«В русской избе. Путешествие в старину». Конспект НОД по образовательной области «Познание»

Ирина Юрьевна Глушенко
«В русской избе. Путешествие в старину». Конспект НОД по образовательной области «Познание»

ТЕМА: В русской избе. Путешествие в старину.

Цель: Познакомить с бытом русской избы посредством фольклора.

Задачи: конкретизировать представление детей о традиционном убранстве русской избы, предметах быта, прививать интерес к культуре русского народа; продолжить знакомство с русским фольклором, формировать эмоциональную отзывчивость, развивать речь.

Предварительная работа:

рассказ воспитателя на тему «Как люди жили раньше», знакомство с предметами быта наших предков, разучивание русских народных песен, попевок, знакомство с русскими народными сказками, поговорками, загадками.

Оборудование:

Комната оформлена в стиле русской горницы;

На столе - самовар, деревянная посуда, ложки.

Коромысло, ухват, горшок. Люлька.

Ход непосредственной образовательной деятельности

I ч. Организация детей. Сообщение цели.

- Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется? /Россия/

- Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки. Люди разных национальностей живут в нашей большой стране. Сегодня мы поговорим о традициях и культуре русского народа. Приглашаю вас в старинную «русскую избу».

II ч. Основная

(Звучит грамзапись русской народной песни «Ах вы сени») Дети проходят в избу, садятся на лавочку.

- Вы ребята, знаете, что наши предки были очень трудолюбивы. всё, что было необходимо для жизни, делали своими руками. Давайте вспомним, как назывались предметы домашнего обихода в старину.

- Отгадайте загадку:

- Концами над водой висит,

- Середкой на плече лежит.

/Коромысло/

- Правильно, дети! Рано утром брала мама коромысло, вёдра и ходила на речку за водой. Принесёт она водицы, умывает ребятишек да приговаривает:

- Водичка, водичка.

умой Ване личико.

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

(Дети повторяют попевку вместе с воспитателем).

- Старшие ребята рано вставали, маме помогали, а самый маленький спал в люльке. Мама люльку качала и песенку напевала. (Воспитатель просит кого- нибудь из детей спеть колыбельную песенку и покачать люльку.)

- Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!

Прилетели журавли.

Журавли- то мохноноги

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота – скрип-скрип…

Не будите у нас Колю –

У нас Коля спит, спит.

- А сейчас, ребятки, отгадайте еще одну загадку.

- Стоит толстячок,

Подбоченевши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

/Самовар/

- Правильно! Молодцы!

В те далёкие времена семьи у русских людей были большие, дружные. вечером, после трудового дня, собиралась вся семья за столом, у самовара. пили чай, рассказывали друг другу сказки.

- Посмотрите, ребята, а что еще стоит на столе? (Посуда)

- Из какого материала делали в старину посуду? (Из дерева, глины).

- У русских крестьян посуда была простая и удобная. Главным материалом служило дерево. Из него делали ложки, миски, черпаки. А чтобы посуда была красивой, искусные мастера расписывали её яркими красками. Обратите внимание на эти расписные ложки. Вспомните, в какой русской народной сказке говорят о ложке такие слова:

- Эта ложка не простая,

Точеная, ручка золоченая.

Никому её не отдам.

/Жихарка/

(Воспитатель показывает детям предметы посуды и называет их.)

Физминутка

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери

Поклевали, улетели. (Дети идут по кругу, движениями изображают птиц).

- Это ковш, это чашка, это миска. Ой, а в миске – скорлупа, да не простая, а золотая. Кто же тут был?

Кто яичко разбил?

(Дети вспоминают сказку «Курочка-ряба»)

- Много разных и нужных предметов в русской избе, но центральное место в каждом доме занимала печь. Она давала тепло, в ней готовили пищу. Варили пищу в глиняных горшках. Чтобы достать горячий горшок из печи пользовались ухватом. (Воспитатель показывает детям эти предметы).

- Давайте, ребята, вспомним русские народные сказки в которых упоминается о печке. (Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят»).

III ч. Заключительная.

- Во всех сказках, печь – добрая волшебница. Она помогает героям, прячет от врагов, угощает сладкими пирожками.

- Что-то мне подсказывает, что и наша печка не простая, а волшебная.

- По щучьему веленью, по моему хотенью – угости печка ребят пряничками печатными да ароматными!

(Раздается «печкин» голос)

- Угощу! Угощу! Только пусть ребята и про меня загадки вспомнят.

(Дети вспоминают загадки про печь.)

1. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

/Печь/.

2. В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

/Печь/

Пословица.

Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

Печка:

- Вот спасибо, ребятки, порадовали меня, да и я вас отблагодарю. Угощайтесь моими пряничками, растите большими, здоровыми.

(Воспитатель достает из печки противень с пряниками и угощает детей.)

Дети благодарят печку.

- Ну, что же, ребята! Пора нам в группу возвращаться. Но с русской избой мы не прощаемся. Впереди вас ждут новые сказки и чудеса.

«В русской избе. Путешествие в старину». Конспект НОД по образовательной области «Познание»

Публикации по теме:

«Бабочки». Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Познание» Тема: «Бабочки». Цель: тренировка в различении цвета способом наложения; обучение определению количества предметов в соответствии с цифровым.

«Листопад». Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Познание» ТЕМА: «Листопад». ЦЕЛЬ: обучение группировке предметов по цвету; обучение группировке предметов по размеру; обучение соотнесение предметов.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей старшей группы на тему «Перелетные птицы» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по образовательной области «познание» на тему: «Перелетные.

Конспект НОД «Кто в домике живет» в образовательной области «Познание» по теме «Домашние животные и птицы» МКДОУ «Детский сад №3 «Алёнушка» Конспект НОД «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ» (область «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ») вторая группа раннего развития.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Весна в степи» Цель: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по образовательной области познание в средней группе «В гостях у кошки» Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: · Закрепить навыки счета в пределах 5; · Закрепить навыки порядкового.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«В русской избе. Путешествие в старину». Конспект НОД по образовательной области «Познание»
Опубликовано: 19 июня 2018 в 21:25
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба»
Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба» Описание: Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба» может быть полезен в работе...
[b]Субботник «Уборка участка!» [b]
Субботник "Уборка участка! " Здравствуйте коллеги и гости моей странички! Наступила осень! Наш участок, который мы с такой любовью и заботой готовили к...
Конспект открытого занятия «Наш гость — Иванушка» для средней группы
Конспект открытого занятия «Наш гость - Иванушка» в средней группе Программное содержание -закрепить знания детей русских народных сказок;...
Портфолио краеведческого проекта для подготовительной группы «Край, в котором мы...
Проект по краеведению в подготовительной к школе группе «Край, в котором мы живём» Девиз проекта: «Любим наш край, нашу малую Родину, храним её и гордимся...
Фотоотчет о тематической неделе «Грибы. Ягоды» в старшей группе
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предложить Вашему вниманию фотоотчет тематической недели " Грибы. Ягоды" в старшей группе. Всю неделю с 17 по 21...