Получи документы

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию: ознакомление с основами православной культуры «Праздники в нашем доме»

надежда лопандина
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию: ознакомление с основами православной культуры «Праздники в нашем доме»

В МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области с 2009 года преподается в рамках дополнительного образования православная культура. Руководитель Лопандина Надежда Павловна - педагог дополнительного образования (высшее филологическое образование). Работает по авторской программе "Возрождение".Обобщен опыт работы по духовно - нравственному воспитанию в ДОУ на всероссийском образовательном форуме в городе Кострома (2011 год).Участники педагогического процесса по духовно - нравственному воспитанию - воспитанники 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников (законные представители).

Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию: ознакомление с основами православной культуры „Праздники в нашем доме“» размещена в разделах

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе ДОУ и занятия во внеурочной деятельности в начальной школе.

Автор: Лопандина Надежда Павловна

Педагог дополнительного образования МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь ул. Шоссейный пр-д, д. 10; e-mail : lebds3@yandex.ru; тел. 8(47466)54846

Педагог дополнительного образования МБОУ гимназия №1 г. Лебедянь ул. Антонова, д. 14; e-mail : leb-gimn1@yandex.ru; тел. 8(47466)52074

Тема: «Праздники в нашем доме. День рождения, именины»

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, безопасность, социализация.

Программные задачи. Раскрывать перед воспитанниками значение имени для человека; дать каждому ребёнку знание о святом покровителе, чье имя он носит; закреплять такие понятия как святой, Ангел-Хранитель, день Ангела, именины; развивать познавательную активность, коммуникативные навыки и творческие способности детей; на примерах жизни святых покровителей; воспитывать у детей христианские добродетели и стремление следовать им в жизни. Воспитывать любовь к родной культуре.

Оборудование: мультимедийная установка, картины, семейные фотоальбомы, аудизаписи песен «Алеша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Катюша» (муз. Э. Колмановского, сл. К. Манменкина).

Ход занятия.

Дети рассматривают фотоальбомы и рассказывают о семейных праздниках.

Чтение стихотворения.

-Почему и отчего Почему и отчего

К нам пришло веселье, Лампы светят ярко,

Ведь еще не Новый год И кому – то в этот день

И не новоселье! Дарим мы подарки!

Но не зря нам сейчас И не зря в этот час

Весело с друзьями. Пироги с вареньем.

Что у нас? Что у нас? А у нас, а у нас

Отгадайте сами? Праздник-(день рождения)

- Сегодня мы поговорим о праздниках в нашем доме : День рождения, именины. Дети, как в вашем доме отмечают День рождения?

- На День рождения приходят гости. К нам на занятия тоже пришли гости.

Выходит Василиса:

Здравствуйте, гости! Милости просим!

Дай Бог тому, кто в нашем дому.

Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем!

Василисою Премудрою зовусь, Вам сегодня низко поклонюсь!

Воспитатель :

Принимайте гостей, с ними будет веселей.

Сценка «День рождения» :

Лиса: (поёт) :

Я веселая лисичка, я Лисичка- всем сестричка,

Хвостик рыжий у меня, посмотри, как хороша.

Я на праздник так спешу, опоздать я не хочу.

Игры, пляски там, веселье и хорошее настроение.

Еще раз взгляну на приглашение. (Достает приглашение) Ой, какое красивое! (Читает) Приглашаю на веселье ко мне домой на день рождения.

Лиса рассматривает корзину:

Я корзиночку купила,

В неё подарок положила. Здесь чудесная игрушка,

Будет рада ей Танюшка.

Летит воробей:

Весну очень я люблю, о весне и я пою.

Распускаются цветы, поют звонко соловьи.

Я порхаю целый день, червяков искать не лень.

Но немного я грущу, я друзей иметь хочу.

Лиса:

Привет, дружочек Воробей, слёзы вытри поскорей

Воробей:

Ты сказала мне «дружок», повтори еще разок.

Лиса: Ты теперь дружочек мой, я возьму тебя с собой.

У Танюши день рождения. Таню очень я люблю, ей подарочек несу.

Воробей:

Ах, как здорово, Лиса. А что же подарю ей я?

Может зернышко свое? Утром я нашел его.

А, быть может, червячка? Земляного, вкусного.

Лиса:

Червяков не ест Танюшка, наша милая подружка.

Лучше песню сочини и ей песню подари.

Воробей:

Чик - чирик! Чик - чирик! Ах, какое наслаждение, что лечу на день рождения.

Лиса:

А вот и Танюша! Посмотри сколько у неё гостей!

Лиса и Воробей:

С днем рождения поздравляем! Много радости желаем! (Дарят подарки)

Таня:

Спасибо, друзья!

Воспитатель :

Ребята, а мы с вами давайте споём Тане «Каравай».

- У каждого из нас есть день, когда мы с вами родились. Ребята, а вы знаете, когда ваш день рождения? Кроме дня рождения, у каждого из нас есть особый день, праздник - это именины.

Беседа об именинах:

Именины – день, когда церковь празднует святого, в честь которого мы носим имя. Рождаясь в мир, человек получает имя. Родители часто выбирают имя заранее. Имя есть у каждого человека. Имена не нужно придумывать; большинство имен существуют тысячи лет. Сотни имен издавна хранит церковная книга - месяцеслов. Имена принадлежат великим святым и расположены по дням и месяцам года. Много сотен лет на Руси, по решению родителей младенца крестят и дают ему имя святого.

Рассматривание картины И. Тупылева «Крестины»

Ребенок:

На Руси крещение было большим праздником. Художник изобразил на картине чашу - купель, в которой священник окунает младенца три раза. Какая одежда у людей?

Рассматривание картины Макарова “Крещение”

Ребенок:

Издавна в народе живет вера, что этот святой, в честь которого мы носим имя - наш покровитель, заступник на всю жизнь. Он помогает в трудные минуты жизни. Полезно знать день памяти святого, имя которого мы носим, потому что - это день именин. Именины- этот день называют еще Днем Ангела. При крещении Господь каждому дает Ангела Хранителя.

Показ изображения Ангела - Хранителя (икона) :

Ребенок:

Ангел- это помощник Бога. Люди по-разному представляют этого служителя. Ангелов изображают с крыльями, потому что они летают и несут весть Богу.

Стихотворение “Ангел”

-Как автор называет в стихотворении Ангела?

-У тебя есть Ангел Божий А когда ты непослушен

Светлый, верный, лучший друг. Он расстроен и грустит.

Он всегда придет на помощь, От упрямых и врунишек

Если что случится вдруг. Ангел может отойти,

Ангел рядышком с тобою А тебе такого друга

И невидимо хранит, В целом мире не найти.

-Что делает Ангел? От каких детей Ангел может отойти? Ангел Хранитель как бы излучает добро и свет, но не может заставить все время быть хорошим. Если человек делает добрые дела, старается быть честным и послушным, то Ангел помогает ему, а если человек поступает плохо, то Ангел отворачивается от него.

Изображение Святой Ольги.

Ребенок:

Каждое имя имеет значение. Святая Ольга- святая, великая (сканд.) Изображение Александра- защитника.

Ребенок:

Святой Александр- защитник людей (греч.)

Изображение Святой Татьяны. Ребенок: Святая Татьяна – устроительница, учредительница (лат.)

- Как празднуют день рождения вы знаете. А как нужно праздновать именины мы узнаем из рассказа “Именины”.

Чтение и анализ рассказа “Именины” ( Ангел Хранитель: Сборник рассказов)

«Близился день именин Лизы. Что ей подарят в этом году? Вечером мама позвала Лизу:

- Ты теперь большая девочка-, сказала она, – Ты должна знать, что значит день именин. Это день твоего Ангела, день, когда церковь прославляет святую Елизавету, имя которой ты носишь. Завтра мы пойдем в храм, ты постарайся вспомнить обо всем плохом, что ты сделала и постарайся набраться решимости никогда больше так не поступать.

Утром Лиза проснулась раньше всех. Рядом с кроватью Лизы стоял стол с подарками. Лиза стала смотреть подарки. Там был крендель от тети Ани, большая кукла от папы, чайная посуда от мамы, лото от Феди, и несколько книжек с картинками.

Лиза прижала к себе куклу и танцевала вокруг столика. Потом Лиза в белом платье и с белыми бантами в косичках была в церкви. Когда Лиза причащалась, она затаила дыхание и старалась не думать о плохом. Все люди в церкви стали для нее милыми и Лизе захотелось сделать всем что-нибудь приятное, подарить что-нибудь. Она извинилась, когда толкнула тетю, уступила дорогу старичку с палочкой. Всех-всех она жалела и любила в эту минуту. Весь этот день был хорош. Были гости, сладкий пирог, играли в саду. Но ложась спать и вспоминая свои именины, Лиза почувствовала, что все-таки самое лучшее было в церкви, когда она полюбила всех людей. И ей показалось, что она чуть-чуть не увидела своего Ангела. Мама сказала ей, что Ангелов люди не могут видеть, но могут чувствовать глазами своего сердца.»

- Как мама объяснила Лизе, что значит день именин? С чего начались именины Лизы? Куда пошли героиня рассказа? Что произошло с Лизой в церкви? Как праздновала Лиза свои именины? Увидела ли Лиза своего Ангела Хранителя?

- Не только люди носят имена святых, но и многие города названы в честь святых: (изображения городов на экране) рассказывают дети:

- Город Александров: назван в честь святого князя Александра Невского- защитника Земли Русской.

Екатеринбург: Носит имя святой Екатерины.

Владимир: Святой Владимир- князь, который крестил Русское государство.

Изображение памятника русскому солдату в Болгарии:

-Многие поэты и композиторы сложили песни, в которых звучат имена Святых.

Слушание песни “Алеша”, «Катюша».

-Прослушайте отрывок из песни и назовите имя, которое звучит в песне? А знаете ли вы о своих святых, имена которых вы носите? В день именин люди посещают храм. А что такое храм?

Вывод: Каждый человек должен знать, в честь какого святого он носит имя, жизнь святого и день, когда празднуется память святого.

- Рассказ ребенка о своем святом покровителе.

-Человек своими добрыми делами должен украшать свое имя.

Чтение стихотворения Н. Григорьевой “Не имя красит человека”.

Спорили мы очень долго,

Чье же имя красивей-

Александр, Владимир, Ольга,

Эдуард, Олег, Андрей?

- Спориться так неприлично,-

Няня нам совет дала. -

И не имя красит личность-

Красит имя лишь делаю

Коль прославишься обманом,

Так вруном и будут звать.

Кто же станет хулигана

Александром называть?

Будешь ты без дела драться,

Будут звать все драчуном.

Станешь часто задаваться,

Прослывешь ты хвастуном.

Имена же ваши, знайте-

Все красивы- спору нет!

В чистоте их берегите,

Берегите с юных лет.

- О каких праздниках мы поговорили. В честь какого события отмечается день рождения, именины? Как по-другому называют именины?

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

О программе «Добрый мир» Шевченко Л. Л. по духовно-нравственному и православному образованию дошкольников. Программа Шевченко Л. Л. «Добрый мир» --- это программа духовно-нравственного образования дошкольников, одно из действенных средств в борьбе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию: ознакомление с основами православной культуры «Праздники в нашем доме»
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 15:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД