Эльвира Андрюнина
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Поможем Незнайке и Карандашу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
Создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей
Программные задачи:
1. Образовательные задачи:
Знакомить с составом чисел в пределах 10;
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Поможем Незнайке и Карандашу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Знакомить с числами второго десятка;
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе);
Учить пользоваться в речи понятиями «сначала», «потом», «до», «после».
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путём сгибания предмета (бумаги, обозначать части целого (половина, одна вторая, одна четвёртая, одна восьмая, устанавливать соотношение целого и части, размера частей).
2. Развивающие задачи:
Развивать потребность активно мыслить;
Развивать приёмы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование)
Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка.
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать организованность, дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу, интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Виды деятельности:
коммуникативная, трудовая, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная.
Формы работы:
физкультминутка, гимнастика для глаз, логико-математические игры, решение проблемных ситуаций, самообслуживание
Планируемый результат:
Понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счёта.
Умеют решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
Ориентироваться на листе бумаги;
Оборудование и материалы:
колокольчик, картинки Незнайки и Карандаша, чемоданчик с раскрасками, ИКТ, карандаш графитный, тетрадь в клетку, конверт с цифрами от 1 до 10, листы квадратной формы на каждого ребенка, ножницы, карточки с временем года, круги желтый, зеленый, карандаши цветные, листы с нарисованными домами в пять этажей по количеству детей, листы с нарисованной лодкой из геометрических фигур (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Организационный момент. Приветствие.
-«Колокольчик зазвонил
В круг собраться пригласил
Встанем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте друг другу»
Нам здороваться ни лень
Всем «Привет» и «Добрый день».
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся.
«Доброе утро – улыбчивым лицам»,
«Доброе утро – солнцу и птицам»
Пусть каждый становится добрым доверчивым
Пусть доброе утро продлится до вечера». - Ребята, у нас сегодня гости «Незнайка» и его друг «Карандаш». (Приложение 1). Они потеряли ключ от чемодана с подарками и просят помощи в решении заданий. Если мы им поможем справиться с заданиями, то они найдут то, что потеряли. Как вы считаете, сможем помочь друзьям?
- Ну, тогда садимся за столы.
«Эти правила, мы знаем,
Очень чётко выполняем,
Не сутулимся сидим,
За осанкой мы следим».
1- Слайд. Игра на внимание. (Приложение 2). - Ребята, посмотрите какую картину изобразил художник, а называется она «Осень». На улице басенной один художник жил и иногда рассеянный неделями он был. Что-то художник сделал не так, что же напутал художник чудак? Нужно найти и сосчитать, сколько в этой картине несоответствий.
- Какое же несоответствие вы нашли?
Сколько их?
- Покажите соответствующую карточку с цифрой. Молодцы.
2 – Слайд. Ориентировка во времени. (Приложение 3).
На слайде картинки с изображением времён года. «Что сначала, что потом?»
- Ребята, я буду читать отрывки из стихотворений, а вы отгадайте, о каком времени года идёт речь, и попробуйте найти и расположить соответствующие иллюстрации у себя на столе.
- Какую иллюстрацию вы поставили сначала, а какую потом? (ответы детей)
- Ребята, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация? (ответы детей)
- Ребята, как вы расположили карточки в ряду? (ответы детей)
- Назовите времена года по порядку? (ответы детей)
- Молодцы.
3-Слайд. Словесные логические игры. (Приложение 4). - Ребята, давайте поиграем и проверим, как вы умеете логически мыслить.
4- Слайд. Следующее задание «Заселим дом». (Приложение 5). - Ребята, посмотрите на экран, перед вами задание «Заселим дом».
Давайте сначала уточним номер дома и количество этажей в нём. На каждом этаже в двух квартирах живёт по шесть жильцов.
- Сколько проживают жильцов на верхнем этаже в квартире слева?
- Справа сколько жильцов? (ответы детей)
- Сколько всего жильцов на этаже? (ответы детей)
- Сколько жильцов слева? (ответы детей)
- Сколько жильцов справа? (ответы детей)
- Как составили число (6? (ответы детей)
- Как ещё можно составить число 6?
- У вас на столе лежат листы с нарисованными домами. Нужно расселить жильцов так, чтобы на каждом этаже их было по шесть и пояснить свои действия (работа детей с раздаточным материалом, индивидуальные вопросы к детям).
- Сколько, Полина, нарисовала кружков справа на пятом этаже?
- Сколько, Артём, нарисовал кружков на третьем этаже?
- Сколько, Алексей, нарисовал кружков на втором этаже?
- Вот, ребята как можно составить число шесть.
- Молодцы! Вы, правильно выполнили задание.
Гимнастика для глаз. (Приложение 6)
Следующее упражнение «Назовите число».
-Ребята у каждого числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее.
Назовите предыдущее число числа 10. А последующее, какое? (ответы детей)
(Ещё три раза с другими числами).
Основная. Решение учебной задачи.
- Ребята, незнайка просит, чтобы вы помогли разделить лист бумаги между ним и Карандашом на равные прямоугольники. Как это можно сделать?
- Чтобы получить два равных прямоугольника, что нужно сделать?
- Ребята с ножницами работаем аккуратно, разрезаем от себя. Соблюдаем все правила работы с ножницами.
- Сколько частей получилось? (ответы детей) - Они одинаковые? Как это можно проверить? (ответы детей)
- Как можно назвать каждую часть? (ответы детей)
- Что больше целое или половина? (ответы детей)
- Что меньше: половина или целое? (ответ
- А вот Незнайка спрашивает : как разделить лист бумаги, если придут ещё гости и их будет четверо? (ответы детей)
- Ребята, какой формы у вас получились листы? (ответы детей) - Сколько частей получилось? (ответы детей)
- Как можно назвать каждую часть?
- Что больше целый квадрат или его часть?
- А как разделить лист бумаги, если придут ещё гости и их будет восемь?
- Листы какой формы у вас получились на этот раз?
- Сколько частей получилось? - Как можно назвать каждую часть?
- Что меньше одна восьмая или целое? - Что больше одна четвёртая или одна восьмая?
- Молодцы. Ножницы ребята убирайте в органайзер, они нам не пригодятся.
5 - Слайд. Физкультминутка. На слайде в хаотичном порядке расположены зайчики, ёлочки, и в середине круг с точками. (Приложение 6)
6 - Слайд. Анализ и синтез предметов сложной формы. (Приложение 7).
- Ребята, вы знаете названия цифр и умеете их писать, знаете названия геометрических фигур и умеете их рисовать, умеете различать предметы по величине и ориентироваться в пространстве. Посмотрите, на экране лодка и паровоз из геометрических фигур. У вас на столе лежат листы. У кого-то лодка, а кому-то достался паровоз.
Напишите, пожалуйста, сколько геометрических фигур в нарисованной лодке и паровозе (работа за столами с раздаточным материалом, индивидуальные вопросы к детям)
Какие геометрические фигуры в нарисованной лодке?
А какие в паровозе? (ответы детей)
Сколько трапеций? (ответы детей)
Сколько прямоугольников? (ответы детей)
Сколько кругов? (ответы детей)
Сколько треугольников? (ответы детей)
Сколько кругов? (ответы детей)
Сколько трапеций нашёл Ваня? (ответы детей)
А сколько треугольников написала Полина? (ответы детей)
Молодцы! И с этим заданием вы справились. (ответы детей)
Работа в тетради. Графический диктант (Приложение 8).
- Ребята, осталось выполнить последнее задание, работаем в тетрадях – графический диктант. Слушаем внимательно, сосредоточьтесь, никто не разговаривает, чтобы не мешать остальным ребятам. Иначе можно сбиться самому и помешать своему товарищу. Если, кто-то сбился, ничего страшного, очень тихо кладём карандаш и ждём. Не волнуйтесь, мы с вами позже потренируемся. Итак, приготовились?
- Что у вас ребята получилось?
Молодцы! А теперь, дети, заштрихуйте в ключике каждую клеточку наклонными линиями.
- Выполнив правильно задание, мы помогли Незнайке и Карандашу найти ключ от чемоданчика с подарками. Давайте откроем чемоданчик и посмотрим, что же в нем находится? А в чемоданчике всем раскраски.
Скажем спасибо за подарки. Незнайка и Карандаш вас благодарят. Они говорят, что вы добрые и умные ребята и никогда не оставите своих друзей, всегда придёте им на помощь.
- Чем сегодня на занятии вы занимались? (ответы детей)
- Теперь, ребята, каждый оцените, как занимался на занятии. Если вы справились со всеми заданиями, то поднимите зеленый кружок, если считаете, что-то недоделали – желтый.
Совсем кто не справился с заданиями, таких ребят у нас нет.
Вы, все молодцы! На занятии были активные, организованные, внимательные.