Получи документы

Конспект педагогического совета «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой»

Светлана Шишкина
Конспект педагогического совета «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой»

Конспект педагогического совета

Форма проведения: деловая игра «Крестики — нолики».

Цель: повысить эффективность профессиональной деятельности педагогов и внедрить современные воспитательные технологии в ДОУ.

Подготовка

1. Подбор для игры и составление конспектов.

2. Составление табличек и маленьких карточек с названиями команд «Крестики», «Нолики».

3. Подготовка мольберта с доской.

4. Разработка словестных игр экологического содержания для дошкольников.

5. Самостоятельная подготовка педагогов :

Публикация «Конспект педагогического совета „Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой“» размещена в разделах

• определение понятия «дидактическая игра»;

• изучение раздела «Руководство дидактической игрой» в Методических рекомендациях к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой и др. ;

• разработка перечня дидактических игр экологического содержания для своей возрастной группы.

Повестка дня

1. Доклад «Теоретические основы использования дидактической игры в экологическом воспитании детей».

2. Деловая игра между педагогами «Крестики-нолики»

3. Ярмарка дидактических игр экологического содержания.

Ход мероприятия: Время Ответственный

1-я часть.

Вступительное слово (Приложение №1)

Сегодня мы поговорим о дидактической игре как одном из методов экологического образования, проследим как изменяется руководство дидактической игрой в возрастных группах и организуем деловую игру на экологическую тему.

Доклад «Теоретические основы использования дидактической игры в экологическом воспитании детей» (Приложение №2) 20 мин. Шишкина С. В.

2-я часть

Деловая игра для педагогов «Крестики — нолики».

Атрибуты: таблички с названием команд «Крестики», «Нолики»; маленькие карточки — фишки за правильные ответы); оформленная доска; мягкий маленький мяч.

Педагоги разделяются на две команды и располагаются за двумя игровыми столами. В качестве разминки каждая команда дает определение понятию «дидактическая игра» и называет литературный источник, из которого оно взято. Проводится жеребьевка за право первого хода. Предлагается назвать компоненты дидактической игры. (Дидактическая задача, игровые действия, игровые правила.)

Вопросы-задания

1. Дидактическая игра — метод обучения и метод самостоятельной игровой деятельности.

А. Действия воспитателя при обучении с помощью дидактической игры. (Воспитатель руководит детьми и учит их, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями.)

Б. Действия воспитателя при обучении с помощью дидактической игры. (Воспитатель участвует в самостоятельных дидактических играх в качестве партнера или арбитра, следит за взаимопониманием между детьми, оценивает их поведение, отслеживает освоенность тех или иных знаний.)

2. Провести предметную дидактическую игру по экологии для детей младшего дошкольного возраста с командой соперников.

3. Провести дидактическую игру экологического содержания с использованием мяча для детей старшего дошкольного возраста с командой соперников (например, «Живое — неживое»).

4. Как объясняются правила дидактической игры в первой и второй младших группах (по методическим рекомендациям к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой и др.).

5. Как изменяется руководство дидактической игрой в средней группе?

6. Каковы особенности руководства дидактической игрой в старшей группе?

Подводятся итоги игры, озвучиваются. 25 мин.

3-я часть

По окончании деловой игры педагогический коллектив переключает внимание на выставку дидактического материала по экологии, каждый педагог презентирует свою дидактическую игру и предлагает способ профилактики угасания интереса детей к дидактической игре.

Итогом работы определить пять принципов сохранения интереса детей к обучающим играм:

1. Дидактическая игра не должна быть трудной.

2. Постоянно словесно описывать свои действия и действия ребенка, называть формы, их признаки и действия.

3. Дети до трех лет должны усвоить некоторые формы игры, в которые затем будет введен развивающий материал.

4. При угасании интереса ребенка к дидактической игре необходимо переключить его внимание, т. е. организовать другую игру с тем же игровым материалом, но иной развивающей задачей.

5. Соблюдать в дидактической игре принцип опережения, т. е. не бояться заглядывать вперед в неизвестное для малыша, не требовать моментального заучивания. 20 мин.

Проект решения педагогического совета

1. Повысить эффективность педагогического процесса посредством изучения видеоматериала «Умные игры для малышей» каждым педагогом в индивидуальном порядке.

2. В построении итоговых занятий использовать дидактические игры.

3. Активно организовывать и проводить дидактические игры с дошкольниками в течение дня на экологические и другие темы.

4. Изготовить альбомы и дидактические игры на экологическую тематику. 5 мин.

Приложение №1

Вступительное слово на педагогическом

совете по экологии

МЫ И ПРИРОДА

К концепции устойчивого развития ученые пришли после анализа результатов взаимодействия человека с окружающей средой. Устойчивым развитием называют такое, которое удовлетворяет потребности настоящего времени и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Первые природоохранные идеи были сформулированы еще в 60-70 гг. ХХ в. известной общественной организацией «Римский клуб». В 2002 г. в Йоханнесбурге прошел всемирный саммит «Рио+10», на котором поднимались экономические и экологические проблемы, подводились первые итоги реализации идей устойчивого развития.

Россия также присоединилась к сотрудничеству в этой области. В концепции устойчивого развития России был особо выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». Превоочередной задачей в нем стало формирование всеми доступными средствами экологического мировозрения граждан России, в первую очередь детей, а эколгическое образование рассматривается как важное условие перехода современного общества к устойчивому развитию. Экологическое образование дошкольников стало развиваться позже, чем в школах и вузах, однако сейчас в этой области накоплен интересный и разнообразный опыт. Существует несколько образовательных необходимых для того, чтобы ребенок смог восполнить недостаток общения с природой, попробовать в роли первооткрывателя и познакомиться с законами природы на примерах ближайшего окружения.

Сложившаяся на сегоднящний день экологическая ситуация в мире требует решения одной из главных проблем — нарастающего отчуждения ребенка от природы.

Для формирования у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней нужно выбрать не только современные формы и методы работы, учитывающие психофизиологические особенности дошкольника, но и сделать общение ребенка с природой активным и постоянным. Это возможно благодаря деятельностному подходу, интеграции экологии во все сферы жизнедеятельности ребенка и диалоговой форме общения его и взрослого. Она предлагает не только познание, но и взаимодействие личностей (детей, родителей и педагогов, где каждый имеет право высказать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Это повысит экологическую грамотность участников процесса, научит искать и находить решение проблемы, применять свои знания на практике, видеть необычное в нашем ежедневном окружении, поможет осознать, что состояние природы зависит от действий каждого.

Наш коллектив ДОУ создает условия для формирования основ экологического мировозрения у детей и взрослых с учетом идей устойчивого развития и таких, как сохранение культур, природного и социального разнообразия. Именно их реализацией мы воспитываем с первых лет жизни гуманную, толерантную, социально-активную, творческую личность, способную понимать, любить и беречь окружающий мир.

Для этого в нашем детском саду педагоги создают содержательную и интересную среду для ежедневного общения детей с природой, молодые педагоги собирают и обобщают опыт работы наставников.

Эта большая и кропотливая работа осуществляется постепенно. В каждой возрастной группе организован уголок природы, в старшей группе создан вариант развивающей среды — экологический комплекс «Живая планета», где знакомятся с особенностями природно-климатических зон планеты и их обитателями, выясняют как взаимодействуют животные на примере макета «Этажи леса», учатся любить, беречь и охранять природу. В лаборатории дети с удовольствием экспериментируют, проверяют свойства различных предметов и веществ. По средствам мультипликационных фильмов «Маленькие сказки большого леса», «Уроки живой природы» дети расширяют знания о живой природе, учатся вести себя в гостях у природы.

Приложение №3

Формирование экологических представлений о животных:

Игры с предметами

• Кто чем питается?

Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т. п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.

• Что сначала - что потом?

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Игры настольно-печатные

• Игра "Четыре картинки"

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т. д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Игры словесные

• Игра "Кто в домике живет?"

Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: "Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?" Дети отвечают: "Му-му-му!", "Бе-е-е", "Мяу-мяу!" и т. д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

• Игра "Отгадай кто это?"

Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания) дети должны отгадать про кого идет речь.

Формирование экологических представлений о растениях:

Игры с предметами

• Игра "Детки на ветке"

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

• Игра "Найди, что покажу"

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Игры настольно-печатные

• Игра "Волшебный поезд"

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Ход игры : На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т. д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Игры словесные

• Игра "Найди, о чем расскажу"

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы :

Игры с предметами

• Игра "Когда это бывает?"

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т. п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

• Игра "Что это такое?"

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?

Игры настольно-печатные

• Игра "Это когда?"

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т. п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Игры словесные

• Игра "Когда это бывает?"

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе - рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

Формирование экологически бережного отношения к природе :

Настольно-печатные игры

• "Ухаживаем за растениями"

Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют -дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Публикации по теме:

Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе «Деревья и кустарники»Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе «Деревья и кустарники» Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе "Деревья и кустарники". На занятиях, прогулках и экскурсиях.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Фотоотчет о проведении итогового педагогического советаФотоотчет о проведении итогового педагогического совета 31 мая 2016 года в ФГБДОУ "Детский сад комбинированного вида №53" прошел итоговый педагогический совет. За основу проведения взяла методические.

Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей»Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей» Приказ 24.01.2022г. г. Троицк № О проведении педагогического совета «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Конспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафеКонспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафе Тема: «Создание педагогических условий, способствующих формированию основ нравственных качеств личности ребенка, развитию его социального.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Сценарий итогового педагогического совета в ДОУ «По морям, по волнам…»Сценарий итогового педагогического совета в ДОУ «По морям, по волнам…» Сценарий итогового педагогического совета «По морям, по волнам…». Анна Воропаева, педагог-психолог. Цель: подведение итогов деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект педагогического совета «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой»
Опубликовано: 23 декабря 2022 в 15:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД