Елена Сулимчик
Конспект по декоративно-прикладному искусству в средней группе. «Дымковская ярмарка».
▼ Скачать + Заказать документы
h3]Дымковская ярмарка. [/h3]
Цель:
Формирование у детей знания о дымковской игрушке: ее истории, характерных особенностях росписи. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно-прикладного искусства и желание участвовать в общем действии на ярмарке.
Публикация «Конспект по декоративно-прикладному искусству в средней группе, „Дымковская ярмарка“,» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
Задачи:
1. образовательные:
а) продолжать знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять из узора некоторые элементы (солнышко, ягодка, клеточка, прямая линия, волнистая линия, кружочек);
б) продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования (тычок, рисование ватными палочками);
в) учить составлять узор, расписывать силуэт барыни.
2. развивающие:
а) развивать творческую активность;
б) продолжать развивать психические процессы: память, образное мышление, внимание, воображение. Побуждать детей к активному общению;
в) развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос.
3. воспитательные:
а) воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность при работе с красками;
б) воспитывать чувство взаимопомощи – учить оказывать друг другу помощь;
в) воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Предварительная работа.
1. Знакомство с дымковской игрушкой: петушок, уточка, птичница, водоноска, индюк, козел, баран, конь, барыня.
2. Рассматривание дымковских игрушек.
3. Лепка дымковской барыни.
4. Чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и о дымковских игрушках.
5. Чтение русских потешек, песенок.
6. Слушание записей русских народных ансамблей.
7. Рисование красками традиционным и нетрадиционным способами.
8. Рисование дымковских орнаментов: серия занятий по народному декоративно-прикладному искусству (изо, лепка, познавательное).
9. Дидактические игры: «Найди такую же игрушку», «Собери целое из частей».
10. Упражнения «Дорисуй орнамент», «Укрась силуэт-игрушку», «Нарисуй орнамент».
11. Рассматривание альбомов: «Дымковская игрушка», «Народное творчество», «Русские узоры».
Материал к занятию.
1. Игрушки для ярмарки: предметы народного декоративно-прикладного искусства.
2. Костюмы в русском стиле для педагога и детей.
3. Силуэты дымковской барыни белого цвета.
4. Гуашевые краски, кисточки, печатки-тычки двух размеров.
5. Вода, салфетки: бумажная и фланелевая.
6. Подставки для кисточек и тычков, клеенка для рабочего места.
7. Черновой лист для опробования краски.
8. Образец дымковской барыни на подставке.
Ход занятия.
Дети вместе с Мастерицей входят в зал.
Мастерица:
загадывает детям загадку о дымковской игрушке.
- Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня!
Ответы детей:
- дымковская игрушка.
Мастерица:
- Ребята, я приглашаю вас на ярмарку. Кто из вас знает, что такое ярмарка?
Ответы детей:
- Ярмарка – это веселая торговля. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник.
Мастерица: (Предлагает детям рассмотреть товары народного декоративно-прикладного искусства).
- Посмотрите, дети, на представленные товары, рассмотрите их. Что вам знакомо? Расскажите каждый о своей игрушке.
(Дети рассказывают небольшие стихотворения о некоторых дымковских игрушках).
Ответы детей:
1. Бока крутые, рога золотые
Копыта с оборкой. На спине Егорка.
2. Утка – Марфутка
бережком идет,
Уточек –Марфуточек
купаться ведет.
3. Вот индюк нарядный
Весь такой он складный
У большого индюка
Все расписаны бока.
4. Мы игрушки знатные
Мы повсюду славимся
Складные да ладные
Мы и вам понравимся
Мастерица:
ребята, возьмите игрушки какие вам больше всего понравились и расскажите нам о них. (ребята по очереди с помощью воспитателя берут игрушки называют и рассказывают о них) .
Ответы детей:
- Это дымковский индюк, он сделан из глины, расписан красивыми узорами.
- Это водоноска, она похожа на барыню, только у нее есть ведра с коромыслом.
- Это дымковский баран, у него рога золотые.
- Это дымковская барышня у неё на голове кокошник и пышная юбка.
Физкультминутка:
Мастерица: Ребятушки давайте мы с вами немного разомнёмся
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские,
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки.
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон)
Мастерица: Ребята, все эти игрушки сделаны руками народных умельцев, еще их называют мастерами. Дымковские игрушки мастера – умельцы вылепили из глины, расписали яркими красками и привезли продавать на ярмарку. Мастера с такой любовью делали игрушки, что называли их очень ласково:
Воспитатель: Дети:
Не лошадь, а… лошадка
Не утка, а… уточка
Не курица, а… курочка
Не собака, а… собачка
Не петух, а… петушок
Не козел, а… козлик
Не баран, а… барашек
Не олень, а… олешек
Мастерица: А вы хотите стать умельцами?
Ответы детей: - Да, хотим стать умельцами.
Мастерица: Давайте ребятки пройдём в мастерскую пора приниматься за работу (воспитатель предлагает детям засучить рукава - приготовить руки для работы).
Пальчиковая гимнастика:
(дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).
Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
(сжимают и разжимают пальчики)
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
(движение имитирующие скатывание шарика между ладоней)
Юбку - раскатаем.
(движение имитирующие скатывание колбаски между ладоней)
Юбка словно колокол,
Их соединяем.
(соединяем пальцы дух рук друг с другом в виде домика)
Прищипнём вверху кокошник,
(соединяем все палицы с большим)
Руки ей приладим,
(круговые движения кистями рук)
А затем возьмем в ладошки,
(соединяем ладоши в виде лодочки)
Пальчиком загладим.
(поочерёдно гладим ладоши)
(воспитатель выставляет на стол заранее приготовленные фигуры барышень)
Мастерица:
Вот и готова наша глиняная барышня. А что дальше делают с вылепленными игрушками? Для чего?
Ответы детей:
- ставят в специальную печь - обжигают
- чтобы глина стала крепче, игрушки не рассыпались.
Мастерица:
Что делали дальше с обожженными фигурками.
Ответы детей: красиво расписывали.
(дети садятся за столы)
Практическая часть
Дети на местах раскрашивают заранее приготовленные фигуры барышень, воспитатель помогает по мере необходимости.
Мастерица: Давайте распишем барышню (задаются воспитателем вопросы конкретному ребёнку.)
-Что на голове у барыни?
- Какие узоры вам знакомы, как они называются?
- Чем ты будешь рисовать?
Ответы детей:
- На барыне кокошник.
- На юбке у барыни кружочки, клеточки, линии.
- Я сначала нарисую кисточкой линию, а потом тычком – кружочки, маленькие и большие.
(Расписанные барышни выставляются хороводом на подносе)
Мастерица: Какой получился хоровод?
Ответы детей:- Хоровод яркий, красочный, разноцветный, красивый.
Мастерица: Дорогие умельцы, пока наши барышни подсыхают, я вас приглашаю «Барыню» сплясать.
Мастерица:
Эй, веселый народ,
Вставай в хоровод!
Будем «Барыню» плясать,
И гостей забавлять!
(Дети под музыку выполняют русские народные плясовые движения вместе с педагогом).
Мастерица: Ребята, мы вашими барышнями пополним нашу ярмарку.
Мастерица: Понравилось ли вам быть мастерами – умельцами?
Ответы детей:- Да.
Мастерица: Мне кажется, что из вас получатся искусные мастера, очень мне понравились ваши красочные барыни. Но многому ещё предстоит научиться, я с вами не прощаюсь, а только говорю до свидания, ведь мы ещё не раз встретимся.
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки, словно подарки.
Отдохнули все по - праву?
Мастерам воздали славу?
Что ж теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем,
Долго - долго помнить будем!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставаться,
до свиданья! (педагог с ребятами кланяются и выходят из зала)