Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «История создания кукол» (средняя группа)

Пичугина Светлана Леонидовна
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «История создания кукол» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «История создания кукол», по технологии: «Река времени»

Цель: знакомить детей с историей возникновения куклы. Помочь ориентироваться в прошлом и настоящем куклы.

Задачи:

Формировать интерес детей к русской народной кукле;

Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

Продолжать учить детей определять материал, из которого сделаны куклы;

Активизировать словарный запас детей новыми словами: безликая, обереги, обрядовые;

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию на тему „История создания кукол“ (средняя группа)» размещена в разделах

Активизация словаря детей: каменная, деревянная, соломенная, тряпичная, пластмассовая, резиновая;

Прививать интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомой игрушке – кукле;

Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость;

Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Предварительная работа:

Чтение стихов, сказок о народных тряпичных куклах. Организация в группе «Мини-музея «Кукол». (С участием родителей). Знакомство и рассматривание тряпичных кукол.

Формы организации коллективной деятельности, совместная деятельность педагога с детьми.

Оборудование:

Мини-музей «Кукол»;

Иллюстрации кукол;

«Река времени»;

«Машина времени»

«Волшебная палочка»

Муз запись: шум реки, звук «Машины времени»

Методы и приемы:

Словесный: художественное слово, рассказ педагога, рассказ детей и др. вопросы (побуждающие к мыслительной деятельности); пояснение; объяснение; педагогическая оценка;

Игровой: Игровая мотивация, сюрпризный момент, словесная игра;

Наглядный: Рассматривание иллюстраций, рассматривание демонстрационного материала;

Практический: Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий.

Ход НОД:

Минутка вхождения в занятие

Ребята, посмотрите, как много гостей у нас сегодня. Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе. Здравствуйте.

«Солнечные лучики» - дети встали в круг, руки вытянули вперёд.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем

Как заботиться - мы знаем.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

В: Я пришла не с пустыми руками, у меня с собой шкатулка. Вам интересно, что лежит в шкатулке? (Ответы детей)

Отгадайте загадку:

В шкатулку я спрятала игрушку,

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по- разному играть:

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы догадались, о какой игрушке идет речь? (Ответы).

(Достает куклу из сундука)

В: Нашу куклу зовут Мария.

В: Ребята, а у вас есть любимые игрушки? А в какие куклы вы любите играть?

В: Наша кукла Мария, была в далекой стране Кукляндии.

А что это за страна такая? Вы знаете?

Кукляндия, кукляндия – волшебная страна,

Пусть вы о ней не знаете, но всё же есть она.

Там кукольные лестницы, дома и города,

Туда пускают маленьких, а взрослых никогда.

Жителям страны «Кукляндии», стало известно, что у нас в группе есть музей. Расскажите, пожалуйста, что такое музей и что находится в нашем музее.

Дети: Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется – музей кукол, потому что здесь находятся разные куклы, нашей страны, России.

В: А как в нашей стране появились куклы? Вы знаете?

Ответы детей.

В: Вот сегодня, мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать историю создания кукол. С куклой Марией, мы будем путешествовать, по реке времени. Течет не только вода, но и время. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда только вперёд и никогда не возвращается назад, так же, как и время. На каждой станции будет отрезок «реки времени», его нам надо взять с собой. Что бы потом собрать одно целое от прошлого в будущее. Нам с вами нужно из настоящего времени (то, что с нами происходит здесь и сейчас) отправиться в далекое, далекое прошлое. Какое время мы называем прошлым? (время о прошедших событиях, которые уже давно прошли). На чём мы можем отправиться в путешествие?.

Ответы детей.

В: Попасть в далекое, далекое прошлое нам поможет машина времени. Далёкое прошлое – это значит вернуться на много лет назад… (входят в машину времени- делают круг).

Давайте уточним ещё раз, для чего нам нужно попасть в далекое, далекое прошлое? (звучит музыка, восп-ль взмахивает волшебной палочкой).

В руки палочку возьму

Волшебство я позову,

Чудо в гости к нам придет,

В древний мир нас унесет.

В: Вот мы с вами попали на станцию «Древность».

Древние люди жили в пещерах и занимались в основном охотой. А детям в древности также, как и нам, иногда было скучно, и они хотели играть в куклы. Дети находили камушки, шишки, деревяшки необычной формы и играли с ними, как с куклами. Они заворачивали небольшое полено или шишку в листик, так как в то время не было еще ни ткани, ни одежды для кукол. Потом из дерева (полена) начали вырезать деревянных кукол. Скажите пожалуйста, а с каменной или деревянной куклой удобно играть?

Ответы детей… (нет она не гнется, нет рук и ног, на неё нельзя надеть одежду)

В: Молодцы ребята, всё правильно вы говорите. Долго задерживаться не будем, нам пора в путь. А вот и первая часть реки, заберём с собой. Проходим в «Машину времени».

В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В старину нас унесет.

В: Вот и следующая остановка «Старина».

(Дети проходят и садятся на стулья)

В: Старина – это когда давно-давно жили ваши предки: бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. И они тоже играли в куклы. Хотите узнать, какими куклами играли ваши бабушки и дедушки? Давайте посмотрим, что же лежит в корзинке… Прошло много лет, человек придумал новую куклу, она отличалась от каменной, от деревянной. Для ее изготовления сначала собирали солому, затем варили, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. И какая же получилась кукла у человека из соломы?

Д: Соломенная кукла.

В: Что нам известно о соломенной кукле?

Д: Ее делали из соломы, затем украшали. Соломенных кукол не продавали, а делали люди для себя, т. к. эта кукла приносила удачу. А еще это была любимая кукла деревенских детей.

В: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Д: Соломенной куклой интереснее играть, чем деревянной или каменной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть.

В: Прошло время. Рассказывала мне моя бабушка, когда она была такой маленькой как вы, она сама делала кукол из старых лоскутков, ниток. (Достаю кукол из корзины, дети

рассказывают про кукол, если затрудняются, то воспитатель помогает.)

Кукла «Барыня» предназначалась для игры в дочки – матери. А барыней называлась потому, что у нее руки, как у барыни – руки в боки.

Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символизировала достаток в доме.

Кукла «Столбушка». Ее делали и деревянного столбика и ткани. Это берегиня дома хозяйства.

Кукла «Веснянка» веснянку делали из ярких и нарядных тканей или ниток и дарили детям на Пасху, те подвешивали её за ниточку на палец и водили, как марионетку.

Кукла «Многоручка» эта кукла символизирует помощь в домашних делах. Её делали женщины или девушки для того, что бы им хватало сил и энергии справляться со своими делами и обязанностями. И у нее было восемь, шесть или даже десять рук.

Кукла «Крупеничка» называлась она так, потому что во внутрь засыпалась крупа (греча, пшеница).

Кукла «Благополучница» — тряпичная кукла, которая оберегает семью, охраняет семейный очаг и способствует привлечению и увеличению достатка.

Кукла «Колокольчик» хранитель дома от неприятностей бед (эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье).

Кукла «Пеленашка» – младенчик в платочке и в пеленочке.

Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали и не плакали и ничего не боялись.

Кукла - пеленашка – это мощный и очень сильный оберег. Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека, спасти от беды и несчастья. Раньше считалось, что в доме, где есть маленькие дети обязательно должна быть кукла – Пеленашка.

Оберег – это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.

Обрядовые куклы принимали участие в народных обрядах, игровые предназначались для детей, обережные оберегали от разных напастей. Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей, а также помогать в исполнении желаний.

В: Посмотрите на куклы. Чем они отличаются друг, от друга? (разного цвета, по-разному одеты, и т. д.)

В: А чем они похожи? (все сделаны из ткани, у них нет лица)

В: Правильно ребята, эти куклы делают вручную, с добрыми пожеланиями. Кукол делали без лица, безликой…Повторите пожалуйста БЕЗЛИКОЙ. (Дети повторяют все вместе, и по одному)

В: Безликую куклу делали:

Во-первых: Чтобы в куклу не проникли злые духи.

Во-вторых: Некрасивое отображение лица могло сказаться на характере куклы. Куклу делали без лица. Безликой.

В: Молодцы ребята, сколько много интересного вы знаете и рассказали про куклы из нашего музея. А сейчас давайте поиграем:

Чтобы детки не шалили, дети грозят пальчиком.

Мамы кукол мастерили.

Сукно рвали и крутили дети выполняют имитирующие движения

В ткани яркие рядили.

Дети с куклами играли - дети качают воображаемую куклу.

Их под песенки качали.

Дети с куклами играли - дети выполняют танцевальный движения.

С ними весело плясали.

Чтобы с ними станцевать дети танцуют в присядку.

Надо сесть – встать,

Сесть – встать.

Как же весело играть! дети поднимают руки вверх и хлопают.

В: Ну что, пора отправляться дальше! Отрезок реки мы берём с собой. Проходим в «Машину времени».

Будем чудо в гости звать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Палочкой взмахнём своей,

В наше время поспешим скорей!

В: Вот мы и вернулись в наше время. В какой стране мы живём? Как называется наш город? Как называется наш детский сад? Как называется наша группа?

В: Давайте посмотрим, какие куклы есть в нашем музее. Который мы собрали вместе с вами и вашими родителями.

В: Посмотрите какие куклы. В такие куклы играли ваши бабушки, мамы. Из чего они сделаны? (из пластмассы, резины)

Чем они отличаются от кукол из прошлого?

Д: Этих кукол можно посадить, положить, с ней потанцевать, искупать, переодеть, накормить…

В: Куклы видоизменены, но костюмы остались из прошлых лет. Когда-то наша страна называлась Русью. От этого и произошло название – Россия. Давным-давно все так одевались. Женщины одевали яркие сарафаны до пят и белую сорочку – так называли рубаху, а мужчины – красиво вышитые рубахи и широкие штаны.

В: А вот и отрезок реки у нас есть. Давайте все части соединим, «Река времени», которое символизирует движение исторического времени : от прошлого к настоящему и наше с вами путешествие. Течет не только вода, но и время. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда только вперед и никогда не возвращается назад, так же, как и время. Посмотрите, мы собрали все картинки нашего путешествия, давайте заполним нашу реку времени. На Реке времени отмечены 4 остановки. Первая станция. Кто помнит, как она называлась? Правильно - «Древность» (древний мир). Вторая остановка в путешествии. Как она называлась? Правильно - «Старина». Третья остановка - «Настоящее время».

Посмотрите, лежат картинки с изображением кукол, давайте с вами вспомним…

Словесная игра: «Кукла какая?»

Из камня – каменная,

Из дерева – деревянная,

Из соломы – соломенная,

Из тряпочек, кусочков ткани – тряпичная,

Из пластмассы – пластмассовая,

Из резины – резиновая.

Я предлагаю вам взять любую картинку с изображением куклы, которая вам нравится, и поместить её на «Реку времени» … Василиса, ты какую куклу хочешь взять? (спросить у нескольких детей).

(Дети раскладывают картинки).

В: Ребята, кто помнит зачем мы отправились с вами в путешествие?

В: Посмотрите, какой путь проделали наши куклы и как они изменились.

Нашли мы ответы на интересующие вопросы?

Мы должны знать историю своего народа, чтобы лучше знать свою историю, т. к. без прошлого нет будущего.

В: Вот и последняя часть реки «Будущее».

- Что такое будущее?

- Мы можем о нём что-то знать?

В: Поэтому эта часть «реки времени», останется пустой…мы незнаем какие куклы будут в будущем.

Мне и кукле Марии очень понравилось с вами путешествовать. Вы дружные, отзывчивые ребята и поэтому получаете медали. А Мария останется в нашей группе. Наш музей кукол пополнится ещё одной куклой.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по рисованию с детьми ОИН на тему «Помидоры» (средняя группа) Тема: "Помидоры". Задачи: 1. Учить детей рисовать краской круглую форму (от центра путём образования массы) на основе предварительного.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группы .

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Овощи в нашем огороде» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию на тему «Овощи в нашем огороде» в старшей группе Цель: продолжать формировать знания об овощах. Задачи: 1. Формировать представления о плоде и семени с опорой на модели; 2. Закрепить представления.

Конспект НОД по познавательному развитию «Угощаем кукол чаем» во второй группе раннего возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на восприятие цвета.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа) КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей.

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «День защитника Отечества» (средняя группа)Конспект занятия по познавательному развитию на тему «День защитника Отечества» (средняя группа) Конспект занятия по познавательному развитию на тему «День Защитника Отечества» (средняя группа). Программные задачи: - формировать.

Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма»Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма» Занятие проводится в группе и в мини – музее (организованного в нашем детском саду) .[/b][/h3] Интеграция образовательных областей:«познавательное.

Видео «Танец кукол» (средняя группа)Видео «Танец кукол» (средняя группа) Какая самая любимая игрушка у любой девочки? Конечно это кукла, ведь с ней так интересно играть! Этот танец наши дети показывали в Новогодний.

Конспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с одним из главных символов Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленты, воспитывать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «История создания кукол» (средняя группа)
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 22:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию на тему «История создания кукол» (средняя группа)» (включая файлы) размещена пользователем Пичугина Светлана Леонидовна (УИ 2229168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД