Кузьмина Наталья
Конспект занятия по познавательной деятельности «Секреты музеев»
Цель: познакомить детей с историей создания музеев, рассказать о видах музеев. Учить правилам поведения в музее,активизировать словарь,учить планировать деятельность.
Ход занятия:
- Ребята,послушайте, о чем здесь говорится:Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.
Сергей Михалков
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „Секреты музеев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
-Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили и живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям. Другие собирали посуду, игрушки, книги и т. д.
Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией.
Давайте повторим это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально).
Есть коллекции марок, есть коллекции картин и др.
Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могло увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции.
А как же называется такое помещение? Музей.
Слово «музей» очень интересное. Что оно означает? Давайте попробуем объяснить, что такое музей? Откроем тайну музея!
(Музей – это место где много красивых вещей. В музее много картин. В музее есть кости мамонта. В музее есть пушки и т. д.)
- Правильно! Молодцы! А чтобы точно найти определение слова «Музей» обратимся к умным книгам. Откроем «Детскую энциклопедию». Музей – это греческое слово. «Муза» – богиня творчества, красоты, а слово «muzeon» – дворец музы. Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи : дом, квартира, комната. Музеи бывают разные. В нашем городе они тоже есть.
Первый музей в России появился еще при царе Петре I. Называется первый музей в России Кунсткамера. Этот музей существует и сейчас в городе Санкт-Петербурге. Если вы там будете, обязательно попросите родителей вас туда сводить, и вы увидите там разные диковинные вещи. В кунсткамере находятся рукописи и старинные пушки. (Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением кунсткамеры и если есть, фотографии некоторых экспонатов). А еще там можно увидеть барашка с 8 ногами, овечку с двумя языками. Сейчас, существует много разных музеев. Есть даже музей игрушки, где вы можете увидеть игрушки, в которые играли больше ста лет назад.
А есть музей, в котором вы можете увидеть чучело динозавра, огромную коллекцию бабочек. Их больше 1000 и все они разные, со всех концов света. Это зоологический музей. В Москве на Красной площади находится один из самых интересных музеев – исторический музей. (Показ иллюстрации здания исторического музея).
Как вы думаете, что там можно увидеть? (Предположения детей). Он называется историческим, потому что там собраны старые вещи, документы, картины. Они рассказывают о прошлом нашей страны России, о том, какие люди здесь жили, как они выглядели, какую одежду носили, чем прославлялись.
Если вы пройдете по залам исторического музея, вы сможете увидеть в каких пещерах жили древние люди, какими орудиями труда пользовались, какая у них была посуда, одежда и т. д.
В историческом музее можно увидеть первый телефон, первую электрическую лампочку, книги, которые читали много лет назад. (Воспитатель свой рассказ сопровождает показом иллюстраций экспонатов музея). В России можно увидеть много разных музеев. Попросите родителей сводить вас в какой-нибудь музей, а потом вы расскажете, что интересного вы там увидели. Но прежде чем идти в музей, надо знать, как себя вести. Как вы думаете, как нужно вести себя в музее? (Предположения детей).
Правила поведения:
1. Нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям;
2. Нужно внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного.
3. Нельзя трогать музейные экспонаты руками.
– Как вы думаете почему? Представьте себе, если все будут трогать древние предметы руками, во что они превратятся?
- А вы ходили в музей? Расскажите, в какой музей и с кем вы ходили. (Ответы детей).
Для чего нужны музеи?
Чтобы знанья нам давать,
Посещая их, мы будем
Обо все на свете знать:
Быт, религия, искусство
И история Земли,
Открываются музеи,
Чтоб узнать мы все могли.
У музея есть душа,
У души есть муза —
Две подружки не спеша
Добрым людям служат.
К ним приходят помолчать
Зритель и художник —
Муза учит понимать
То, что не возможно.
Помогает ей подруга —
Нежная душа музея,
Говорят они без звука,
Говорят они со всеми.
Жалко только, что не все
Люди слышат это:
Как шагает по росе
На картине лето,
Как зимой поют цветы
Изо льда и солнца,
Как в стекло стучат лучи,
И дрожит оконце.
Знает каждый человек:
Красота — живая,
Лишь в музее чистый снег
Никогда не тает.
Лишь в музее чуть дыша
Муза видит мужа —
Только нежная душа,
Знает, кто ей нужен…
Физкультурная минутка
Для начала мы с тобой
Повращаем головой.
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем вверх и вниз.
Ну, дружочек, не ленись!
Пока мы гуляли по городу, проходили мимо музеев. Давайте посмотрим их. Просмотр иллюстраций «Музеи города».
-Вам понравились музеи?Какие именно и чем понравились?Воспитатель предлагает придумать и создать свой мини-музей,нарисовать приглашение в музей для родителей. Давайте нарисуем рисунки «символы» наших музеев. Это будет подарок вашим родителям.
Итог занятия.
Воспитатель: Дети, какую тайну мы сегодня открыли?
Дети вспоминают, чем сегодня занимались. Делятся впечатлениями. Любуются рисунками. Дарят родителям пригласительные билеты.