Федорова Юлия Дмитриевна
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Красота души человека!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Цель:
Подвести детей к пониманию красоты не только в природе, произведениях искусства (природной, рукотворной, но и красоты человека, его поступков (духовной). Приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Углубление представление детей о дружбе, красоте, доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человеке Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе „Красота души человека!“» размещена в разделах
познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Чтение сказок «О городе цветов», «Цветок кактуса» М. Скребцовой, стихов, пословиц, поговорок по теме. Пение песен «Если добрый ты» Б. Савельев., «Песенка друзей» В. Герчик.
Планируемый результат:
Воспитывать эстетические чувства, умение выражать свои впечатления, эмоции, отношение к миру. Развивать наблюдательность, стремление к самовыражению в творчестве. Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать чувство любви к себе, к близким и незнакомым людям, умение прощать.
Средства : грецкий орех.
Способы: беседа-диалог, физкультминутка - игра, подведение итогов.
Группа участников : 21человек
Актуальность:
Прекрасное! Оно везде-в окружающей природе, в наших поступках в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Нет, не всегда. Телевидение засорило всю информацию потоком изливающаяся на наших детей, извратила их вкус, не дала полностью сформироваться. А дошкольный возраст называют сензитивным, потому что пластичный и восприимчивый, и дети тянуться к красивому, к хорошему. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоциональные состояния, возбуждает интерес к жизни, развивает мышление, память, всё это затрагивает чистую душу малыша
Таким образом проблема духовно-нравственного воспитания актуальна и её надо решать.
Место НОД в программе детского сада
Занятие проводится в утренний отрезок времени.
Связь занятия с традиционными ценностями православной культуры
Справедливость, свобода личная и национальная, свобода слова и вероисповедания, жизнь человека, семейные традиции, любовь и верность, забота о близких, патриотизм - вот неполный список ценностей православия. Они же являются основой основ духовно- нравственного воспитания и развития российских дошкольников.
Использование духовных ценностей православной культуры в содержании педагогических задач будет способствовать сохранению и преумножению добрых традиций русской жизни.
Получение знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, вводится «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями».
Организация духовно-нравственного развития и воспитания детей осуществляется по следующим направлениям:
·воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
·воспитание нравственных чувств и этического сознания.
·воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
·воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
·воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Форма проведения занятия.
Занятие, дидактическая игра, игра –упражнение, беседа.
Ход занятия:
(Звучит фрагмент песни «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова.
Дети рассаживаются по местам.
Воспитатель :
- Дорогие ребята, мы с вами много уже беседовали на такие темы, как «Кто такой человек?», «Как устроен мир?», что такое Любовь, Доброта, Дружба, Совесть? Сегодня мне хочется поговорить с вами о красоте человека. Что такое истинная красота, какая она? Почему на страницах литературных произведений и в изобразительном искусстве, художники и поэты так часто воспевают не только красоту природы, окружающего мира, но и красоту человека?
- Как вы думаете, что в первую очередь делает человека красивым?
Ответы:
- Человека делает красивым красивое лицо.
- Ещё человек красивый, когда у него модная одежда, аккуратная причёска.
- Я думаю, что человека делает красивым его опрятность, чистая одежда.
- Когда человек красиво двигается.
Воспитатель :
- Правильно, красота движений или грация, правильная осанка, красивая фигура –всё это делает человека красивым. Кто ещё как думает?
- Когда человек одевает модную одежду или одежду, которая подходит к лицу.
- Если у человека есть здоровье и он никогда не болеет, такого человека тоже можно назвать красивым.
- Ещё моя мама, чтобы быть красивой делает макияж.
- А моя мама бывает красивой, когда я помогаю ей в чём-то. Тогда она улыбается и смеётся. У неё очень красивая улыбка и добрый взгляд.
Воспитатель :
- Совершенно верно, улыбка, добрый нрав делают любого человека привлекательным. Вот послушайте стихотворение о красоте :
Красота подобна чуду,
Красота живет повсюду :
Рядом с нами, вдалеке,
В каждом маленьком цветке.
В каждой капельке дождя
Красоту встречаю я.
В белой легонькой снежинке,
В круглой лужице, в травинке,
И в березе во дворе,
И у ежика в норе,
И в берлоге, и в гнезде —
Красота живет везде!
И в улыбке, и в привете,
И в закате, и в рассвете,
И в глазах любимой мамы —
Доброй и красивой самой.
А еще в моей душе —
Красота живет везде!
- Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Обратитесь по имени к своему соседу и скажите, что в этом мальчике или в этой девочке вы видите красивого.
Проводится игра «Приветствие друга»
Как вы думаете, ребята, каждый человек может стать красивым? А как это сделать: покрасить губы, красиво одеться? Возможно сегодня для вас важнее внешность, а завтра вы увидите прекрасные внутренние качества человека, красоту его Души.
Итак, мастера создают красоту своими руками, художники пишут кистью и красками, композиторы создают музыку. И все это – красивые предметы, вещи, музыка, и общение с ними согревают нашу Душу.
- У каждого человека есть Душа. Она находится внутри нас. (Показывает орех).
- Вот как внутри этого ореха – ядро.
- Как определить: гнилой орех или нет?
- Да, достаточно его расколоть и увидеть!
- А вот как узнать какой человек? Чего в нем больше хорошего или плохого?
(Ответы детей)
Воспитатель :
Человек узнается по делам. Хороший человек и другим желает добра! Что же в человеке самое прекрасное : внешняя красота или внутренняя? (Ответы детей.) Ведь недаром говорится, что у человека все должно быть красиво : и душа, и тело, и мысли, и дела. Добрые дела украшают любого человека. Об этом поёт и кот Леопольд в своей веселой песенке «Если добрый ты». (Слушают и поют песню).
Воспитатель :
- А бывает и так. Смотришь на лицо человека, и чётко видишь пренебрежение к другим людям, завистливость, ехидность, и раздражение. И каким бы красивым не было его лицо и в какое красивое модное платье не одевался бы этот недобрый человек, мы не можем назвать его красивым, правильно? (Ответы детей)
Воспитатель :
- Внутренняя красота, красота Души человека – это Любовь, доброта, обаяние, отзывчивость, искренность надёжность. воспитанность. Рядом с таким человеком всегда спокойно, уютно.
Такой добрый светлый человек как будто обладает внутренним Светом и как магнит притягивает к себе других людей и даже животных.
И конечно только от самого человека зависит и его здоровье, и опрятность, и воспитанность. А в своих поступках и в своих мыслях каждый из нас может выбрать Добро или зло, хорошие поступки или плохие.
А теперь давайте подумаем о том, что же нужно нам сделать, чтобы стать красивее?
(Ответы детей) :
- Быть чистым и аккуратным.
Воспитатель :
- это придаёт уверенность.
- Заниматься спортом.
Воспитатель :
Да, физические нагрузки формируют гармоничное красивое тело, правильную осанку, влияют на красоту движения.
- Кушать полезную пищу.
Воспитатель :
- полезная еда дарит здоровье, а значит красоту; наполняет силой, энергией.
- Одеваться со вкусом.
Воспитатель :
- Одежда должна быть к лицу. Нужно следить за чистотой и аккуратностью одежды.
- Заниматься творчеством.
Воспитатель :
- У каждого из нас есть определённый талант. Кто-то
хорошо поёт или танцует, кто-то создаёт удивительные поделки из подручных материалов, кто-то рисует. Когда мы создаём красоту, мы сами наполняемся ею. Кто ещё что хочет сказать?
- Быть позитивным, радоваться всему, что нас окружает, жизни.
- Любить всех людей.
Воспитатель :
- По-настоящему красивый человек- это тот, кто несёт в своём сердце Любовь, тепло и доброту. Радость, Любовь, доброта- вот что действительно делает человека красивым. Красота Души греет окружающих.
Подводя итог нашей беседы, будем помнить, что у нас с вами красивые глаза, руки и многое другое и конечно - красивая Душа. Поэтому давайте во всех и во всём видеть только красивое, чувствовать и делать красивое и любить всей нашей красивой Душой! Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки.
Упражнение «Передача добра»
- Вы почувствовали, как при соприкосновении наших ладошек, между ними появились маленькие искорки добра! И вот я вижу эти искорки добра вспыхнули в ваших глазах! А губы озарила улыбка!
Разве трудно, тяжело творить добро? Конечно нет. И я вам предлогаю подарить свою ладошку доброты,кому вы захотите.
Добро - это красота Души! А доброта, она как врач – может вылечить, то есть поднять настроение, улучшить здоровье. Как ваше настроение, дорогие ребята?
(Ответы детей)
Воспитатель : Да, мы за Красоту, а значит за Мир во всём Мире!
(Звучит песня «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова.)
Мотивационно-ориентировочная часть.
Посещение страны где царствует красота, доброта, улыбки. Где все друг с другом дружат
Способ организации-фронтальный
Средства педагогической деятельности- использование игровой мотивации; для привлечения внимания- игры и игровые упражнения; для воспитания уверенности- поощрения, примеры; для снятия напряжения- физминутка; здоровье сберегающие технологии- смена положения детей-на стульях, на ковре, за столами.
Методы стимулирования познавательной активности- поощрение, наглядные, художественное слово, практические.
Схема конспекта
Приёмы Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент Собирает в круг детей. Слушаю песню «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова
Эмоциональное упражнение Объясняет упражнение Выполняют действие
Игровой приём Предлагает по приветствоваться со всеми. Приветствие между одногрупниками
Вопросы к детям о доброте Задаёт вопросы Подбирают прилагательные
Игровой приём и следующая остановка Беседует о красоте Отвечают на вопросы
Упражнение «Передача добра» Предлагает выбрать слова связанные со словом добро. Выбирают слова и объсняют их значения
стихотворение Читает стих слушают
Беседа вопросы Ответы
физкультминутка Показывает повторяют
Беседа-рассуждение Вопросы и выводы Ответы и умозаключения
анализ Вопросы к детям отвечают
рефлексия
Предлагает сделать ладошку доброты
Выполняет упражнение
Рефлексивно- оценочная часть
Говорят о добром, о хорошем, о красивом. Воспитатель подводит итог. Строят «Ладошку доброты» и по окончании воспитатель дарит всем ладошки.