображение снеговика из крупных частей, предложение слепить из соленого теста подарки гномикам – снеговиков;
в) рассматривание изображения снеговика на доске, назвать основные части тела, беседа о снеговиках, исторические моменты;
г) показ и объяснение плана, способов работы с тестом, пальчиковая игра «Семья»;
д) практическая часть - лепка снеговиков, с использованием дополнительных деталей
(метла, шапочки, шарфик);
е) динамическая пауза, музыкально-ритмичные движения под фонограмму «Это глазки, это носик»;
3. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 минуты
а) встреча с гномами, доброжелательное приветствие, рассказывание стихотворения, показ и вручение сделанных снеговиков, беседа о полученных знаниях и умениях;
б) обобщение проделанной работы, угощение от старшего Гнома;
в) подведение итога, поощрение.
Ход НОД.
Дети заходят в комнату под музыкальное сопровождение «Песенка снеговика»
Воспитатель собирает детей в кружок на ковре и говорит: «Дети, посмотрите, у нас гости, давайте поприветствуем их».
- А теперь возьмитесь за руки и поздоровайтесь друг с другом. Здороваться – это значит желать доброго здоровья друг другу.
- Сегодня такой чудесный день! У вас хорошее настроение? (Ответы детей).
- Предлагаю поделиться друг с другом своим прекрасным настроением
Собрались мы с вами в круг.
Я твой друг, и ты мой друг!
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, давайте сядем на ковёр и послушаем загадку
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
Дети: Зимой!
Воспитатель: Молодцы! Правильно! А какое сейчас время года?
Дети: Сейчас зима.
Воспитатель: Как вы догадались, что зима? Какие вы знаете приметы зимы?
Дети: Зимой бывает снег, мороз, холодный ветер, лед.
Воспитатель: Правильно, что можно делать зимой? Какие вы знаете зимние развлечения?
Дети: Кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговика, снежные крепости.
Стук в дверь. Заходит почтальон.
Почтальон: Здравствуйте ребята! Это детский сад «Сказка», группа «Колобок»? Меня зовут Иван Михайлович, я почтальон, принес для вас письмо от лесных гномиков!
Воспитатель: Спасибо уважаемый Иван Михайлович за письмо, мы его сейчас откроем и прочтем! (почтальон уходит)
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Пишет вам глава веселой семейки гномов из волшебного леса Гном Гномыч! Мы построили красивый город на лесной опушке и приглашаем вас в гости!»
Воспитатель: Ну что ребята, вы хотите вы отправиться к нашим друзьям Гномам в гости? Вы согласны?
Дети: Согласны!
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь, но путешествие будет нелегким, впереди нас ждут разные препятствия: нужно пройти через топкое болото по кочкам, перейти ручеек по мостику, пройти через темный туннель и тогда мы благополучно дойдем до волшебного города на лесной опушке.
(Дети с воспитателем отправляются в путь,
преодолевают препятствия: топкое болото, ручеек, туннель)
Мы шагаем по дорожке, раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладошки, раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки, К солнышку и тучке!
«Вокруг себя ты повернись и в лесу ты очутись»
По пути в лес дети встречают Снеговика
Воспитатель: Посмотрите дети вокруг, какой чудесный зимний лес!
Как тут красиво! Тихо и спокойно! Какие красивые и высокие деревья!
Воспитатель: Ой, кто то-там прячется за елочкой, посмотрите! Кто же это?
- Но сначала отгадайте загадку!
(воспитатель читает загадку)
У меня морковка нос, вместо ручек - ветки.
Во дворе зимой меня, дружно лепят детки.
Воспитатель: Кто это? (Снеговик - ответы детей). Правильно!
(Выходит снеговик)
Снеговик: Здравствуйте ребята! Я вижу, вы направляетесь в гости к моим друзьям гномам, можно и мне с вами пойти?
- Да! (ответы детей)
- Но ребята, (удивленно смотрит по сторонам) в гости принято ходить с подарками! А у нас ничего нет, но у меня есть одна идея - я предлагаю вам слепить маленьких снеговиков и подарить их гномикам. Они будут с ними играть и веселиться! Вы согласны?
Воспитатель: Да, добрый снеговик, мыс ребятами согласны сделать подарки гномам своими руками.
(Дети подходят к столам, под салфеткой лежит соленое тесто)
Воспитатель: Ребята, из чего можно лепить поделки, игрушки, разные предметы? (Из пластилина, глины). Правильно, а еще можно лепить из соленого теста, оно может быть необычным, разноцветным! Посмотрите, вот оно! (показывает детям готовое тесто) Оно мягкое, пластичное, нежное и приятное.
Перед началом работы поговорим о снеговиках.
Воспитатель: Снеговиков, верных спутников и помощников Деда Мороза, зимой можно встретить не только в сказках, но и во дворах домов. Лепить снеговиков из снега - это давняя и известная всем с детства зимняя забава! Посмотрите на эти картинки! (Дети рассматривают изображения снеговиков)
- Откуда же пришла эта традиция?
Очень давно древние славяне верили в существование духов, управляющих облаками, туманами и снегами - небесных девиц, живущих в воздухе. Поэтому в честь них раньше лепили снежных баб. Но со временем они превратились в мужчин-снеговиков, духов зимы, которых просили о помощи, чтобы прошли сильные морозы и лютый холод. А метла снеговику нужна была для того, чтобы он ею разгонял злых духов от своего дома, возле которого его слепили, и надежно защищал мир и покой семьи.
- Глаза снеговику обязательно делали из черных угольков — он должен был внимательно смотреть вокруг, наблюдать за всем, зло и недобрых людей отгонять, вместо носа вставляли морковку и приговаривали: «Чуй недоброго за версту, не подпускай к моему крыльцу». Рот снеговику обычно выкладывали вишневыми косточками и давали сторожу наказ: «Верно, дом сторожи, об опасности скажи». Вместо рук люди втыкали еловые ветки — снеговик должен был ими «все плохое хватать, от семьи отгонять». Когда снежный страж был готов, ему обязательно давали доброе имя, чтобы он «ожил». Вот такие вокруг истории!
сейчас мы все вместе поиграем в игру «Собери картинку», вам нужно вот из этих частей собрать изображение снеговика на ковре.
(воспитатель раскладывает большие части картинок на ковре)
Дидактическая игра «Собери картинку!»
Воспитатель: Молодцы ребята! У нас получились два симпатичных снеговика!
- Ну, поиграли, отдохнули, а теперь приступаем к работе, начнем лепить снеговиков из соленого теста.
- Но сначала рассмотрим внешний вид, строение тела нашего друга, и затем я вам расскажу и покажу, как лепить снеговика. (Показ и объяснение)
- Скажите, из чего состоит туловище снеговика?
Дети: Из снежных шариков.
Воспитатель: А шарики одинаковые?
Дети: Нет, они разные по величине – один большой и два маленьких.
Воспитатель: Чтобы вылепить снеговика, нужно комочек теста разделить стекой на три части. Одна часть большая, другая поменьше и третья самая маленькая. Теперь раскатаем шарики круговыми движениями между ладонями.
- Покажите, как мы будем делать? (Дети показывают)
--Помните, мы также лепили с вами колобка? Затем все шарики нужно соединить между собой, можно использовать клей, на большой шарик поставить поменьше, а сверху самый маленький шарик. Руки снеговику мы сделаем из ватных палочек.
-Во что он одет? Что у Снеговика на голове и шее?
Ответы детей: шапочка и красивый шарфик.
- Шарфик мы тоже слепим из разноцветного теста. Глазки - две маленькие бусинки, нос – морковка.
Воспитатель: давайте перед работой разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Воспитатель: подойдите к своим рабочим местам, берите комочки теста и начинайте лепить. Осторожно обращаемся со стекой, пользуемся салфеткой.
Во время работы детей звучит песенка «Белые снежинки кружатся с утра» муз. Г. Гладкова, сл. И. Шаферана. После того, как шарики будут готовы, воспитатель помогает детям соединить их между собой, используя дополнительно деревянные палочки.
Воспитатель: Ох, вы, наверное, устали, давайте поиграем. Вставайте на ножки.
(Физкультминутка). «Это глазки, это носик»
Воспитатель: Вот мы и отдохнули, а теперь пройдите к столам и продолжайте лепить наши подарки.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие замечательные получились снеговики, все такие разные, красивые и интересные! Нравится вам ваши работы? Вы молодцы! Мы их возьмем с собой и подарим гномикам.
(Вылепленных снеговиков дети ставят на поднос, застеленный белой бумагой (снежная полянка, на полянке бумажная ёлочка, вокруг которой снеговики водят хоровод).
А сейчас мы все дружно вымоем руки и двинемся дальше! Незаметно воспитатель выносит Снежный город гномов, показывает всем ребятам.
Воспитатель: Вот мы и добрались до красивого снежного города гномиков!
Посмотрите, какой он невиданной красоты, какие интересные и необычные домики и украшения, а вот и сами хозяева! Мы с ними сейчас познакомимся и подарим наших снеговиков. Гномики будут очень весело и дружно с ними жить в своем городе. Снеговики также будут их защищать и охранять от незваных гостей и злых ведьм
(Показывает гномиков-жильцов города)
(Дети здороваются с гномами и дарят подарки, снеговиков из соленого теста)
Гномики очень рады гостям и благодарят за подарки!
Дети рассматривают игрушки, играют с ними.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы дети, отличную совершили прогулку и хорошо потрудились. Узнали много нового и интересного, а также нашли новых друзей и порадовали их подарками!
Воспитатель: Подведем итог.
- Что мы делали на занятии?
- К кому мы ходили в гости?
- Кого мы встретили по пути?
- Из чего мы лепили снеговиков?
- Вам понравилось лепить из соленого теста? Какое оно? (ответы детей)
- Что запомнилось вам, что получилось хорошо, а что не удалось, с кем вы подружились?
Воспитатель: Спасибо большое всем! Вы молодцы! Наше путешествие окончено, пора возвращаться домой. Снеговики и гномы, не скучайте и приходите в гости к нам! До свидания!
Дети получают угощение от гномов, прощаются с друзьями и уходят.