Получи документы

Конспект НОД для детей 5–6 лет «Путешествие в мир карельских петроглифов»

Амосова Анна Владимировна
Конспект НОД для детей 5–6 лет «Путешествие в мир карельских петроглифов»

Конспект по непрерывной образовательной деятельности для детей 5-6 лет

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Тема: «Путешествие в мир карельских петроглифов»

Цель: Знакомство с понятием «Петроглиф» и его значением.

Задачи:

Образовательные:

расширить знания детей об истории родного края (знакомство с жизнью древних людей Карелии);

Публикация «Конспект НОД для детей 5–6 лет „Путешествие в мир карельских петроглифов“» размещена в разделах

закрепить представление о живописи, как о виде изобразительного искусства;

закрепить знания об особенностях жанров изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт;

закрепить знания о карельском флаге.

Развивающие:

способствовать развитию творческих способностей детей - рисование углём;

способствовать активизации словаря (пейзаж, натюрморт, петроглифы, наскальные рисунки);

способствовать развитию мелкой и крупной моторики;

способствовать развитию у детей мышления, творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

способствовать воспитанию интереса к культуре и истории родного края;

способствовать воспитанию любви и уважения к родному краю.

Оборудование:

ИКТ: мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор;

Имитированная скала;

Имитированный костёр;

Раздаточный материал:

Карточки-подсказки – по количеству детей;

Палочки;

Жилетки – по количеству детей;

Уголь – по количеству детей.

Демонстрационный материал:

Презентация;

Иллюстрации: репродукции картин с пейзажем и натюрмортом – 8 шт;

Иллюстрации с петроглифами;

Атрибуты древности.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукции картин И. И. Левитана и И. И. Машкова;

Рассматривание символов и знаков древних петроглифов.

Содержание непрерывной образовательной деятельности

I этап – погружение

Дети и воспитатель заходят в группу и видят перемешанные на столе картины с изображением пейзажа и натюрморта + среди них рисунок с петроглифами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то на столе перемешал все картины. Предлагаю сейчас всё исправить и разложить их. Согласны? (Ответы детей)

Воспитатель: Для этого вам нужно с помощью карточек-подсказок, которые вы будете вытягивать, разделиться на две группы. (Дети вытягивают карточки-подсказки, на одних изображено лес, поле, море, на других – яблоко, делятся на две группы)

Воспитатель: Первая группа, посмотрите, что изображено на ваших карточках? (ответы детей : море, лес, поле, небо)

Воспитатель: Ребята, репродукции картин какого жанра живописи вы будете искать? (ответы детей : пейзаж)

Воспитатель: Вторая группа, посмотрите, что изображено на ваших карточках? (ответы детей : яблоко)

Воспитатель: Значит, репродукции картин какого жанра надо найти? (ответы детей : натюрморт)

Дети раскладывают репродукции картин по жанрам живописи и выясняют, что один рисунок лишний, так как никуда не подходит.

Воспитатель: Молодцы! Вспомним, что такое пейзаж? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Пейзаж – это рисунок или картина, на которой изображена природа.

Воспитатель: Может кто-то помнит, кто автор данных картин? (Ответы детей)

Воспитатель: Что такое натюрморт? (Ответы детей)

Воспитатель: Натюрморт - это рисунок или картина, на которой изображены неодушевленные предметы, например, посуда, продукты, букеты цветов.

Воспитатель: Что же это за необычный рисунок? (воспитатель показывает рисунок с петроглифами)

- Хотите узнать, что это? (Ответы детей)

Воспитатель: Для того, чтобы узнать, что это, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Согласны? (Ответы детей)

II этап: основной

Дети садятся на заранее поставленные полукругом стульчики.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран.

На экране появляется иллюстрация карельского флага (слайд 2)

Воспитатель: Что это за флаг? (Ответы детей : флаг Карелии)

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Это флаг нашей республики Карелии.

Воспитатель: Что обозначают цвета нашего флага? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!

Сейчас я расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, в нашей республике Карелии, где уже жили разные животные и птицы, появились древние люди - наши предки. Вот как они выглядели. (слайд 3)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на изображение древнего человека. Что вы можете сказать? Как он выглядит? Какими физическими качествами, по-вашему, обладал древний человек? (Ответы детей : сильный, смелый, ловкий)

Воспитатель: Хорошо, правильно. Ребята, посмотрите, во что он был одет? (Ответы детей : в шкуру животных)

Воспитатель: Да, тогда не было современной одежды, портных, которые шили бы её, фабрик. Люди шили себе одежду из шкур животных, и эта одежда защищала их от холода.

Воспитатель: А как вы думаете, где жили древние люди? (Ответы детей)

Воспитатель: Зимой жили древние люди Карелии в пещерах большими группами. (слайд 4)

А летом строили шалаши из веток и шкур животных. (слайд 5)

Воспитатель: А что еще нужно было человеку, чтобы выжить? (Ответы детей : еда, вода).

Воспитатель: Конечно, ему требовались вода и еда. Где он брал воду и еду? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Воду они брали из реки. Ели они ягоды, яйца птиц, мясо и рыбу. Основными средствами добычи пищи для древних обитателей Карелии являлись охота и рыболовство. Древние карелы охотились на медведей, лосей, кабанов, на различную дикую птицу. (слайд 6)

Воспитатель: С помощью чего древние люди охотились, как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Основными орудиями охоты являлись лук со стрелами и копья. Мужчины сами изготавливали инструменты, орудия труда. (слайд 7)

Воспитатель: Обратите внимание, как древние люди ловили рыбу - специальными приспособлениями – ловушками и сетями. (слайд 8)

Воспитатель: После удачной охоты нужно было приготовить пищу. Как древние люди готовили еду? (Ответы детей : на костре)

Воспитатель: Правильно, а как они его разжигали? (Ответы детей) (слайд 9)

Воспитатель: Правильно! Разжигали они его с помощью деревянных палочек, сильно растирая их друг о друга, а иногда во время грозы молния ударяла дерево, и оно загоралось. Тогда люди брали ветку и поджигали ее о горящее дерево, а чтобы огонь не погас, день и ночь по очереди дежурили у костра, подкладывая дрова. Так они готовили еду и обогревались.

Воспитатель: (слайд 10) Рассмотрим, чем же ещё занимались древние люди. Женщины готовили, шили (кстати, мужчины тоже шили, заботились о детях. Дети играли с камешками, палочками.

Воспитатель: (слайд 11) Обратите внимание на следующий слайд. Как вы думаете, что здесь делает древний человек? А на чём он рисует? (Ответы детей : на скалах)

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Первые рисунки древние люди Карелии создавали на скалах с помощью угля. Затем с помощью охры – природный пигмент красного цвета (слайд 12, а потом стали выбивать рисунки на скале. Бумаги и ручек, карандашей в те времена не было. (слайд 13)

Воспитатель: (слайд 14) Вот такие наскальные рисунки называются - петроглифы. Слово «петроглиф» пришло из греческого языка. В переводе слово «петра» означает «камень», а «глиф» - «вырезать», то есть резьба по камню.

Воспитатель: А как вы думаете для чего они это делали? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Люди оставляли свой след (память) для потомков. Древние люди рисовали сцены охоты, рыбалки, изображали животных, людей в разных видах - бегущих, танцующих, спящих.

Воспитатель: А почему люди рисовали именно на скалах, а не на песке, например? (Предположения детей)

Воспитатель: Уже в древние времена люди понимали, что вырезанные на камне рисунки - долговечные, именно поэтому через тысячелетия они дошли до наших дней.

Воспитатель: А как вы думаете, легко ли было рисовать на камне? Это было совсем не просто. Поэтому каждая фигура, символ, знак, что-то обозначал. Воспитатель: Предлагаю попробовать разгадать, что нарисовали древние люди, о чём хотели сказать. (слайд 15, 16, 17, 18, 19)

Воспитатель: А хотите, мы с вами ненадолго превратимся в древних людей? (Ответы детей)

Воспитатель: Для этого нам надо переодеться. (дети и воспитатель одевают меховые жилетки)

Воспитатель: Ну вот, мы стали похожи на древних людей. Теперь мы пойдем и попробуем развести костёр.

(дети и воспитатель проходят к имитированному костру, встают в круг, воспитатель раздаёт палочки для разведения костра)

Пальчиковая гимнастика «Разожги костёр»

Воспитатель: Ура! Получилось!

Физминутка:

Человек древнейший жил

Смелым, сильным, быстрым был (показывают силу, бегут на месте)

Он охотился (натягивают стрелы,

Рыбачил (ловят рыбу,

Костёр разжигал (трут друг об друга ладони)

На скале рисовал (рисуют в воздухе)

А ещё он танцевал…

(звучит музыка из к/ф «Бинго-бонго», дети танцуют)

Воспитатель: Молодцы! Настоящие древние люди! Ребята, древние люди в свободное от дел время любили танцевать. У них было много различных танцев, и каждый танец что-либо означал.

Воспитатель: А, теперь, я предлагаю, как древние люди, порисовать на скалах и оставить след в истории. Рисовать мы будем углём.

- Но прежде чем идти рисовать, что мы должны сделать с костром? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, потушить. (Воспитатель и дети тушат костёр)

Включается фоновая музыка, воспитатель раздаёт уголь, дети рисуют петроглифы на имитированных скалах. При необходимости воспитатель помогает детям.

Самостоятельная деятельность детей.

III этап: заключительный

Воспитатель: Посмотрите, как здорово получилось! Вы просто умницы! А что вы нарисовали? (Ответы детей)

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Воспитатель: Что больше всего понравилось, запомнилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Что показалось самым сложным? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Фотоотчет о публикации карельских народных игр в якутском журнале «Чуоранчыык»Фотоотчет о публикации карельских народных игр в якутском журнале «Чуоранчыык» Здравствуйте, уважаемые коллеги! С весны 2018 года моя группа "Маргаритки" участвовала в замечательном, глобальном проекте "Посткроссинг,.

Конспект интегрированной ОД «Космическое путешествие» для детей подготовительной группы Конспект интегрированного занятия на тему:«Космическое путешествие»для детей подготовительной группы Цель: Расширение и закрепление полученных.

Конспект НОД «Путешествие в Арктику (путешествие по карте)» для детей подготовительной группы Путешествие в Арктику (путешествие по карте). Интеграция образовательных областей: познавательная деятельность, речевая деятельность, коммуникативная.

Конспект НОД «Путешествие с капелькой» для детей средней группыКонспект НОД «Путешествие с капелькой» для детей средней группы Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Форма проведения: занятие-путешествие.

Конспект ООД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет «Космическое путешествие»Конспект ООД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет «Космическое путешествие» Цель: развитие элементарных математических представлений Задачи: • Продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, упражнять.

Конспект ООД по ФЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур» для детей 3–4 лет Цель: создавать условия для реализации образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП, ориентированному на формирование.

Конспект ОД «Путешествие в зимний лес» для детей первой младшей группы Образовательная область :«Познавательное развитие» Программное содержание: Закреплять знания о временах года, о диких животных, развивать.

Конспект занятия «Путешествие на рынок» для детей с ОВЗ 4 группыКонспект занятия «Путешествие на рынок» для детей с ОВЗ 4 группы Тема: Путешествие на рынок. Цель: Формирование умения определять назначение предмета по его признакам. Идентификация одежды по сезонам.

Конспект НОД «Путешествие на паровозике» для детей первой младшей группыКонспект НОД «Путешествие на паровозике» для детей первой младшей группы НОД «Путешествие на паровозике» Цели: 1. Учить детей различать насекомых (божью коровку, жука и пчелу); учить детей отчётливо произносить.

Автор публикации:
Конспект НОД для детей 5–6 лет «Путешествие в мир карельских петроглифов»
Опубликовано: 24 мая 2022 в 16:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД