Екатерина Вахрушева
Конспект занятия «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Овощи»
Цель: коррекция произношения звука [к]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• выработка правильного произношения звука [к];
• автоматизация звука [к] в слогах и словах;
Коррекционно-развивающие:
• активизация движений артикуляционного аппарата;
• развитие речевого дыхания;
• развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
• развитие крупной и мелкой моторики;
• обогащение словаря;
• формирование графомоторных навыков.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Темочки
• формирование положительной мотивации на занятии;
• воспитание самоконтроля за речью и желанием заниматься.
Оборудование: Картинка Чиполлино, предметные картинки «Овощи», муляжи овощей, мешочек, корзинки, зубные щетки, цветные карандаши, раскраска «Овощи».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Доброе утро! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость мальчик Чиполлино. Кто он такой? – Правильно, это лук! Он пришёл к нам из Огородной страны. Наш гость принес с собой корзину, в которой лежат необычные предметы, давай посмотрим! Логопед достаёт и показывает муляжи овощей.
-Как можно это назвать одним словом? (Овощи)
-Где растут овощи? (В огороде)
2. Упражнения на развитие речевого дыхания.
«Капуста растет» - И. п. : присесть. 1 – медленно подниматься, вдох носом; 2 – на выдохе произнести: «О-о-о-х!» Повторить 3-4 раза.
3. Самомассаж лица «Лесной огород».
На опушке на лесной (Погладить лоб волнообразными движениями указательных и средних пальцев обеих рук от середины к вискам)
Вырос огород большой. (Растереть лоб по кругу пальцами правой руки)
В нем морковка — для зайчишки, (Погладить нос от переносицы к кончику, от переносицы к ноздрям указательными пальцами обеих рук)
И капустка — для бобра, (Нарисовать «очки» вокруг глаз поглаживающими движениями указательных пальцев)
Репка сладкая — для мишки, (Погладить щеки по кругу)
Лист свекольный — для ежа, (Погладить подбородок от центра по направлению к ушам тыльной стороной ладоней с обеих сторон лица)
Удивлен лесной народ, — (Изобразить удивление — поднять брови, приоткрыть рот, разминать края ушей от мочек вверх указательными и средними пальцами)
Кто сажает огород? (Погладить лоб, щеки и подбородок).
4. Артикуляционная гимнастика (самомассаж языка).
-Надо выкопать картофель, приготовь лопату (язычкок). Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язычок, продвигая его постепенно вперед - назад.
- Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии, шлепаем язычок губами: «Пя-пя-пя».
В огороде не только ровные дорожки, но и горочки (широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы) ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту - [к]. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание, с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребенок должен «покашливать» себе на ладонь. (постановка звука [к])
5. Автоматизация звука [к] в слогах «Как шагают овощи».
Плавно идёт капуста – ходьба на носках (Ка-ка-ка)
Осторожно идёт редиска – ходьба на пятках (Ко-ко-ко)
Не спеша, вышагивает кабачок – шаг на всей ступне (Ку-ку-ку)
Заплетается чеснок – перекрестный шаг (Ак-ак-ак)
Вприпрыжку скачет лук– подскоки (Ук-ук-ук)
Марширует чеснок – шаг марша (Ок-ок-ок)
6. «Назови что нарисовано». Чиполлино нарисовал натюрморт (лук, свекла, капуста, картошка, редиска, чеснок, кукуруза, морковь). Чем похожи эти слова? (во всех есть звук [к]). (Выполняется анализ звука по акустическим артикуляционным признакам)
7. Самомассаж пальцев и ладоней «Богатый урожай».
(Направление массажных движений зубной щеткой – от ногтевой фаланги к основанию пальца)
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Ими друзей угощали.
Квасили, ели, солили.
С дачи домой увозили.
Прощай же на год.
Наш друг – огород! Указательный
Средний
Безымянный
Мизинец
Мизинец
Безымянный
Средний
Указательный
Большой палец левой руки
Большой палец правой руки
8. Определить место звука [к] в слове.
- Доставай по одному овощу из мешка. Внимательно произнеси слова, выдели, где находится звук [к] – в начале, середине или конце слова, а затем разложи их по корзинкам. Если звук находится в начале слова, то овощ положи в 1- ую корзинку, если звук в середине слова, то во 2- ую, и в 3-юю, если звук находится в конце слова.
9. Игра «Раскрасим овощи». В Овощной стране, прошёл сильный-сильный дождь и смыл краску с овощей. Теперь они совсем не похожи на себя – бледные, больные и очень грустные.
-Давай мы с тобой поможем Чиполлино и раскрасим в нужный цвет капусту, свеклу, редиску, баклажан.
10. Итог занятия. Вот мы и поиграли с Чиполлино. Чему ты научился у него? Давай попробуем сказать звук [к] еще раз. Ты молодец!