Татьяна Юнаева
Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Мосты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с различными конструкциями мостов и с основны-ми элементами конструкций мостов (Спуски, опоры, перекрытия).
Задачи:
Образовательная:
- учить детей строить мосты различной конструкции;
- анализировать постройку, преобразовывать мосты в длину, высоту и ширину.
- упражнять в построении схем-чертежей.
Развивающая:
Публикация «Конспект занятия по конструированию в старшей группе „Мосты“» размещена в разделах
- развивать умение создавать конструкции по заданным условиям, разви-вать умение дополнять мост новыми деталями;
Воспитательная:
- воспитывать интерес к конструированию.
Оборудование (на каждого ребенка) : листы бумаги в клетку, каран-даши, ластики, строительный материал, фигурки людей, машины.
Демонстрационный материал: фотографии различных мостов.
Ход ООД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте небольшое стихотворе-ние и помогите мне его закончить.
Точно в срок построит он:
Небоскреб и стадион.
Детский садик и больницу,
Магазинов вереницу.
Даже мост, скажу вам я,
Где проедет вся семья,
И другие жители
Строили –…. (строители)
Строители построили весь наш город, который мы очень любим. В нём много домов, парков, детских садиков.
- А скажите, что совсем недавно построили в Дубне строители, чего у нас ещё не было?
Совсем недавно у нас в Дубне появился мост. Его очень долго ждали все жители (и ваши мамы, и папы, и бабушки, и дедушки). Все дубненцы очень давно мечтали о нём.
Воспитатель - Ребята, скажите, что такое мост и для чего он нужен?
Ответы детей.
Воспитатель: Все вы ответили правильно – мост – это сооружение, по-строенное через какое-либо препятствие (реку, обрыв, дорогу). Кстати, мост – это одно из древнейших изобретений человечества.
Давайте посмотрим, какие бывают мосты — обращает внимание детей на ЭКРАН – показ картинок о разнообразных мостах (автомобильный, разводной мост, железнодорожный, пешеходный мосты и т. д.)
Давайте поиграем в игру «Скажи какой?»
Предлагаю ответить на вопрос:
Мост для автомобилей – мост какой?
– Мост для автомобилей – автомобильный мост.
– Мост для железной дороги – железнодорожный мост.
– Мост для пешеходов - пешеходный
– Мост из бетона – бетонный
– Мост из металла – металлический
– Мост из дерева – деревянный
– Мост из кирпича – кирпичный
— Мост из камня – каменный
– Мост изо льда - ледяной
Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»
Вы внимательно слушаете и смотрите, а потом отвечаете наоборот и показываете.
Одинаковые ли мосты строятся? (разные)
- Высокие - низкие,
- Узкие - широкие
- Короткие. - длинные.
Широкие - узкие
Длинные – короткие
Низкие – высокие.
Все мосты разные, но у них есть общие части. Посмотрите на эту схе-му. На ней показано, из каких частей состоит мост.
– Любой мост состоит из опор и перекрытий, у него есть спуски.
Перекрытие – это собственно сам мост, его проезжая или пешеходная часть.
Опоры – это самая главная часть моста - конструкции, на которые мост опирается (стоит).
От опор зависит, какой будет мост : высокий или низкий, широкий или узкий.
Воспитатель – А еще опоры должны быть очень прочными, ведь они должны удерживать всю конструкцию моста, людей и транспорт, который по нему передвигается
- Подумайте и скажите, у какого моста опоры должны быть крепче, мощнее: у автомобильного или у пешеходного?
- А скажите одинаковые ли спуски у автомобильного и у пешеходного мостов? У пешеходных мостов, какие могут быть спуски?
Дети – Ступеньки.
Молодцы, ребята.
-А вы хотите сами построить мост?
- С чего же начинается любая стройка?
Мы с вами говорили о разных профессиях.
Какую самую первую строительную профессию мы называли?
(Архитектор)
Что делает архитекторы?
(делают чертежи, составляют маленькую модель.)
(Правильно, для того, чтобы построить что-то, нужно сначала нарисо-вать (взрослые говорят – начертить) схему - чертёж, сделать маленькую модель будущей постройки.
Архитекторы конструируют, чертят разные сооружения: дома, детские сады, школы, мосты, театры.
Воспитатель: А кто знает стихотворение о профессии архитектор и рас-скажет его нам.
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
И большой красивый парк.
Детский сад и школу,
Мост, плотину и причал
Всё начертит в срок он.
Воспитатель: Ребята, архитекторы проектируют (чертят) постройку на бумаге или на компьютере.
- Значит, прежде чем начать строить, надо что сделать?
Дети: Сделать чертеж моста.
Воспитатель: А теперь все вы станете архитекторами. Я вам помогу. Садитесь за столы. Перед вами листы бумаги в клетку. Я предлагаю всем обвести клеточку, в которой стоит красная точка (это фундамент опоры). Затем отсчитать и обвести ещё 4 клеточки вверх – это первая опора, те-перь отсчитайте вправо 10 клеток и начертите вторую опору моста (такой же высоты). Теперь соедините их сверху прямой линией – это перекрытие.
И еще, надо нарисовать въезд и съезд с моста – спуски.
- Вот только мы забыли о безопасности. Что нужно пристроить, чтоб машины и люди не упали с моста вниз?
- Перила.
Молодцы, ребята, правильно еще у мостов обязательно бывают пери-ла, а если это одновременно (как у нас в Дубне) пешеходный и автомо-бильный мост – бордюры, которые разделяют проезжую часть и пешеход-ную. Нарисуйте маленькие столбики-квадратики – перила.
После выполнения этой части задания предложите детям завершить ри-сование схемы (по желанию).
(Выполнение задания)
- Вот чертежи и готовы. Все справились с заданием.
Перед строительством ещё нужно вспомнить, какие бывают строитель-ные детали и как они выглядят.
Проводится игра «Узнай деталь» (по типу «чудесный мешочек»).
Воспитатель: Молодцы, все детали вы назвали правильно.
Воспитатель: - Мы с вами вспомнили и узнали новое о мостах. И теперь вы готовы стать строителями.
Я предлагаю вам разбиться на пары и договориться между собой, ка-кой мост вы будете строить, выбрать необходимый вам конструктор и по-строить мосты через реку, ж/д переезд и а/м дорогу.
С чего начнем строить мост? (С опор)
Самостоятельная творческая деятельность детей.
Постройка мостов из конструктора по замыслу. В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью де-тей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договаривают-ся, распределяют функции).
В процессе анализа построек отметить наиболее оригинальные нестан-дартные решения, идеи, конструктивные находки. Наиболее интересные, сложные мосты зарисовать, чтобы не забыть способы их построения и ис-пользовать схемы в дальнейшем.
Рефлексия.
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились.
Воспитатель: Вам понравилось быть строителями?
Дети: да.
Воспитатель: Расскажите мне, что вы построили?
Ответы детей
Воспитатель – Назовите части моста.
Дети: Опоры, перекрытия, спуски.
Воспитатель – Покажите опоры… перекрытия… спуски
Воспитатель – Какая самая главная часть?
Дети: Самая главная часть у моста – опоры.
Физкультминутка.
У моста есть опоры, чтоб стоять (руки снизу вверх, потянуться,
Есть перекрытия, чтоб держать (руки в стороны,
Есть перила, чтобы в воду (согнутые в локтях руки двигаются вперёд-назад)
Не свалиться пешеходу (шагают на месте).
Воспитатель: А что вам сегодня больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вы молодцы, ребята, теперь вы - мостостроители. А сей-час вам, что больше всего хочется? (поиграть).
Дети берут мелкие игрушки и машинки, разворачивают игру. Для пе-рехода к сюжетно-ролевой игре можно предложить достроить около моста дома, предприятия и т. д. т. е обустроить территорию вокруг или около моста.