Светлана Григорьева
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква И» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, чтению в подготовительной к школе группе «Землянички».
Цель: Обучение грамоте; формирование навыка чтения.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Буква И“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные: Учить детей давать развёрнутые, полные ответы на поставленные вопросы. Продолжать учить; детей читать слова и предложения; делать фонематический разбор слов. Продолжать формировать знания о согласных и гласных звуках; о том, что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие.
Развивающие: Развивать фонематический слух; навыки чтения; внимание, память.
Воспитательные: Воспитывать стремление: работать самостоятельно; уважительно относиться к друг другу.
Предварительная работа: Чтение слогов, слов, предложений. Дидактические игры: «Чудесная коробочка», «Умные машины». Составление слов из букв магнитной азбуки.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: магнитная доска, магнитная азбука, запись песни:
Напечатанные слова ЛУК, ЛИМОН, КИТ, КОТ, СОМ, СИЛА; напечатанные загадки (см. конспект, шкатулка; дидактические игры «Умные машины», «Где живёт буква?»,
волшебная палочка.
Раздаточный: тетради в крупную клетку, где наклеено задание со словом НИНА, простые карандаши, буквари, цветные карточки (зелёная, красная, синяя, счётная
палочка для чтения на каждого ребёнка.
Ход ОД
1 часть: Дети заходят в зал под песню и встают около стульчиков, вдоль стены.
Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, к нам на занятие сегодня пришли родители. Они хотят посмотреть, какие вы умные, как умеете читать, работать и дружить. Не подведите себя. Хорошо? Повторим наше правило: «Мы друг другу не мешаем, мы друг друга уважаем, мы друг другу помогаем».
Занятие начинаем. Скажите пожалуйста, с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии? (С буквой - И). Какой звук у буквы И? (У неё гласный звук). Предлагаю поиграть в игру
«Подбери слово на звук И». ( Дети по очереди называют слова на звук И: игла, искра, иволга, икра, имя, игра).
2 часть:
Воспитатель предлагает сесть на стульчики. А сейчас ещё одна игра на повторение гласных и согласных звуков
Игра «Где живёт буква?». (Дети по очереди достают букву из чудесной коробочки, называют её, определяют, какой у неё звук. И помещают в синий дом на магнитной доске – буквы, обозначающие согласный звук; в красный дом – буквы, обозначающие гласный звук. ( Ответ детей: «Это буква Л, у неё согласный звук, она живёт в синем домике»). А какими могут быть согласные звуки? (Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими). Если ребёнок достаёт букву Ш, вспоминаем секрет звука Ш – «он всегда твёрдый». Если достаёт букву Ы, вспоминаем секрет звука Ы – «в русском языке увы, не бывает слов на Ы».).
Хорошо. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с буквой И, звуком И. И узнаем, какой секрет есть у звука И. ( На доску вывешиваются слова: ЛУК – ЛИМОН. Дети их читают. После чтения разбирают.
Воспитатель: Твёрдый или мягкий звук Л в слове ЛУК? (В слове ЛУК, звук Л – твёрдый). Твёрдый или мягкий звук Л в слове ЛИМОН? (В слове ЛИМОН, звук Л – мягкий). Разбираются ещё пары слов: КОТ – КИТ; СОМ – СИЛА).
Воспитатель: Может кто-то догадался: какой секрет есть у буквы И? (Буква И придаёт мягкость согласным). Мы хорошо потрудились. А сейчас отдохнём.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Шкатулка, да ещё и Новогодняя. Посмотрим, что же в ней. А в ней загадка. Кто загадку прочитает?
Ребё нок читает загадку: Что за чудо вертолёт, мошкаре спать не даёт?
Только высохнет роса, вылетает … (Стрекоза)
Воспитатель, взмахивая волшебной палочкой: Крекс, пекс, фекс. Я превратила вас в лёгких, воздушных стрекоз.
Физминутка «Стрекоза».
Стрекоза, стрекоза (Хлопки в ладоши)
По полю летала (Взмахи разведёнными в стороны руками).
Стрекоза, стрекоза (Хлопки в ладоши)
Крыльями махала (Взмахи разведёнными в стороны руками).
Пролетала над травой (Взмахи разведёнными в стороны руками,
Повертела головой (Руки на пояс, повороты головой – вправо, влево).
Села на былинку (Присесть, руки вперёд)
И прогнула спинку (Наклониться вперёд, коснуться руками пола).
Вдруг взлетела в облака (Потянуться на носочки, руки вверх,
Улетела я: «Пока» (Помахать кистями рук).
(Дети садятся за столы. На столах лежат, буквари, набор для игры «Умные машины» (цветные карточки – синие, зелёные, красные, тетради с заданием).
Воспитатель: Ребята, сейчас почитаем. Откройте буквари, где лежит закладка.
Чтение в букваре. (Дети по очереди читают, воспитатель помогает.)
Воспитатель: Все хорошо читали. Почитали, теперь отдохнём.
Пальчиковая игра «Как у деда Ермолая»
Как у деда Ермолая вся семейка небольшая.
(Из ладошек сделать «шар». «Отрываем» и присоединяем и пальцы).
Только сам, да сама («Отрываем» и присоединяем только большие пальцы).
Только кум, да кума (Тоже с указательными пальцами).
Два сына с усами (Тоже со средними пальцами).
Две дочки с косами (Тоже с безымянными пальцами).
Да две внучки на печи уплетают калачи. (Пальцы соединить в замок).
Воспитатель: Поучимся писать букву И. Возьмите в руки карандаши, напишем букву И в воздухе : «Сверху – вниз –прямо; снизу – вверх наискосок справа налево; и опять сверху – вниз –прямо». Повторяют 2 раза. Следующее задание: открываем тетради. Ребята, вам надо обвести буквы и прочитать слово.
Самостоятельная работа. (Слово НИНА, написанное точками. Дети обводят слово простым карандашом и читают его, Педагог следит за тем, как дети пишут печатные буквы, оказывает помощь).
Воспитатель: Все замечательно справились. Закрыли тетради.
Игра «Раздели слово на слоги». Разделим слово Нина на слоги: Ни-на. (Дети хлопками в ладоши делят слово Нина на слоги). Сколько слогов в слове Нина? (В слове Нина – два слога). Где же нам взять ещё слова для игры. Ребята, а в шкатулке остались ещё загадки.
Хорошо читающие дети по очереди достают загадки, читают их, а слова-отгадки все делят на слоги и дают полный ответ.
Загадки: На новогодней ёлке - зелёные … (И-гол-ки. В слове и-гол-ки – три слога)
Во дворе катали ком, шляпа старая на нём.
Нос приделали, и вмиг - получился … (Сне-го-вик. В слове сне-го-вик – три слога).
В зимний день среди ветвей, стол накрыт для гостей. (Кор-муш-ка. В слове
кор-муш-ка - три слога).
Воспитатель: Молодцы! У нас осталась ещё одна игра:
«Умные машины». Для игры возьмё м слово: ИНДЮК. Где в слове ИНДЮК находится звук И? (Звук И в слове ИНДЮК находится в начале слова). Какой это звук? (Гласный). Возьмите карточку нужного цвета и выполните задание. (Дети берут карточку красного цвета и кладут её в первую клеточку – в начало слова). Следующее слово: КРИК. Где в слове КРИК находится звук Р? (Звук Р в слове КРИК находится в середине слова). Какой это звук? (Согласный). Он твёрдый или мягкий? (Звук Р – мягкий, потому что за ним стоит буква И, она придаёт ему мягкость). Возьмите карточку нужного цвета и выполните задание. (Дети берут карточку зелёного цвета и кладут её во вторую клеточку – в середину слова). Следующее слово: СНЕГОВИК. Где в слове СНЕГОВИК находится звук К? (Звук К, в слове СНЕГОВИК находится в конце слова). Какой это звук? (согласный). Он твёрдый или мягкий? (Звук К – твёрдый. Возьмите карточку нужного цвета и выполните задание. (Дети берут карточку синего цвета и кладут её в третью клеточку – в конец слова).
Воспитатель: Молодцы с заданием все справились. Убираем своё рабочее место. (Дети складывают карточки).
3 часть:
Воспитатель: Наше занятие закончилось. Чем мы сегодня занимались? (Повторяли гласные и согласные звуки. Читали в букваре. Писали слово НИНА. Отгадывали загадки. Делили слова на слоги. Определяли место звука в слове). С каким звуком продолжали знакомиться? (Со звуком И). Какой секрет мы узнали про звук И? (Он даёт мягкость согласным звукам). Сегодня все хорошо и дружно работали. Громко читали. Дома для пап и мам тоже почитаете на странице с буквой И. За сегодняшнюю работу, я вам дарю наклейки, которые вы наклеите в свои тетради.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Светлячок»,
корпус №1, ул. Чехова, 54А
Конспект занятия
по обучению чтению
студии «Букварёнок»
Руководитель студии
«Букврёнок»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Григорьева С. В.
Г. Шадринск – 2021 г.