Татьяна Крылова
Конспект занятия по познавательному развитию (мир природы) с воспитанниками 5–6 лет «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной деятельности
по познавательному развитию (мир природы)
с воспитанниками 5-6 лет
На тему: «Поздняя осень»
Цель: расширить и систематизировать знания детей о характерных признаках поздней осени и явлениях, происходящих в природе поздней осенью.
Задачи:
- уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью;
- активизировать словарный запас, уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию (мир природы) с воспитанниками 5–6 лет „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли.
Способы реализации:
Художественное слово, игровая ситуация, загадки, вопросы поискового характера, напоминание, игра «Найди свой дом»,«Назови улицу», «Передай сердечко и скажи словечко».
Словарная работа: упражнение в употреблении прилагательных в прошедшем времени (дул, гудел, летать, падать, кружиться, ложиться).
Средства реализации:
- игрушка котенок;
- иллюстрации с изображением: ранней осени, золотой осени, поздней осени;
- картинки «Что сначала, что потом»;
- иллюстрации с изображением диких животных.
Предварительная работа:
Рассматривание картин с изображением разных периодов осени (И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день», А. Саврасов «Осень», Шишкин «Осень»); рассматривание альбома «Осень», иллюстраций, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, беседы; экскурсия с родителями по своим улицам; заучивание с детьми наизусть стихи об осени; дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Ход занятия:
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
- Дети, я сейчас вам загадаю загадку, а вы мне скажите, кто это.
Что за комочек мяукнул спросонок?
Это пушистый усатый…. (Котёнок)
- К нам в гости пришел котенок.
Котенок: - Здравствуйте ребята.
Вос. -ль: Котёнок пришел к нам за помощью, чтобы мы рассказали про осень.
Котенок: - Знаете, ребята, лежу я как – то раз на диване и слышу, стих по радио:
Льет дождь – холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
- Интересно, про какое время года это стихотворение? (Про осень)
Вос. -ль: Верно ребята, это осень.
Котенок: - Однажды вышел я во двор, а там…
Воспитатель ставит на мольберт иллюстрацию с изображением ранней осени.
Вос. -ль:- Что же увидел котенок во дворе, расскажите? (ответы детей)
- Верно, а какая это осень? (Ранняя).
- Что бывает ранней осенью? (Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают, люди собирают урожай с полей и огородов).
Котенок: - Через какое - то время я снова пошел во двор посмотреть, что там интересного есть, и увидел…
Воспитатель ставит на мольберт иллюстрацию с изображением золотой осени.
Вос. -ль:- Ребята, опишите, какую же осень увидел котенок? (Золотую)
Котенок: - А недавно я вышел во двор и ахнул.
Воспитатель ставит на мольберт иллюстрацию с изображением поздней осени.
Вос. -ль: - Какую же осень увидел котенок? (Позднюю).
- Я предлагаю рассказать котенку о поздней осени. Он еще маленький и не встречался с этим временем года.
Но сначала отгадайте загадку:
Отхлестал по щекам,
Настегал по рукам,
Шапку с головы сорвал
И удрал. Что это? (Ветер).
- Что умеет делать ветер? (Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать).
- А если это было вчера? (Дул, гудел, завывал).
- Отгадайте: На всех садится, никого не боится? (Снег).
- Снег поздней осенью бывает? (Да).
- А что снежинки умеют делать? (Летать, падать, кружиться, ложиться).
- А если это было вчера, то что делали снежинки? (Летали, падали, кружились, ложились).
- А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
- Расскажите, какая же погода стоит поздней осенью? Какими становятся дни и ночи?
(Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели, лужи покрываются льдом, насекомые спрятались, день стал короче).
- Не зря в народе про осень говорят : «Осень – перемен восемь» или «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, шутит, ревет, сверху льет и снизу льет».
- Как же одеваются люди в такую погоду?
- Холодно не только людям, но и насекомым. Где же они зимуют? (Ответы детей).
- Котенок: Ребята, а я однажды забрел на опушку леса, а там старый ворон всех лесных жителей проверяет, готовы ли к зиме.
- Жители леса! Осень на пороге, все ли к ее приходу готовы? А как звери готовятся к зиме?
Вос-ль: - Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю поиграть. Согласны?
- На столе лежат иллюстрации с изображением диких животных. Возьмите их в руки и скажите: «Раз, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!»
Дети берут иллюстрации и хором говорят: «Раз, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!»
Игра
- Перво - наперво осень холоду напустит в лес, что птицы делать станут? (Улетят на юг).
- Как мы их назовем? (Перелетными).
- Почему они улетают? (Птицам не чего есть).
-А кто из птиц останется? (Воробьи, вороны, синицы).
- Как мы этих птиц назовем? (Зимующими).
- А вы звери, что будите делать? Кто из зверей шубки будет менять и на какие? (Заяц серую на белую, белка рыжую шубку на серенькую).
- Какие убежища для себя приготовите? (Лиса – нору, волк- логово, медведь – берлогу, белка-дупло утеплит, еж и барсук - норки).
- Кто какие припасы на зиму готовит? (Белка запасает грибы, ягоды, орехи. Мыши- колоски и желуди. Бобры валят деревья).
- Кто на всю зиму спать заляжет? (Ежи, медведи, барсуки, летучие мыши).
- Кто без запасов и нор зимовать будет? (Заяц).
- Молодцы! Все к зиме готовы.
Скажем: «Раз, два, три, всех нас в деток преврати!»
Дети хором произносят:
- Ребята, у меня есть картинки, они перепутались. Нам надо их разобрать какие подходят для поздней осени, а какие для ранней. Картинки, которые относятся к ранней осени, мы будем прикреплять слева, а картинки, которые относятся к поздней осени справа.
1. Дерево с золотыми листьями.
Дерево без листьев.
2. Трава зелено-желтая.
Земля без травы.
3. Осенние цветы.
Цветы завяли.
4. Солнце, тучка, дождь.
Тучи, дождь, снег.
5. Люди собирают урожай
Перепаханные поля.
6. Стая перелетных птиц.
Зимующие птицы, стая перелетных птиц перечеркнута.
7. Медведь в осеннем лесу бродит.
Медведь в берлоге спит.
8. Ёж собирает листья.
Ёж спит в листьях.
9. Насекомые: осы, муравьи и т. д.
Насекомые перечеркнуты.
10. Ночь и день равны.
Ночь длиннее
Игра: «Что сначала, что потом»
- Как вы думаете, похожи эти картинки на тот период осени, который мы с вами сейчас наблюдаем на улице?
Котенок: Спасибо вам ребята, мне у вас очень понравилось.
- Как интересно вы рассказали мне про осень. Можно я к вам еще приду в гости?
Рефлексия:
- Ребята, мы с вами сегодня рассказали котенку, какая бывает осень; рассказали, как лесные жители готовятся к зимним холодам. Молодцы!