Альбина Кирюхина
Конспект занятия по ФЭМП «Математический конкурс «Путешествие почемучек» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Солнышко»
Конспект образовательной деятельности
В области – «Познание»
Развиваем логическое мышление в подготовительной группе
Тема: Математический конкурс «Путешествие почемучек»
Воспитатель: Кирюхина А. А.
группа №3» Фиалка»
П.. Ильиногорск 2022 год
Занятие с воспитанниками подготовительной группы
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Математический конкурс „Путешествие почемучек“ (старший возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
"Развиваем логическое мышление"
Тема: Математический конкурс «Путешествие почемучек»
Цель: Развитие у воспитанников логического мышления, познавательной активности и любознательности.
Задачи: образовательная область “Познание” :
Образовательная:
Продолжать формировать мыслительные операции анализа и синтеза.
Познакомить детей с головоломкой Танграм. Учить детей разгадывать головоломки.
закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность, зрительную память, смекалку, воображение;
Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивать умение моделировать, ориентируясь по правилам,. Упражнять в составлении рисунка из геометрических фигур.
Развивающая. Продолжать формировать мыслительные операции анализа и синтеза.
Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Развивать творческое воображение, восприятие умения анализировать, сравнивать предметы, умение обобщать.
Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к логическим задачам, формированию умения трудиться в коллективе.
Воспитывать умение работать в коллективе, паре. Совершенствовать стиль партн рских отношений (умение договариваться, учитывать мнение другого.)
Методы: - Игровой
Наглядный (использование иллюстраций, интерактивная доска).
Словесный (вопросы, создание проблемных ситуаций, индивидуальные ответы детей).
Практический решение задач и примеров.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая
ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: дидактические
игры, задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игра, показ.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка.
Демонстрационный материал к занятию : интерактивная доска, игра "Танграм", набор картинок, электронная игра "4-ый лишний", фишки, подготовленные бланки трех конкурсов,, образцы к игре Танграм на слайде.
Раздаточный материал к занятию : листок с таблицей, листок в клеточку, игра "Танграм, листочки с нарисованными на них по 6 и 8 кругов на каждого участника, Геометрические фигуры для построения квадрата., Карандаши, фломастеры, листы бумаги,
Место проведения: групповая комната.
Организационная часть Приветствие: - Добрый день ребята.
Я предлагаю вам поприветствовать друг друга пульсом дружбы.
Запустит пульс Настя К.
-Ребята, сегодня придя на работу, я обнаружила в электронной почте детского сада письмо. Оно пришло от ребят подготовительной группы детского сада " Лесная сказка", хотите узнать, о чем они пишут? (открываем, появляется на экране письмо)
Дети соглашаются.
Педагог читает: "Здравствуйте друзья!
Мы приглашаем вас принять участие в трех математических конкурсах. Высылаем вам бланки к конкурсным заданиям.
- Ребята, посмотрите, здесь действительно для каждого из вас есть задания к математическим конкурсам. Может кто-нибудь из вас уже участвовал в конкурсах и знает, что вы делали?
Дети высказываются о том, какие разные задания они выполняли.
-Вам было трудно?
Дети: нет
- Посмотрите здесь на бланках тоже разные задания.
-В конкурсе «Путешествие Почемучек» вы должны набрать 5 фишек,
-В конкурсе «Маленький гений – математик» 4 фишки,
- В конкурсе «Маленький гений» - 3фишки
(педагог показывает бланки с наклеенным количеством фишек)
- Конкурсные задания бывают трудные. Чтобы их выполнить, нужно много знать и уметь. Предлагаю вам поупражняться в выполнении конкурсных заданий. Согласны?
- Я для вас приготовила тренировочные задания, будем их выполнять?
- Да.
- А задания такие:
Нужно делить предметы на группы,
Закрашивать кружки,
Разгадывать головоломку,
Определить лишний предмет, и
Подобрать противоположные слова по значению.
- Потренируемся?
- А за правильные ответы вы будете получать фишки, и складывать их в свои коробочки. (Педагог раздает детям коробочки).
- Скажите мне, за что вы можете получить фишку?
- Дети перечисляют задания.
- Ребята, я вам предлагаю выбрать конверт с заданием, которое мы будем выполнять первым?
Один ребенок берет конверт по выбору. Достает задание, читает его или предлагает прочитает педагогу.
1. А задание здесь такое, "Скажи наоборот".
Торт большой, а пирожное… Береза высокая, а куст смородины.
Стержень длинный, а спичка… Бочонок толстый, а стакан…
Дед Иван пожилой, а внук Коля… У девочки волосы длинные, а у мальчика…
Футбольный мяч большой, а теннисный… Лента широкая, а шнурок…
Река широкая, а ручей… Заяц маленький, а медведь…
Многоэтажный дом высокий, а одноэтажный… Бабочка легкая, а голубь…
Книга толстая, а тетрадь… У жирафа шея длинная, а у бегемота…
Заяц бегает быстро, а черепаха… Море глубокое, а лужа…
На каждого ребенка по 2 предложения.
Педагог предлагает взять фишки, тем детям, которые правильно подобрали слова.
(Коробочка с фишками стоит в середине круга)
Итог: мы теперь с вами знаем много слов противоположных по значению.
Педагог предлагает одному ребенку выбрать следующее задание.
2. Да здесь головоломка.
Что такое головоломка? Ответы детей.
- Люди придумали головоломки, чтобы тренировать свои умственные способности. Педагог раздает детям конверты с игрой «Танграм». Садитесь за столы, открывайте свои конверты. Эта замечательная игра называется "Танграм". Её придумали в Китае много лет назад. (на экране появляется квадрат)
Слайд 1. - Посмотрите на сколько частей разделен квадрат?
-Квадрат разделен на 7 частей.
-Они одинаковые?
-Нет, они разной формы и величины.
Слайд 2. - Посмотрите, как много разных предметов и фигур животных можно собрать из 7 частей. Кого вы здесь узнали?
Слайд 3. Дети складывают животных.
-Какую фигуру хотите собрать? Если вы соберете эту фигуру, то будет считаться, что разгадали головоломку. Хотите я вас научу?
- Посмотрите, фигура какого животного изображена на схеме?
- Зайчик.
- А как вы догадались?
Дети отвечают.
- Посмотрите, как я буду разгадывать эту головоломку. Сначала я посмотрю, на какую фигуру похожи уши, голова, лапки и начну переставлять фигуры.
-У меня получилось?
Дети отвечают «Нет».
- А теперь получилось?
- Нет.
Что-то происходит с моей головой. Дети отвечают. Вот поэтому и называется головоломка. Не надо с первого раза надеяться, что сразу получится, надо много думать. Внимательно смотреть на фигуры и части игры «Танграм».
-Вот я и разгадала головоломку.
- А сейчас каждый из вас за столами попробует разгадать свою головоломку.
- Внимательно рассмотрите свою схему. Подумайте, вспомните, с каких фигур я начинала выкладывать схему, и приступайте.
Итог: Ребята, что вы научились делать?
-Разгадывать головоломки.
- Ребята, какое же задание будет следующее? Педагог предлагает ребенку выбрать следующий конверт.
3. Здесь игра, где нужно найти лишний предмет.
Выполнять будете все по очереди на интерактивной доске. Кто расскажет правила игры?
Ребенок рассказывает. На экране появляется слайд с изображенными предметами.
- Как ты думаешь, почему именно этот предмет лишний? Дети по очереди принимают участие в игре.
Итог: Молодцы, вот и с третьим заданием вы справились. Вы замечательно находите лишний предмет. А теперь возьмет фишку тот, кто правильно нашел лишний предмет.
Педагог предлагает ребенку выбрать следующий конверт.
4. Следующее задание творческое.
Например, что-то раскрасить. Хотите тоже поупражняться.
«Закрасьте круги так, чтобы закрашенных и не закрашенных кругов было поровну. Варианты не должны повторяться»
А сейчас каждый возьмет себе задание с таким же значком, как у него на одежде и присаживается за стол его выполнять. Время для задания отслеживайте по настенным часам, когда большая стрелочка дойдет до цифры 5 вы заканчиваете работу.
Педагог подходит к воспитанникам и наблюдает за выполнением задания.
- А сейчас проверьте еще раз, правильно ли вы выполнили задание. Возьмите фишки те, кто выполнил правильно в задании 6 вариантов и больше. Отнесите их в свои коробочки.
- И вот, ребята остался один конверт с последним заданием. Педагог предлагает детям открыть конверт. Будем его выполнять? Да.
5 Педагог читает задание и предлагает детям поделиться на две команды.
Первая команда должна выбрать и принести на стол картинки с изображением тех предметов, которые бывают большими, коричневыми, тяжелыми.
А вторая команда найдет картинки с изображениями тех предметов, которые бывают маленькими, желтыми и легкими.
Дети выполняют задание.
- Ребята, изображение каких предметов вы принесли?
- Мы принесли все предметы большие, коричневые, тяжелые.
- Да, здесь медведь, шкаф и т. д. А изображение каких предметов вы принесли?
- маленькие, желтые и легкие.
- Это, какие предметы?
- Цыпленок, носок и т. д.
- А теперь давайте посмотрим, как справилась с заданием вторая команда? Здесь должны быть картинки с предметами, которые бывают какие?
- маленькие, желтые и легкие.
- Это, какие предметы?
- Шкаф, сумка, чемодан и т. д.
Дети делают выводы о том, кто был более успешным.
- Фишку возьмет тот, кто принес правильно две и более картинки.
Итог. Какие вы молодцы. Обе команды справились с заданием. Вы правильно разделили картинки на группы по трем признакам.
Рефлексия.
- Ребята, как вы считаете, вы готовы участвовать в конкурсах?
- Почему вы так решили?
- Да мы умеем делить предметы на группы, мы знаем слова противоположного значения, умеем определять лишний предмет, разгадывать головоломку. Поэтому мы можем участвовать в конкурсах. А сейчас разберите бланки к конкурсам в соответствии с количеством набранных вами фишек.
Участники конкурсов разбирают бланки с конкурсами на дом.
- У кого три фишки, что у тебя сегодня не получилось?
-Чему тебе еще надо подучиться, чтобы участвовать в первых двух конкурсах?
-Что вы узнали нового? А что было вам трудно? Ребята, а кого сегодня больше хвалили? Почему? Вы дружно выполняли все задания? Вы все пришли к единому мнению?
-Вы довольны собой?