МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим предметным миром «Такие разные и важные часы»

Алёна Попова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим предметным миром «Такие разные и важные часы»

Тема: «Такие разные и важные часы

Цель: расширение представлений детей о разновидностях часов.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения часов.

Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.

Закреплять названия и последовательность дней недели.

Развивающие: Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории предметов.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим предметным миром „Такие разные и важные часы“» размещена в разделах

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Словарная работа:

Активизация словаря: часы, настенные, наручные, будильник.

Обогащение словаря: солнечные, водяные, песочные, огненные, электронные, механические часы.

Средства: ноутбук, мультимедийная презентация «Такие разные часы».

Способы: объяснение, уточнение, показ, беседа, вопросы к детям, указание, рассматривание.

Ход:

1 ЧАСТЬ (организационная)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

На руке, и на стене,

И на башне в вышине.

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода.

Что это?

Дети: Часы.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем много интересного об истории возникновения часов. Для чего люди изобрели часы? А что такое «время»?

Дети: Год, времена года, время суток, час, минута, секунда, дни.

Воспитатель: А время было всегда?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Время было всегда. Не было нас, людей. Время было и бежало вперёд. Само слово «время» произошло от старого русского слова «вертемя».

Что вы слышите в этом слове? Повторите его.

В этом слове угадываются два слова «время» и «вертеть».

Время вертится, движется. Ведь проходит осень, проходит зима. И это не та зима, что была в прошлом году, а другая.

Воспитатель: Время не возвращается, а идёт вперёд и только вперёд. Давайте поиграем в игру «Живая неделя».

Возьмите со стола цифры. Под музыку вы будете бегать по кругу, а на сигнал «Раз-два не ленись! Дни недели по порядку становись!» вы должны встать от 1 до 7. Назвать дни недели. (Игра проводится 2 раза, с обменом цифр)

2 ЧАСТЬ (основная).

Воспитатель: Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает точное время. Что это за предмет?

Дети: Часы.

Воспитатель: Скажите, часы существовали всегда?

Ответы детей.

Воспитатель: А как же люди определяли время? Когда спать? Когда вставать? Когда работу начинать?

Я расскажу, какие часы были раньше.

Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.

Вставало солнышко - значит пора вставать, приниматься за работу, и так до самого вечера. И, вдруг, человек заметил, что тень от предмета движется за солнцем. Смотрел человек, как тень за солнцем бегает и придумал, как думаете, какие часы?

Ответы детей

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 1)

Начертил круглую площадку под открытым небом, разделил её на 12 делений. 1 деление - это 1 час. Посередине поставил колышек. Ходит по небу солнышко, а по площадке бегает тень от колышка и, словно часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?

Дети: Нет солнца - нет тени.

Воспитатель: Знаете ли вы, какие часы называются живыми?

ПЕТУХ (слайд 2)

Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Давайте тоже побудем петушками.

Физминутка : «Петушок»

Ходит по двору петух-

Гребешочек аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт.

На работу всех зовёт!

Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

А вы слышали выражение «Время течёт»?

Что может течь?

Ответы детей.

Воспитатель: Ведь когда-то время действительно текло и капало в водяных часах.

В сосуд с отверстием у дна, наливали воду. Капля за каплей сочилась вода из отверстия в чашу, на стенках которой были сделаны чёрточки-отметки, показывающие сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ (слайд 3)

Удобны ли такие часы? Почему?

Дети: Надо постоянно доливать воду.

Воспитатель: «Течёт время» и в песочных часах

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 4).

Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда работают часы, песок сыплется из верхнего пузырька в нижний. Высыпался песок, значит прошло 2 или 10 минут. Часы переворачивают и счёт времени продолжается. Такими часами пользуются и сейчас, например, врачи в поликлинике. Больные по ним принимают лечебные процедуры.

Представьте, что мы взяли песочные часы на прогулку. Удобно ими было бы пользоваться? Почему?

Дети: Забудем, когда их переворачивать.

Воспитатель: Посмотрите, вот ещё одни древние огненные часы. Что это?

Дети: Свеча.

Воспитатель: Свечка сверху донизу разрисована, как зебра, чёрно-белыми полосками, 24 полоски. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько прошло часов.

ОГНЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд5).

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (слайд 6)

Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Физминутка «Часы».

Кто там ходит влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так» (наклоны вправо-влево) .

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает (приседания).

А часы идут, идут.

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать,

Что уже пора вставать. (ходьба на месте)

А теперь пора нам, братцы,

За работу приниматься.

Воспитатель: А вот настоящие чудо-часы.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ (слайд 7). В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой

прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

В каких электроприборах вы могли видеть электронные часы?

Ответы детей.

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 8)

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ (слайд 9)

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

ЧАСЫ - БУДИЛЬНИК (слайд 10)

У вас дома наверняка есть часы - будильник.

Зачем нужны такие часы?

Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (слайд 11)

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд 12)

Часы, висящие на стене, — называют настенными.

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (слайд 13)

Как вы думаете, где стоят напольные часы?

Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ (слайд 14)

Какие часы "умеют куковать"?

Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд 15)

Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ (слайд 16)

Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. 31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

3 ЧАСТЬ (заключительная)

Воспитатель: Вот видите, какой сложный путь прошли часы и всё это придумал человек.

Сегодня вы узнали много интересного из истории часов. Я хочу узнать, что вы запомнили и предлагаю вам на карточках провести линии от предметов в левом столбике к предметам в правом столбике, если они как-то взаимосвязаны. Игровое упражнение «Ассоциации» (Песок - песочные часы, стрелки – механические часы, электронное табло – электронные часы, солнце– солнечные часы, вода – водяные часы).

Молодцы! Все справились с заданием!

Публикации по теме:

«Цветик-семицветик». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в подготовительной группе«Цветик-семицветик». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в подготовительной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в подготовительной к школе группе. Группа делится на 2 команды: 1- «.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Теремок» (15.11.2018 г.) Целевой ориентир: ребенок знаком со свойствами дерева, умеет узнавать предметы изготовленные из дерева; Приоритетная образовательная.

Конспект занятия «Цветы» по ознакомлению с окружающим миром Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: «Цветы» Агишева Алия.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, миром природы на тему «Уход за комнатным растением» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Уход за комнатным растением» Группа.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осень» Конспект занятия в подготовительной группе «Осень» Программное содержание: Формировать знание детей о признаках осени, осенних месяцах.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Цветы» Задачи: - коррекционно-образовательные: расширение и уточнение знаний о цветах, их строении; обогащение словаря по теме (ландыш, одуванчик,.

Краткосрочный проект «Такие разные часы» Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Задачи: - Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями.

Лэпбук «Такие разные часы»Лэпбук «Такие разные часы» Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мой лэпбук «Такие разные часы». Так выглядит его титульная сторона А вот так оборотная Вот.

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Такие разные часы»Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Такие разные часы» НОД в подготовительной группе по ФЭМП. Тема: «Такие разные часы» Цель занятия: Познакомить детей с часами. Задачи: Образовательная - Обобщить.

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) «Такие разные профессии» . Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) Название: «Такие разные профессии» Цель: создание ситуации развития в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим предметным миром «Такие разные и важные часы»
Опубликовано: 10 апреля 2019 в 13:52
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД